Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Воспитательная система класса в начальной школе по ФГОС, 1-4 класс

Воспитательная система класса (1 – 4 класс) «Шаг за шагом»
Описание:
Данный материал будет полезен учителям начальных классов. Данная работа очень актуальна, т.к. на днях (23.06.20) на пленарном заседании Государственная Дума единогласно приняла проект федерального закона № 960545-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся", внесенный президентом Российской Федерации. Где президент России отметил, что приоритетной задачей воспитания является формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России, зрелого ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой Родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре и традициям людей, которые живут рядом. А министр просвещения РФ Сергей Кравцов добавил, что не только семья, но и школа должна воспитывать будущего гражданина нашей страны.

Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский

Обоснование
Воспитание - целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации.
В настоящее время школы работают, опираясь на Федеральные государственные стандарты образования и воспитания учащихся. Общество требует обучения детей пониманию необходимости своего труда, а педагогика – гармоничного развития личности ребёнка.
Задача ФГОС – ориентация системы образования и воспитания на новые результаты, связанные с развитием личности ребёнка. Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей». Это успешнее получается, когда в воспитании принимают участие школа, семья, социальная среда, окружение и все факторы, с которыми соприкасается личность растущего человека.
При создании данной воспитательной среды учитывались задачи, которые ставит перед учителем государство, школа с опорой на базовые человеческие ценности. Актуальными вопросами стали:
- духовно-нравственное развитие;
- ежедневное повышение уровня культуры;
- гражданско-патриотическое воспитание;
- здоровьесбережение школьника;
- трудовое, экологическое и интеллектуальное направления.
Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка, стоит во главе воспитания. И значит – это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства
Младший школьный возраст является важнейшим периодом в развитии личности ребёнка и формировании его эмоционального опыта, который напрямую зависит от организации учебно-воспитательной работы.
Многолетний опыт работы с детьми этого возраста показывает, что в благоприятной среде в детях проявляются хорошие, добрые качества личности. «Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой», - это «золотое правило» стало главным в нашем классе. Есть у нас и другие правила дружбы, которые принимали все ученики нашего класса:
- не злись;
- не зазнавайся;
- не обижай слабого и младшего;
- учись договариваться, а не драться (решай вопросы не с позиции силы, а с позиции ума);
- каждый день делай хоть какое-нибудь доброе дело и др.
По этим правилам живут ученики нашего класса уже 3 год. Заметны перемены в отношениях: почти не стало драк, исчез повышенный тон в общении, большинство научились работать в парах, группах, дети в основном могут договариваться, они постепенно становятся более самостоятельными, почти перестали плакать, любят выполнять различные поручения, все вопросы решают с позиции добра и т.д.
Родители, дети, учитель работают в единстве. Много добрых дел совершают они в классе, школе, дома. Основная идея нашего сотрудничества – всё, что мы делаем, должно нести добро людям, чтобы мир вокруг нас становился лучше.
Целеполагание
Цель: создание условий для развития духовно-нравственной, гармоничной, физически здоровой личности, способной к творческой самореализации с активной гражданской позицией в единстве семьи, школы и других социумов.
Для достижения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) способствовать формированию гармонично-развитой, духовно-нравственной, творческой личности с активной гражданской позиции;
2) воспитание ребёнка как члена семьи, школьного коллектива, общества, формирование умения общаться с различными категориями граждан;
3) приобщать к здоровому образу жизни;
4) создать в классе благоприятную эмоционально-психологическую среду для успешного развития участников образовательного процесса, нацеливать их на самореализацию в обществе;
5) способствовать осуществлению воспитательного процесса учащихся в единстве семьи и школы (семья - ученик - школа - семья).
Концептуальные основы системы
При создании воспитательной системы «Шаг за шагом» были изучены различные теории, концепции, подходы, взгляды известных педагогов на воспитание детей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «хороший учитель – это, прежде всего, человек, который любит детей, находит радость в общении с ними, верит в то, что каждый ребёнок может стать хорошим человеком, умеет дружить с детьми, принимает близко к сердцу детские радости и горести, знает душу ребёнка, никогда не забывает, что и сам был ребёнком».
Действительно, каждый ребёнок должен чувствовать, что он незаменим, любим, что его принимают таким, какой он есть, с ним хотят общаться, дружить, с ним интересно. Первыми людьми, дающими ребёнку любовь и заботу, должны быть родители. В них он видит защитников, советчиков, друзей. И вот ребёнок переступает порог школы, надеясь, что рядом с ним окажутся люди, которые смогут утешить, успокоить, научить, развеселить, помогут стать умнее, терпеливее, смелее, добрее. Учителю важно не разочаровать ребёнка, а, наоборот, превратить его школьные часы, дни, годы в радостные и счастливые мгновения, чтобы детям запомнилось не серое существование, а живая, полная смысла, переживаний, труда, увлечения, поисков и находок жизнь.
Грузинский педагог Ш.А. Амонашвили писал: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь благодатной почвой для развития человеческих чувств и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но, в первую очередь, в их душах и сердцах».
Учения и мысли этих известных педагогов помогли мне утвердиться в выборе гуманистического принципа при разработке воспитательной системы. В своей работе я опиралась на «педагогику сотрудничества» Ш.А. Амонашвили, на концепцию, ориентированную на коллективное воспитание В.А. Караковского, на личностный подход С.Л. Соловейчика.
В основе воспитательной системы «Шаг за шагом» лежит гуманистический принцип. Суть этого принципа в том, чтобы «расположить ребёнка к воспитательному процессу, сделать его добровольным помощником в своём же воспитании» (Ш.А. Амоношвили). Основными положениями воспитательной системы стали:
- поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой. Принимать человека надо таким, какой он есть.
- нужно учить детей радоваться успеху другого человека, огорчаться его неудачам, поддерживать в трудную минуту;
- «Воспитание – это постоянное духовное общение учителя и ученика» (В.А. Сухомлинский). Учитель должен постоянно общаться со своими учениками, не проходить мимо ребёнка, который хочет быть услышанным, замеченным;
- сотрудничество взрослых и детей. Взрослые помогают развитию ребёнка, а взамен получают положительные эмоции и снятия уровня беспокойства за детей. В совместной деятельности родителей, детей, учителя каждый вносит что-то своё и учиться чему-то у других. С первого класса работает «сменный родительский комитет», в течении 4 лет каждый родитель целый год участвует в его работе. Это снимает многие негативные эмоции.
- браться за любое дело с увлечением, развивать творческий потенциал детей, формировать активную жизненную позицию. В этом помогает проектно-ориентированный подход.
Таким образом, были определены основные направления воспитательной системы класса. Они перекликаются с социальными ролями, при выполнении которых человек приобретает качества, помогающие ему стать гармоничной личностью. В тесном сотрудничестве родителей и учителя легче передавать социальные, нравственные, культурные ценности учащимся. В мире добра надежнее оставить след в душах и сердцах воспитанников.

