Непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста "Что мы знаем о реке Воронеж?"
Автор: Кочетова Елена Дмитриевна, воспитатель ДОУ детского сада комбинированного вида № 42 г. Липецка.
Описание: авторская разработка непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста.
Материал может быть полезен педагогам дошкольных учреждений, как занятие по воспитанию нравственно-патриотических чувств, любви к Родине в разделе краеведения. В ходе мероприятия дети знакомятся с географической картой. Закрепляют название районов города, знакомятся со спортсменами- земляками, по водным видам спорта, которые побеждали на российском, мировом уровне и принимали участие в Олимпийских играх. Так же в конспекте занятия затронута тема экологии водоемов, как уберечь природу от мусора (в игровой форме).
Цели:
• Прививать чувство любви, ответственности и гордости за свой край;
• Развивать у детей познавательный интерес и ощущение неразрывности с окружающим миром;
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с географической картой;
2. Дать представление, где взяла начало наша река;
3. Формирование представление об особенностях реки Воронеж, её достопримечательностях:
4. Воспитывать гордость за земляков, добившихся результатов по водным видам спорта начинавшим тренироваться в Липецке на реке Воронеж.
5. Воспитывать желание сохранять и приумножать богатства родного края.
Оборудование: географическая карта, музыкальное оформление, картинки реки, мостов, пляжей, лодочной станции, фотографии наших земляков, добившихся результатов по водным видам спорта начинавшим тренироваться в Липецке на реке Воронеж, силуэты рыб, бросового мусора и удочки с магнитами.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, познание, социализация, безопасность.
Прогнозируемый результат:
Учебно-познавательная компетентность: у детей формируется представление о реке, её функциях и достопримечательностях, дети умеют анализировать, рассуждать, могут применять полученные знания на практике.
Коммуникативная компетентность: дети свободно вступают в контакт со
сверстниками и взрослыми, поддерживают беседу на познавательную тему.
Смысловая компетентность: расширяем кругозор детей по теме «Липецк-город мой родной».
Общекультурная компетентность: приобретен опыт освоения ребенком научной картины мира.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме, беседы с детьми.
Ход занятия:
- У нас на стене ребята весит географическая карта. Вы очень часто рассматриваете её.
- Что на ней изображено?
- Правильно! На ней наша планета, только в уменьшенном виде.
- А вот наша страна. В какой стране мы живём?...
- Россия очень большая страна, но она может уместиться на одном листе бумаги. Этот лист – карта. На карте изображены города, леса и горы, моря и озёра.
- А хотите, я покажу вам, где находится наш город на карте?...
- Как называется наш город? (ответы)
- Наш город Липецк, обозначен на карте, всего лишь маленькой точечкой. И эта точка стоит на синей полоске, да не на прямой, а на извилистой. Посмотрите сколько таких полосок на карте.
- Что они обозначают? (ответы)
- Вы ведь знаете, как называется река, которая протекает в Липецке и очень близко от нашего детского сада? (ответы)
- Да! Наша река называется Воронеж.
- С чего начинаются все реки? (ответы)
- Хотите, я расскажу вам сказку, откуда притекла к нам наша река?
Далеко – далеко друг от друга совсем в разных местах жили два родничка, из которых били фонтанчики воды и текли дальше маленькими ручейками. Вода бежала быстро. Ручейки, то скрывались в зарослях леса, то выбегали на луга. Они были маленькими, к ним, со всех сторон сбегались другие ручейки, ещё меньше. И наши ручейки становился всё шире, и глубже. Течение их постепенно замедлялось, и вот он уже стали двумя реками, которые однажды встретились и слились в одно целое русло. Это и есть наша река Воронеж. Бежит наша река по трем областям нашей великой родины России и впадает в могучую реку Дон.
- Вдоль реки расположились города, села, деревни. Люди издавна, строили свои дома по берегам водоёмов. Вот и наш Липецк расположился на левом и правом берегах реки Воронеж.
-На каком берегу города мы все с вами живем?....
