Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Весёлая грамматика, 2 класс. Задания по русскому языку

Занимательный русский язык для младших школьников
Данная статья будет интересна и полезна учителям начальных классов.
Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся, воспитывать у них любовь к русскому языку.
Задачи: развивать познавательные и мыслительные процессы учащихся
* * *
Младший школьник очень чувствителен к звуковому ритму и реагирует на рифмы, именно ритм и рифма удерживают детское внимание. Поэтому у меня не возникает никаких сомнений, чтобы обучить грамоте и орфографическим правилам, надо начинать с рифмы и коротких стишков. Ведь стихи – это концентрированное взаимодействие звуков. Это форма языка, содержанием которой часто является звуковая игра. По строению такие стихи часто тяготеют к считалкам. И запоминаются они сами собой, чуть ли не с первого прочтения. Не надо забывать, что стихи не только расширяют кругозор, но и развивают эмоциональный интеллект.
Вот эти стишки я использую при обучении грамоте.
Большая буква.
Из чувства уважения
К началу предложения
Я букву нарисую
Красивую большую.

Букву видим мы большую.
«Для чего она?» - спрошу я.
«Может ставится большая
Чьё-то имя украшая?
Или это старт движенья-
Знак начала предложения?»
Слог
Сколько в слове слогов
Сосчитать я готов.
Сколько в слове слышу гласных,
Значит столько и слогов.
Дзин- один, трава – раз, два.
Посмотри- раз, два, три.
Ну, а если нету гласных?
«Чушь, - воскликнут буквы.
Слов таких на свете нет!»
А ведь есть слова без гласных:
К классу, в классе, с классом.
Сколько здесь слогов всего?
Да ни одного!
Звуки.
Вот струя воды из крана льётся вольно, без преград.
А зажму я кран ладонью- только брызги полетят.
Также через рот проходит и воздушная струя:
То свободно пропускаю, то преграды строю я.
Если путь широк, свободен- гласный звук услышишь ты:
А! Э! И!
Если торможу зубами З-З-З,
Если торможу губами Б-Б-Б,
Или просто языком Р-Р-Р,
Ты услышишь звук согласный,
Он с преградами знаком.

Если связки мирно спят,
Звук глухой негромкий.
Если связки задрожат,
Звук выходит звонкий.

Что там дрожь или покой.
Мы любой согласный,
Горло трогая рукой,
Различим прекрасно.
Если горлышко дрожит,
Значит звонкий звук бежит.

При обучении грамоте использую стихи Н.М. Бетеньковой:
Буква А и буква Я
Нам нужны для звука [а].
Слушать надо звук согласный,
Он нам всем подскажет ясно:
Если слышим МА и НА,
Значит, в слоге буква А.
Если слышим МЯ и НЯ,
Значит, в слоге буква Я.
После твердых – буква А,
После мягких – буква Я.

Буква О и буква Ё
Нам нужны для звука [о].
Слушать нужно звук согласный,
Он всегда нам скажет ясно:
Если слышим МО и НО,
Значит, в слове буква О.
Если слышим МЁ и НЁ,
Значит, в слове буква Ё.
После твердых – буква О.
После мягких – буква Ё.
И так далее

Непроизносимая согласная.
Я во все глаза смотрю.
Я не вижу будто бы.
Шапкой-невидимкой
Буква накрывается,
Непроизносимой буква называется.
Знаки препинания.
В конце предложения,
Вроде замочка, ставится точка.

Знак я самый маленький,
Но зато удаленький.
Видишь точку, не гони.
Полсекунды отдохни.
Тормози движение –
Финиш предложения.

Запятая, запятая
Разделяет, пролетает.

Словно палец указательный-
Знак наш восклицательный!

На странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу-
Разогнуться не могу.