В воспитательной системе класса выделены следующие направления:
Духовно-нравственное (Работа по формированию духовно-нравственных качеств личности. Приобщение к общечеловеческим культурным ценностям).
• Нравственное воспитание. Общение. Досуг. Милосердие.
• Гражданско-патриотическое воспитание.
Общеинтеллектуальное (Работа по созданию условий для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии).
• Воспитание культуры обучения. НОУ, предметные олимпиады, конкурсы
Общекультурное (Работа по формированию дружного, сплоченного классного коллектива. Формирование навыков общения, культуры поведения).
• Воспитание семейной культуры.
• Трудовое воспитание и профориентационная работа. Экологическое воспитание.
• Этическое и эстетическое воспитание
Спортивно-оздоровительное (Работа по приобщению к здоровому образу жизни и правильному отношению к окружающей среде).
• Физическое и валеологическое воспитание. Оздоровительные мероприятия.
Социальное.
• Профилактическое:
- Социальная защита детей и правовое воспитание. Группа риска.
- Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма
Аналитическая часть
Краткая психолого-педагогическая характеристика класса
1. Социальный статус класса (класс как социальная группа)
В классе 14 мальчиков: 5 человек 2009 года рождения, а 9 человек – 2010 года рождения. Класс особый, дети с ограниченными возможностями здоровья. Три мальчика с диагнозом: расстройство аутистического спектра, где у одного из них под вопросом ещё один диагноз: лёгкая умственная отсталость; один ребенок- слабослышащий (тугоухость), у остальных задержка психического развития. К учебным занятиям ребята относятся ответственно и являются довольно работоспособными.
Начиная с первого класса, среди учащихся выделились две микрогруппы.
Первая группа – дети ходили в один детский сад. Они до сих пор тесно общаются между собой, дружат, гуляют вместе.
Вторая группа – дети, которые пришли в класс из других школ или из других классов. Это происходило в течении 1, 2 классов. Их шесть человек. Многие из них успешно влились в классную группу и нашли друзей.
В первом классе отношения между детьми были более сложными, часто вспыхивали конфликты, ссоры, и даже драки. В настоящее время в результате совместной работы учащихся, классного руководителя, педагогов, родителей прослеживается динамика развития классного коллектива. В классе сложились доброжелательные отношения, открытой агрессии в поведении отдельных учащихся уже не наблюдается. Учащиеся стали более терпимы друг к другу. Общение большинства ребят строится на принципе сотрудничества и взаимной поддержки. В классе есть работоспособный актив, но явного лидера нет, «отвергнутых» тоже нет. Обособленно в классе держится только один ученик в силу своего заболевания (РАС и легкая умственная отсталость)
Учащиеся ответственно относятся к роли дежурного, добросовестно выполняют поручения: моют доску, наводят порядок в игровом уголке, готовят рабочее место к уроку и т. п.
Школьники переживают удачи и неудачи своего класса, болеют за свой коллектив. При проведении общественных мероприятий стараются держаться вместе.
Учащиеся всегда информированы о том, что происходит в школе. Класс проявляет большой интерес к внеурочной деятельности: с помощью педагогов готовят песни, заучивают стихотворения для мероприятий; совместно с родителями готовят поделки и открытки для конкурсов. Дети так же посещают различные кружки с учётом своих интересов.
У всех ребят условия воспитания в семье отвечают социальным требованиям. Отношение родителей к своим детям ответственное и доброжелательное. Все родители посещают родительские собрания, прислушиваются к рекомендациям специалистов в школе.