-Как называется район, в котором находится наш детский сад?....
- А что соединяет нашу реку? Как люди переправляются с одного берега на другой?....
-Давайте пофантазируем:
Игра: Что было бы, если б не было мостов?...
- Кто знает, в честь кого назван мост соединяющий левый и правый берега в районе Новолипецка? Почему?
- А знаете другие мосты, которые есть в городе? (ответы)
- Ребята, а вы ходите на реку с мамой и папой? А часто? Как вы думаете, почему?
- А что можно делать на реке? (ответы)
- Без взрослых можно гулять у реки, купаться?
Игра: Что случится, если…….летом…, а зимой…?
- В нашем городе очень много пляжей для отдыха и купания. На какой пляж чаще всего вы ходите?
- По дороге на Новолипецкий пляж, справа от гостиницы «Лагуна» находится
лодочная станция. Многие из вас наверное, не один раз обращали внимание на лодки и парусники, стоящие на берегу реки. Здесь, на левом берегу реки Воронеж, расположена городская водноспортивная база, где тренируются юноши и девушки школы и пробуют себя в парусном спорте и академической гребле на байдарках. Наши земляки по водным видам спорта побеждали в чемпионатах России, были призерами чемпионатов мира, принимали участие в олимпийских играх.
(показать фото и рассказать о Вере Собетовой - чемпионке России, участнице Олимпийских игр в Лондоне, о Екатерине Зюзиной - победителя первенства России, о гребцох Льве Гриценко и Викторе Мисюткине, которые вошли в составе сборного экипажа, получили золото на универсиаде в 2013 году).
-Ребята, а вы хотите быть такими известными и знаменитыми, чтобы вами гордились не только липчане, но и вся страна?....
- Что для этого надо делать?....
- Сей час хотите стать байдарочниками? ...
Игра: На байдарках».
(Дети становятся в две шеренги, примерно в метре друг от друга, эмитируя реку.
По середине реки проплывает байдарка, ребёнок с завязанными глазами, если лодка сбивается с пути, дети-берега, не толкая, направляют её).
- Ребята, вы мне все рассказали, как и где вы отдыхаете на реке Воронеж. А многие из наших липчан предпочитает ещё какой-то вид отдыха у реки. Подумайте...
- Посмотрите на берегу сидят какие-то люди... что она делают?... (ответы)
- Значит, у нас в реке есть рыба? (ответы)
Игра: Вылови рыбку».
Дети:
- Мне попалась консервная банка.
- А мне рыбка.
- А мне разбитая бутылка.
- И я поймал рыбку…
- Значит, все-таки рыба у нас в реке есть?
- А хорошо ли рыбкам жить в такой, замусоренной реке? (ответы)
- Посмотрите сколько мусора на берегу и в воде.
- У меня есть плакат, где нарисованы дно и берег нашей реки. Здесь плавают рыбки, которые живут в нашей реке (сом, щука, угорь, карась, лещ, плотва, окунь, сазан), растут растения, и лежит много всякого мусора. Вот этот мусор надо убрать, а на плакате просто зачеркнуть. Вы согласны стать юными экологами и избавить реку от мусора.
Дети работают.
- Вот молодцы! Если каждый человек будет убирать хотя бы за собой, то у нас всегда и везде будет чисто.
Теперь и рыбам легко будет дышать в такой чистой реке и всем нам будет приятно придти отдохнуть на нашей реке Воронеж.
Наше занятие подошло к концу, если вас заинтересовали альбомы с фотографиями, плакаты, картины о нашей реке, возьмите и еще посмотрите и поговорите о знакомых вам местах..
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Экспедиция в тайгу»
Конспект НОД в средней группе на тему: Мой город
Итоговое занятие по краеведению в старшей группе
Практикум для педагогов ДОУ. Организация мини-музея
Похожие статьи:
Конспект НОД для старшей группы детского сада
Познавательное занятие в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе. Экскурсия в природу
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в старшей группе
Конспект НОД в старшей группе по теме: «Математика – логика»