Ударение.
Минуточку терпения.
Ты гласный тяни долго-долго,
Коль слово останется ясным,
С ударным ты встретился гласным.
А слово зови! Ма-а-а-ма.
Помощь рифмы для правильного ударения
Чтобы запомнить, на каком слоге надо делать ударение в том или ином слове, необходимо подобрать к нему созвучное слово, такое, в котором на этот слог ударение падает без сомнения. Или же слово должно рифмоваться с запоминаемым, причем так, чтобы рифма попадала на запоминаемый слог.
ИзбалОван-заколдОван
БаловАла-давАла
БалУет-пирУет
ЩавЕль- карамЕль
ТОрты-шОрты
БАнты- талАнты
ЛомОта (ломОть)-рабОта
ПринУдит-разбУдит
ШАрфы у МАрфы
КвартАл-настАл
ЗавИдно-вИдно
ТУфля-тУфли
ЗвонИт, сверлИт - АйболИт
КлАла- протирАла
СорИт- бурлИт
НачАв, начАвший-устАвший
КрасИвее-счастлИвее
СтолЯр-малЯр
КремЕнь-ремЕнь
ДоговОр- спОр
ДремОта-зевОта
ЖалюзИ-привезИ
ЦемЕнт-момЕнт
СлИва-слИвовый

Воспитание интереса к грамматике пробуждает у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, а также содействует приобретению и закреплению школьниками прочных знаний.

Похожие записи:

Изменения в ОГЭ по русскому языку в 2020 году Итоговая проверочная работа по русскому языку, 1 класс Контрольная работа по русскому языку, 1 класс Урок русского языка «Единственное и множественное число имён прилагательных», 2 класс

Похожие статьи:

Крылатые выражения для 2-4 класса

Словарик эпитетов, 4 класс

Воспитательная система класса в начальной школе по ФГОС, 1-4 класс
Опубликовано: 441 день назад (14 июля 2020)
Просмотров: 2452
+6
Голосов: 6
Юлия Владимировна Мещерякова # 14 июля 2020 в 22:29 +3
Здравствуйте, Валентина Андреевна. С интересом познакомилась с Вашей публикацией по теме "Занимательный русский язык для младших школьников". Благодаря ритму и рифме Вы помогаете усваивать ребятам школьный материал в более лёгкой форме. Такие "запоминалочки" запоминаются сами собой, с первого прочтения. Думаю, что ребята с удовольствием идут в школу на такие интересные уроки. Творческих успехов Вам.
Валентина Андреевна Кутырева # 15 июля 2020 в 09:12 +2
Благодарю)
Валерия Сергеевна Боденова # 15 июля 2020 в 10:09 +2
Материал очень полезен для учителей и учеников с 1-4 классы, потому что основная информация, которую они используют постоянно, детям надо обязательно повторять периодически, чтобы они не забыли. Стихи детям легче и интересней запоминать, чем правила, поэтому данный материал облегчает работу учителя. Эти стихи затрагивают различные пункты в обучении грамоте: пунктуации, правильное постановка ударения, учат детей правильному произношению гласных и согласных звуков и многое другое.
Цель данной статьи была достигнута. В ней находится самая основная информация про обучение грамоте. Стихи очень интересные и запоминающиеся. Спасибо за материал.
Валентина Андреевна Кутырева # 18 июля 2020 в 10:09 +2
Спасибо за содержательный отзыв
Людмила Васильевна Савенко # 17 июля 2020 в 21:31 +2
Голос! Спасибо за материал, пригодится в работе.
Валентина Андреевна Кутырева # 18 июля 2020 в 10:08 +2
Спасибо
Людмила Васильевна Савенко # 19 июля 2020 в 18:36 +1
Очень интересный материал. Творческих вам успехов. Вам голос!
Валентина Андреевна Кутырева # 19 июля 2020 в 19:37 +1
Спасибо
Нина Николаевна Косарева # 1 августа 2020 в 07:09 +1
Здравствуйте, уважаемая Валентина Андреевна! Я с удовольствием познакомилась с вашим интересным и познавательным конспектом - Занимательный русский язык для младших школьников, на своем уроке вы активизируете познавательную деятельность учащихся, воспитываете у них любовь к русскому языку, развиваете познавательные и мыслительные процессы учащихся, использую при этом рифмы и короткие стишки. Потому что младший школьник очень чувствителен к звуковому ритму и реагирует на рифмы, именно ритм и рифма удерживают детское внимание. Я с вами совершенно согласна в том, что стихи – это концентрированное взаимодействие звуков. Это форма языка, содержанием которой часто является звуковая игра. По строению такие стихи часто тяготеют к считалкам. И запоминаются они сами собой, чуть ли не с первого прочтения. Вы еще раз правы, что стихи не только расширяют кругозор, но и развивают эмоциональный интеллект.
Творческих вам успехов!
Голосую!
Валентина Андреевна Кутырева # 1 августа 2020 в 07:30 +1
Спасибо за содержательный отзыв