2. Учебная деятельность
Высокий уровень учебной мотивации имеют 3 ученика, они осознают важность и необходимость учения, охотно ходят в школу, стремятся учиться лучше, с интересом относятся ко всем предметам. Эти мальчики быстро включаются в учебную деятельность, работают на протяжении всего урока, имеют достаточно устойчивые знания и способности к анализу, установлению закономерностей. Внимание произвольное, может работать с материалом недостаточно интересным, но важным на данном этапе урока. Темп деятельности познавательной активности выше среднего показателя класса. Новый материал запоминают быстро и прочно, умеют сравнивать, классифицировать, находить существенные признаки. Учебную задачу принимают и удерживают в полном объеме на протяжении всего урока. Работу доводят до конца. Развит самоконтроль.
Средний уровень учебной мотивации имеют 7 человек. Это учащиеся, которые осознают важность и необходимость учения, но с интересом относятся лишь к отдельным предметам. Но они не всегда могут работать самостоятельно. Внимание произвольное, но с нарушением распределения. К середине урока появляется утомление. Эмоционально-волевая сфера является недостаточно зрелой. Дети понимают и сохраняют учебную задачу, но во время работы отвлекаются. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо. Речь у части детей с нарушениями звукопроизношения. Темп деятельности познавательной активности соответствует среднему показателю класса. Самоконтроль развит недостаточно хорошо.
Низкий уровень учебной мотивации у четырёх учащихся. У этих ребят нет особого интереса к учебе. Внимание непроизвольное. Познавательно - ориентировочный рефлекс снижен. Знания непрочны, недолговечны. Чаще запоминают механически, не пытаясь осмыслить. Дети работают по образцу. Им необходимы упражнения с комментированием, частое повторение задания, индивидуальная помощь учителя. Работоспособность низкая. Данные ученики быстро утомляются, чаще других отвлекаются. Им необходима смена видов деятельности, минутки релаксации, физ. паузы.

3. Знание и соблюдение культуры поведения и воспитания учащихся класса
За два с половиной года обучения в школе дети в основном научились обслуживать себя самостоятельно:
- приходить вовремя в школу;
- здороваться с учителями и одноклассниками, родителями;
- готовиться к уроку;
- правильно вести себя на переменах;
- аккуратно одеваться и раздеваться;
- следить за своим рабочим местом и др.
Но не у всех это получается, поэтому командир класса или дежурные напоминают им об этом.
Поведение учеников также бывает разным. Есть дети, у которых сформировалась позиция ученика: они ведут себя хорошо на уроках и в перемену, вежливо общаются с одноклассниками, доброжелательные, умеют договариваться. Есть дети, которым надо постоянно напоминать, объяснять, рассказывать на примерах, что и как надо делать в школе и зачем они сюда пришли. Такие дети эмоционально неустойчивы, нервничают, плачут, порой грубят одноклассникам и учителям. Большую помощь в воспитании таких учеников оказывают лидеры класса, дежурные, учитель и родители.

4. Здоровье
В результате медицинских обследований, было выявлено, что в классе 9 человек могут заниматься в основной группе здоровья, а 5 человек – в подготовительной, из них два ученика инвалида: один с РАС, другой по тугоухости.
Есть различные отклонения в здоровье учащихся: нарушение осанки, сколиоз, глазные заболевания, остеохондроз, неврология, заболевания пищеварительной системы, есть гиперактивные дети, есть дети с замедленной реакцией. Абсолютно здоровых детей практически в классе нет.
Посадка детей за парты осуществляется исключительно по рекомендациям врача, проводятся работы по профилактике различных заболеваний: проветривание кабинета по графику; влажная уборка каждый день; генеральная уборка родителями кабинета 1 раз в неделю; физкультминутки на уроках; различные виды гимнастик и зарядок в течении дня (для глаз, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика, и др.)

5. Педагогические выводы
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:
- учащимся класса необходимо продолжать развивать навыки самостоятельности;
- учиться разрешать конфликты не с позиции силы, а с позиции ума;
- учиться договариваться, учиться слушать и слышать своих товарищей и учителей, принимать мнение других;
- продолжать формировать умение работать в группах и парах, совместно выполнять проектную деятельность, развивать коммуникативные навыки;
- необходимо у мальчиков развивать мужские качества поведения;
- продолжать формировать навыки трудового воспитания, ответственного отношения к дежурству по классу и т.д.
Все эти проблемы необходимо выполнять совместно учителю, ученикам и родителям, внедрять педагогику сотрудничества.
Модель ученика – выпускника начальной школы
(в соответствии с ФГОС)
Портрет ученика начальной школы складывается из следующих личностных характеристик:
• ученик, любящий свой народ, свой край и свою Родину;
• ученик, уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
• ученик любознательный, активно заинтересованно познающий мир;
• ученик, владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
• ученик готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
• ученик доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать своё мнение, сотрудничать для достижения общих результатов;
• ученик, ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы;
• ученик социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями;
• ученик, выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Внешние и внутренние связи
и отношения воспитательной системы класса
При разработке воспитательной системы учитывались различные факторы влияния на объект воспитания (ученика). Необходимо привести в соответствие эти взаимодействия.
Схема. Внешние и внутренние связи и отношения, входящие в воспитательную систему «Шаг за шагом»


• Важную роль в воспитании играет привлечение семьи. Только в сотрудничестве с родителями можно достичь высоких результатов в воспитании.
• Общение со сверстниками в классной среде и с учащимся других классов.
• Общение с учащимися старшего возраста. На классную группу положительное влияние оказывают шефы из 7-го класса, помощники воспитателей в летнем школьном лагере.
• Классный руководитель, учителя школы, завучи, директор, психолог, логопед тоже входят в область взаимодействия ученика и являются главными наставниками.
• Библиотеки, музеи, выставки, театры и кинотеатры оказывают огромную помощь в воспитании. Дети там получают новые знания и учатся трудиться и культурно себя вести.
• Друзья из ближайшего окружения, руководители кружков, секций, театральной студии и др. обогащают жизнь учащихся.

Социальное сотрудничество оказывает огромную помощь в работе классного руководителя.
Механизм функционирования воспитательной системы класса
На первой ступени работы воспитательной системы в классе были приняты совместные правила школьной жизни. Их обсуждали все: учитель, ученики, родители. Дети в процессе проектной деятельности оформили эти правила в виде стенгазет и назвали их «правилами дружбы» (см. рисунки).
Свою школьную жизнь ученики стали сверять с этими правилами. На второй и третьей ступени эта работа продолжается, правила повторяются и закрепляются в виде различных проектов: инсценирование, выпуск «Молний», выступления на классном часу и т.д. На четвертой ступени работы планируется подведение итогов жизни учащихся по этим правилам в виде проектной деятельности.

Воспитательная работа в классе ведётся по 5 направлениям. Все они одинаково важны для детей и способствуют формированию гармоничной личности. В течении первого и второго классов дети узнали много нового об окружающем мире, о жизни в школе, об одноклассниках, о своей Родине, о своей родословной. Они пробуют себя в различных формах проектной деятельности, проверяют умения выполнять различные поручения, совершенствуют умения организовывать различные мероприятия с помощью взрослых и самостоятельно. Уровень самостоятельности возрастает с каждой ступенью воспитательной работы. Дети стараются помогать друг другу, учителю. Родители, учитель и ученики вместе хотят сделать школьную жизнь детей более содержательной и интересной.
Диагностические исследования учащихся 1 – 2 класса
В качестве предпосылок создания воспитательной системы явились результаты исследований детей и родителей класса, которые проводились совместно с психологом школы. Был сделан мониторинг личностного развития учащихся (уровень развития психических познавательных процессов, анализ эмоционально-волевой сферы, изучение психологического климата семьи, линия нравственного развития личности ребёнка). Это было необходимо для выстраивания каждому ученику коррекционной и дидактико-воспитательной работы.
Эффективность воспитательной работы в классе можно проанализировать по следующим показателям:
- прирост основных потенциалов личностного развития ученика;
- сформированность коллективистических отношений в классе;
- удовлетворенность обучающихся и родителей жизнедеятельностью класса.
В процессе диагностики у учащихся 1, 2 классов (сентябрь – октябрь, май) были рассмотрены следующие параметры:
- развитие вербально-логического мышления;
- установление логических связей;
- уровень концентрации внимания;
- память, речь;
- степень произвольной регуляции поведения;
- уровень волевой готовности;
- самооценка;
- саморегуляция;
- тревожность;
- агрессия;
- психологический климат семьи.

Данные исследований следующие:

На диаграмме 1 видно:
- по сравнению с 1-м классом вырос процент учащихся с выше среднего и средним уровнем вербально-логического мышления;
- процент детей с низким и очень низким уровнем развития вербально-логического мышления уменьшился во 2 классе, но он всё-таки сохраняется. У этих детей преобладает наглядное мышление, объём знаний об окружающем мире находится на бытовом уровне. Логическое мышление развивается с трудом.

На диаграмме 2 видно:
- процент учащихся с высоким уровнем успешности в учебе вырос незначительно: дети легко учатся, хорошо развиты мыслительные операции;
- значительно вырос – 3 уровень: дети также успешны, но, чтобы стать отличниками, нужно приложить усилия;
- несколько снизился процент учащихся, отнесенных к 2 и 1 уровню успешности: дети с педагогической запущенностью, им труднее даётся обучение.




На диаграмме 3 видно:
- большинство учащихся имеет компетентный характер коммуникативной компетенции;
- намечается рост процента учащихся с компетентным характером коммуникативной компетенции.
Согласно представлениям Т. Гордона, компетентность в общении характеризуется позицией «на равных», без давления сверху, без зависимости. Из данного исследования можно сделать вывод, что дети не всегда общаются «на равных», уверенно, бывают агрессивные выпады, оказывающие давление, и пассивное отношение к какой-либо ситуации, и заискивающие взаимоотношения.
Хотя основная масса детей способна участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, выполнять разные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы, договариваться друг с другом.
Анализ диагностических результатов позволяет сделать следующие выводы.
1. Обучающиеся класса имеют недостаточный уровень сформированности базовых ключевых компетенций.
2. По сравнению с 1-м классом у учащихся наблюдается положительная динамика личностного развития.
3. Не все родители обладают достаточным уровнем педагогической культуры.
На основании сделанных выводов выявлены противоречия:
1. Между требованиями ФГОС и уровнем готовности учащихся класса к достижению поставленных целей и задач.
2. Между уровнем педагогической культуры родителей и требованиями ФГОС.
Проведённая диагностика показывает, что несмотря на выявленные противоречия, воспитательная система работает и даёт положительные результаты. Воспитательная система является открытой и в процессе перехода от одного этапа к другому происходит её коррекция и изменение в соответствии с требованиями ФГОС .
Этапы функционирования воспитательной системы класса
Условно можно выделить четыре этапа функционирования воспитательной системы класса:
1) проектирование (или прогнозирование);
2) становление;
3) успешное функционирование;
4) совершенствование.

Программа рассчитана на все четыре года обучения детей в начальной школе. Однако продолжительность каждого этапа зависит от особенностей класса, возможностей и способностей детей и может совпадать или не совпадать с продолжительность учебного года.
Этап 1 «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»
(сентябрь 2018 – май 2019 г.)
- знакомство с учениками класса, изучение личностных особенностей, обучающихся и их родителей;
- создать условия для адаптации учащихся в новом коллективе;
- определить общие цели, перспективы деятельности;
- сформировать деловые отношения в общей деятельности.
Этап 2 «Я и мои друзья»
(сентябрь 2019 – май 2020 г.)
- сплочение детского коллектива, укрепление межличностных отношений;
- организация совместной деятельности в детском и родительском коллективах по определению перспектив творческой деятельности;
- вовлечение каждого учащегося в коллективную творческую деятельность
- организация работы актива класса;
- формирование традиций класса.
На этом этапе формируется чувство «локтя», призыв «сделай сам – помоги другому» становится основным девизом жизнедеятельности коллектива.
Этап 3 "Жизнь дана на добрые дела"
(сентябрь 2020 – май 2021 г.)
- обучение ребят методам анализа и самоанализа деятельности;
- активно развиваются самоуправленческие начала;
- актуальны лозунги: «делай как лучшие из нас!», «Твори добро!», «каждый день делай хоть какое-либо маленькое доброе дело»;
Данный этап предполагает стабильность и определённую целостность, благоприятную атмосферу в жизни классного коллектива.
Этап 4 «Я и большой мир»
(сентябрь 2021 – май 2022 г.)
- находить различные способы совершенствования коллектива, пробовать новые идеи, формы;
- обобщать лучший опыт жизнедеятельности класса и делиться им с другими классами.
Образно работу воспитательной системы «Шаг за шагом» можно представить в виде рисунка. Мы сажаем семена добра (I этап). Всё, что окружает ребёнка, взращивает эти семена, и появляется небольшой росток (II этап). Мы продолжаем ухаживать за этим ростком, и вот - это уже небольшое деревце (III этап). Затем оно становится выше и крепче (IV этап). Но так как наша система открытая, то в последующих классах надо продолжать ухаживать за этим деревцем, и оно наполнит мир красотой, радостью, добром.
Годовой цикл мероприятий
«Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики».
(сентябрь 2018 – май 2019 г.)

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2018 – май 2019 год.
Закончился год обучения в школе. Интересно узнать, что понравилось и запомнилось детям и родителям в этом учебном году, а что их огорчило. Было проведено анкетирование детей и родителей.
Анкета для детей:
1) Что тебя радует в школе?
2) Что тебя огорчает в школе?
3) Какое мероприятие тебе понравилось?
4) Твои пожелания на будущий год.
Анкета для родителей:
1) Что понравилось в этом учебном году?
2) Ваши пожелания на будущий год.
3) Какое мероприятие (дело) Вы могли бы провести в следующем году или принять участие в его подготовке?
Ответы на эти простые вопросы помогли убедиться, что воспитательная работа движется в правильном, позитивном направлении.
Сотрудничество учителя, детей и родителей становится важным фактором в создании воспитательного пространства, где царит добро, дружба, уважение, культ знаний, взаимовыручка и взаимопомощь, каждый ребёнок в классе принимается таким, какой он есть.
Но остались проблемы, над которыми предстоит работать на следующем этапе:
- продолжать формировать сознательную дисциплину и культуру поведения, речи учащихся;
- продолжать работу по сплочению коллектива, через активизацию деятельности каждого ребёнка.
- осуществлять более тесное взаимодействие семьи и школы.
Ожидаемые результаты.
Реализация программы предполагает, что к концу 2 класса мы можем получить следующие результаты:
1) социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
2) приобщение к здоровому образу жизни;
3) раскрытие творческого потенциала каждого учащегося;
4) укрепление гражданской позиции;
5) стремление к самореализации.
«Я и мои друзья»
(сентябрь 2019 – май 2020 г.)

Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2019 – март 2020 года.
По окончании второго этапа воспитательной работы было проведено анкетирование детей и родителей. Классный руководитель совместно с родительским комитетом изучили пожелания детей и родителей класса на основании которых были сделаны следующие выводы:
- большинство детей способны осуществлять коллективную творческую и познавательную деятельность, хотя не у всех это получается;
- активное участие в жизнедеятельности класса принимают родители;
- в классе появились традиции: празднование дня именинника, Дня победы, «Дары осени», «Новогодние ёлки» и др.
Ожидаемые результаты
Реализация программы предполагает, что к концу 3 класса мы должны получить следующие результаты:
1) дальнейшее укрепление гражданской позиции каждого ученика;
2) стремление к самореализации, к самостоятельности;
3) приобщение к ЗОЖ;
4) раскрытие творческого потенциала в индивидуальной и коллективной работе;
5) дальнейшая социализация каждого ученика, осознание своей роли в классном коллективе;
6) дальнейшее вовлечение родителей в воспитательную работу класса.
Промежуточный анализ 2 этапа воспитательной работы «Шаг за шагом», проведённой во 2 «В» классе (2020 год)
На данном этапе ставились следующие задачи:
1. дальнейшее сплочение коллектива класса;
2. развитие и формирование самоуправленческих навыков;
3. формирование благоприятной эмоционально-психологической и нравственной атмосферы в классе.

В Ш четверти 2-го класса были проведены промежуточные диагностики:
Диагностическая методика Н. Шишкиной «Мультфильм о нашем классе».
Каждый ученик должен был подготовить один кадр о нашем классе, чтобы получился мультфильм.
Ребята рисовали самостоятельно без подсказок и коррекции учителя. Кадры потом склеиваются, и ребята озвучивают свой кадр. Эта методика позволила получить много информации о классе:
1) Какие сцены и факты из жизни класса повторяются;
2) Какие имена чаще называются в кадрах мультфильма;
3) Какая эмоциональная окраска фильма – злая, добрая, смешная, грустная и др.;
4) Какие проблемы поднимает мультфильм.
Мультфильм получился смешным и добрым, без драк, ссор, оскорблений. Ребята рассказывали о своей школьной жизни, какие уроки им нравятся, что любят делать после уроков.
Учащимся предлагалось дома написать сочинение на тему по выбору: «Если б я был бы учителем», «На каких уроках мне не бывает скучно».
Анализ сочинений показал, что многие написали о своих любимых уроках: математики, окружающего мира, физкультуры, ИЗО. Стало понятно, что труднее всех даётся им русский язык. Он требует много сил.
Дети в сочинениях высказали своё доброжелательное мнение о школе.

Методика изучения личности учащегося и коллектива Н. Шишковой.
Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности (в соответствии с возрастом) личностных качеств. Каждый показатель воспитанности оценивается по уровню его сформированности: высокий, хороший, средний, низкий. При этом если какая-то сторона поведения ученика получила резко отрицательную оценку, как не соответствующую нормам поведения в обществе, то независимо от других оценок общая оценка будет низкой.
Было проведено анкетирование учащихся: «Качества личности, которые надо вырабатывать в себе, чтобы достичь успеха».
Отношение к природе
• Любовь к животным;
• Любовь к растениям;
• Бережливое отношение
Любознательность
• Люблю получать новые знания;
• Люблю читать;
• Правильная организация своего времени;
• Хочу хорошо учиться
Прилежание
• Внимательность;
• Собранность;
• Аккуратность;
• Бережливость;
• Старательность.
Поведение
• Выдержанность;
• Доброжелательность;
• Активность;
• Справедливость
Гражданские качества
• Патриотизм;
• Соблюдение законов и правопорядка;
• Я – гражданин России;
• Сопричастность
Оценивание проводится по пятибалльной системе:
5 всегда
4 часто
3 редко
2 никогда
1 другая позиция

По каждому критерию (качеству) выводится одна среднеарифметическая оценка.
В результате каждый ученик имеет пять оценок. Затем из пяти оценок вновь выводится среднеарифметическое значение. Средний балл и является условным определением уровня воспитанности.
Средний балл Уровень
4, 5 – 5 высокий
4 – 4, 4 хороший
2,9 – 3, 9 средний
2 – 2, 8 низкий
Сводный лист данных изучения уровня воспитанности учащихся класса.
Качества личности Средний балл Уровень
Отношение к природе 4, 2 хороший
Любознательность 4, 3 хороший
Прилежание 3, 8 средний
Поведение 3, 9 средний
Гражданские качества 4, 6 высокий
Сводные данные по классу 4, 1 хороший
Как показывают результаты анкетирования учащихся: у них в основном хороший уровень воспитанности. Дети начинают задумываться о себе, о своём месте в мире, начинают осознавать свой образ, что делают хорошего, плохого, какие у них есть качества характера, какие из них положительные, какие отрицательные, как они относятся к природе, к друзьям, к школе, что интересует их в жизни.
Выводы:
Результаты методик показывают, что дети достаточно нравственно воспитаны, на первом месте по значимости такие ценности, как любовь к родным, Родине, дружба, взаимовыручка, гордость за страну, ответственность за свои поступки.
Коммуникативные навыки также сформированы, дети хорошо общаются между собой. Дети с РАС и ЗПР стали общаться больше в этом году, вместе играть.

На диаграмме 4 видно:
- снизился процент учащихся, выполняющих домашние задания с родителями;
- вырос процент семей, в которых родители стали интересоваться школьной жизнью;
- вырос процент семей, участвующих в совместных походах, поездках.
Выводы:
Родители стали больше внимания уделять детям, разговаривать о прожитом, вместе ходить в походы. Их интересует классная жизнь.
"Жизнь дана на добрые дела"
(сентябрь 2020 – май 2021 г.)


Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2020 – май 2021 года будет проведен в мае 2021 года в виде анкетирования и -сочинений, других методик.
Ожидаемые результаты:
1) развитие творческого потенциала учащихся и их родителей;
2) совершенствование самоуправления в классе;
3) привитие ЗОЖ;
4) воспитание патриотизма, укрепление гражданской позиции;
5) дальнейшее развитие самостоятельности и самообслуживания;
6) раскрытие нравственного потенциала учеников и их родителей.
«Я и большой мир»
(сентябрь 2021 – май 2022 г.)


На всех этапах применяются следующие способы реализации воспитательной системы:
- конкурсы,
- проекты,
- КТД,
- встречи,
- игры,
- концерты,
- экскурсии,
- творческие мастерские,
- психологические тренинги (тимбилдинги),
- дебаты,
- диспуты и т.д..
Анализ воспитательной работы периода сентябрь 2021 – май 2022 года будет проведен в мае 2022 года в виде анкетирования, сочинений и творческих работ, с использованием методик Н.Шишкиной и др..
Ожидаемые результаты:
1) коллектив класса стремится к поиску новых перспектив на основе традиций, сохраняемых и передаваемых учащимися;
2) коллектив родителей также сформирован и готов поддерживать учеников в среднем звене;
3) создания образа пятиклассника на основе нравственных правил, осознающего свою социальную роль в классе, семье, обществе.
Управление жизнедеятельностью классного коллектива
Детское самоуправление
Начиная с первого класса учитель воспитывает в детях навыки самоуправления: распределяет поручения, выбирает ответственных за какое-либо дело, осуществляет контроль и приучает к самоконтролю и т.д. Это очень важно для воспитательного процесса, т.к. дети учатся взаимодействовать друг с другом, решая какие-либо задачи, учатся самостоятельности, ответственности за порученное дело.
Организация классного самоуправления
Воспитательная система называется «Шаг за шагом». С первого класса мы осваиваем навыки самоуправления: распределяем поручения по желанию. Дети делятся на группы по интересам: «Друзья природы», «Книголюбы», «Любители чистоты и порядка», «Санитары», «Затейники», «Консультанты», «Редколлегия». У каждой группы важные обязанности, за которыми следит ответственный ученик (лидер группы). Работая в этих группах, дети получают различные знания, умения и навыки, которые используют в жизни. На стенде «Классная жизнь» ученики пишут заметки о проделанной работе, делая акцент на положительных моментах.
По итогам года самые активные ученики награждаются отличительными знаками: «Лучший друг природы», «Лучший книголюб», «Лучший санитар» и т.д.
Во втором классе структура самоуправления изменилась: класс был разделён на 3 отряда, в каждом отряде был избран свой командир, а также командир класса (методикой социометрии). Теперь в каждом отряде выбираются ответственные за то или иное дело, сами дети вместе с лидером оценивают выполнение поручений, назначают дежурных, помогать могут все члены отряда, если кто-то не справляется. Члены отряда могут организовывать и проводить для ребят класса конкурсы, викторины и другие мероприятия. В конце каждой недели командиры отрядов докладывают классному руководителю о работе своих отрядов, за успехи самые активные учащиеся получают баллы в рейтинг учащихся класса. В конце года те учащиеся, которые набрали большее количество баллов, получают грамоты, призы. По такому же принципу строится работа в 3 и 4 классах. Командир класса и командиры отрядов составляют актив класса. Они могут переизбираться по различным причинам.
Классный руководитель совместно с активом класса корректируют систему управленческих начал, проводят усложнение индивидуальной и коллективной деятельности младших школьников, вносят изменения в систему заданий и требований к учащимся по мере их взросления.
Родительское самоуправление.
Важную роль в работе воспитательной системы играет коллектив родителей класса. На первом собрании мы решили, что все родители будут принимать участие в жизнедеятельности класса, поэтому они разделились на 3 группы. Ежегодно в родительском комитете работает одна из групп. Даже если родители прекрасно справились со своими функциями, на следующий год всё равно выбирается другая группа родителей. Такая форма работы даёт положительные результаты.
Во-первых, каждый родитель пробует себя в роли организатора жизнедеятельности детей. Во-вторых, снимается напряжённость во взаимоотношениях родителей. В-третьих, дети просто счастливы, что их родители помогают классу. Это способствует сплочению детей с родителями.
Итак, родительский комитет избран. На первом его заседании мы распределяем обязанности и выбираем:
- трудовой сектор (помощь в поддержании чистоты в кабинете, составление графика дежурств родителей, украшение класса, помощь в ремонте мебели и т.д.);
- финансовый сектор (помощь в покупке канцтоваров, призов, грамот для детей и т.д.);
- культмассовый сектор (помощь в организации праздников, экскурсий, походов в театры, в музеи, на выставки, помощь в выпуске газет и т.д.);
- здоровьесберегающий сектор (дезинфекция кабинета во время карантина, каникул, обновление аптечки класса, пошив ватно-марлевых повязок для детей и т.д.).

Совместно с родительским комитетом мы обсуждаем и планируем дальнейшую воспитательную работу, вносим коррективы, проводим анкетирование и т.д.
Чётко организованная работа родительского комитета способствует повышению заинтересованности родителей в жизнедеятельности класса.
Формы взаимодействия классного руководителя
с родителями учащихся:
В практической работе с родителями учащихся классный руководитель использует коллективные и индивидуальные формы взаимодействия.

Формы работы с родителями:
- родительские собрания;
- индивидуальные консультации;
- посещение на дому;
-тематические консультации;
- родительские чтения;
- проведение совместных праздников;
- общешкольные родительские собрания
Калейдоскоп родительских собраний

Диагностика эффективности функционирования воспитательной системы.
С помощью диагностики можно определить «актуальный уровень развития» ребёнка, его потенциальные возможности, найти зоны «ближайшего развития», провести коррекцию в сознании и поведении, предотвратить проблемы, а также получить необходимую и достоверную информацию о сформированности классного коллектива, использовать её при планировании организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
В своей деятельности я использую различные методы изучения детей и родителей. Вот некоторые из них:
- предварительное изучение;
- анкетирование;
- наблюдение;
- мониторинг;
- метод проекта;
- тестирование;
- социометрия;
- групповая и индивидуальная оценка;
- микроисследование.
Использование различных методик и технологий
Изучение психологического климата семьи.
Анкетирование родителей: «Удовлетворенность работой образовательного учреждения», тест-опросник: «Анализ семейной тревоги» и др.
Основным показателем эффективности, действенности воспитательной системы является комфортное существование ребёнка в школе и дома, развитие его личности, включенность его в деятельность, его личностные ценности.
Ожидаемые результаты
В конце 4 класса мы предполагаем получить следующие результаты:
1) становление нравственных, гражданско-правовых основ, умение их применять в жизни; способности решать все проблемы с позиций добра;
2) хорошую социализацию ребёнка, умение сосуществовать в коллективе, осознание своей роли;
3) приобщение к здоровому образу жизни;
4) раскрытие творческих способностей и их демонстрации;
5) сотрудничество родителей, учащихся, учителя, укрепление и сохранение традиций класса.

Образ выпускника начальной школы.
Средства реализации воспитательной системы класса
Для работы воспитательной системы используется каждая минута жизни ребёнка в школе – это урочное и внеурочная деятельность.
Конечно, все внеклассные мероприятия проводятся в выходные дни или после уроков. На них присутствуют многие члены семей учащихся, любят посещать их не только родители, но и бабушки, дедушки.
К традиционным внеклассным мероприятиям относятся:
- День именинника;
- День матери;
- День защитника Отечества;
- Фольклорный праздник;
- Праздник «23+8»;
- День Победы;
- Встречи с ветеранами ВОВ;
- Концерты и т.д.
Походы в театры, в музеи, на выставки очень нравятся детям и родителям. Они любят пообщаться в неофициальной обстановке. После этого в классе проходит выставка рисунков, написание сочинений об увиденном.
Акции, смотры, конкурсы, тематические классные часы, беседы, коллективные творческие дела, проекты: «Правила дружбы», «Герб класса», «Расскажи нам о себе», «Моя родословная», «Спасибо за Победу», «Мир моих увлечений», психологические тренинги- всё это любят ученики. Часто в этом помогают родители.
Традиционными стали экскурсии: «Нижегородский валенок», «На фабрику ёлочных игрушек», на хлебозавод, в парки и др. Дети узнают много нового и интересного, учатся вести себя в общественных местах.
На тематические классные часы к нам часто приходят родители. Они рассказывают о своих профессиях, увлечениях, читают детям книги с продолжением, проводят викторины. Это сближает детей и родителей.
Дети любят спортивные соревнования, хотя некоторые сильно переживают, когда их команда проигрывает, но мы учим радоваться успеху других, тогда и их успеху порадуются. Дети по выходным или после школы любят гулять вместе с родителями в парке. Это также сближает коллектив. У них там появляются свои интересные дела, и они рассказывают о них в классе. Мы учимся слушать, не перебивать одноклассников, но и они должны рассказывать кратко и понятно.
Как показывает опыт, все мероприятия способствуют сплочению детского и родительского коллективов. Воспитательная система «Шаг за шагом» работает эффективно. Мы стараемся сделать мир добрее и найти себя в этом мире.
Очень хочется надеяться, что на 4 этапе нашей воспитательной системы не будет сбоев, и работа продолжится в последующих классах. Система будет развиваться, улучшаться, совершенствоваться, так как общество всегда нуждается в хороших делах, традициях, а главное - в умных и добрых людях, любящих свою Родину и знающих свои корни.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барышникова С.В. Трудный выбор классного руководителя.- СПб., 2003.
2. Бондаревская Е. В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы: Учеб. пособие./Е.В.Бондаревская – Ростов-на-Дону: РГПИ, 1986- 361с.
3. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников.- М.: Владос-Пресс, 2001.
4. Воспитательная система класса / Под ред. Е.Н.Степанова – М.: Творческий центр «Сфера», 2005
5. Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике// Педагогика. 2007.№10.-с.38-47.
6. Классный руководитель в школе / научно-методический сборник.- Н.Новгород, 2007,- 120 с.
7. Степанов Е.Н. «Воспитательная система класса. Теория и практика», М, 2005
8. Цветкова И. В. Как создать программу воспитательной работы: Метод.пособие. – М.: Просвещение, 2006. – 207 с.
9. Щуркова Е.Н. Классное руководство. Теория, методика, технология. – М., 1999.
Скачать Воспитательная система класса "Шаг за шагом"


Рекомендуем посмотреть:

Анкеты для родителей начальных классов Анализ воспитательной работы классного руководителя 2 класса за 4 четверть Документация педагога - организатора Арт-терапия в работе педагога-психолога школы

Похожие статьи:

Создание воспитательной среды в начальных классах

Особенности воспитательной работы в начальной школе

Мониторинг сплоченности классного коллектива

Спортивные частушки для школьников

Психологические особенности детей младшего школьного возраста

Интеллектуальная готовность ребенка к школе. Презентация | Весёлая грамматика, 2 класс. Задания по русскому языку
Опубликовано: 457 дней назад (25 июня 2020)
Просмотров: 7977
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!