Конспект поисково-исследовательской деятельности в средней группе на тему: «Волшебные звуки»
Автор: Нефеденко Елена Евгеньевна, воспитатель МБДОУ детский сад – ясли комбинированного вида №1 «Солнышко»
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям, музыкальным руководителям и родителям.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Речевое развитие» «Художественно – эстетическое развитие» «Физическое развитие»
Цель: развитие познавательно – исследовательской детей, экспериментирование со звуками.
Задачи.
Образовательные:
- стимулировать познавательное отношение к миру звуков и звучанию различных предметов;
- учить выделять, характеризовать звуки предметов из различных материалов (стеклянные, пластмассовые, металлические);
- дифференцировать звуки по высоте, интенсивности звучания.
Развивающие:
- развивать детскую активность в процессе экспериментирования;
- развивать звуковую фантазию, тонкость тембрового слуха;
- развивать способность слышать красоту звенящих звуков и импровизировать;
- формировать чувство ритма;
- закреплять умение выполнять движения в соответствии с текстом во время динамических пауз.
Воспитательные:
- формировать положительное взаимоотношение между дошкольниками;
- воспитывать умение участвовать в совместной игре.
Материалы и оборудование:
- для экспериментов: стеклянная ваза, листы бумаги, сухие веточки, деревянные ложки, металлофон, колокольчики;
- для каждого ребёнка: деревянные кирпичики, пластмассовые кубики, стеклянный стакан, металлические ложки;
- для шумового оркестра: пластиковая банка из–под сметаны, стаканчики йогуртов, деревянная палочка, толстая книга, кастрюля, барабан, пустая коробка, графин, гофрированная бумага, целлофановые пакеты, жестяные банки, наполненные горохом, ключи, стеклянные предметы, коробочки с палочками, деревянные предметы, кубики, крышки от кастрюли, будильник механический.
- музыкальное сопровождение на усмотрение педагога.
Методы и приёмы:
- словесные: вопросы-пояснения, художественное слово;
- практические: исследовательская деятельность, оркестровое исполнение;
- игровые: ритмическая игра, импровизация;
- наглядные: рассматривание различных шумовых инструментов и сравнение их звуков.
Ход.
1.Организационный момент.
Воспитатель. Дети, я предлагаю вам поздороваться.
Здравствуй, небо голубое.
(тянут руки вверх)
Здравствуй, солнце золотое.
(очерчивают круг руками)
Здравствуй, лёгкий ветерок.
(покачивают руками над головой)
Здравствуй, маленький цветок,
Здравствуй утро, здравствуй день!
Нам здороваться не лень!
2. Основная часть.
Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас в сказочную страну звуков. Вы когда -нибудь прислушивались к тому, как шуршат листья под ногами или скрипит снег? А, ведь ветер-самый выдающийся певец в природе. Музыка ветра может быть тихой и нежной, а может быть тревожной и грозной. И всё это огромный мир звуков.
Чтобы всё вокруг послушать
Мне мои помогут уши.
Вот вода шумит в реке
Вот машина вдалеке,
Вот кукушка на суку
Громко крикнула «Ку-ку!»
Вот наш пёс рычит немножко,
«Мяу» сказала наша кошка.
Раз, два, три, четыре, пять-
Звуков всех не сосчитать!
Воспитатель. Представьте, если вокруг нас не будет звуков
(воспитатель предлагает детям закрыть уши)
Воспитатель. Вы что-нибудь слышали?
(ответы детей)
Как вы думаете, легко жить без звуков?
(ответы детей)
Вокруг нас много разных предметов и вещей. Каждая вещь имеет свой неповторимый голос, нужно просто тихонечко дотронуться до вещи и звуки «оживут». Предлагаю вам это проверить.
Эксперимент №1
Цель: характеристика звучания предметов
(звонкий, глухой, хрустящий, шуршащий)
На столе лежат предметы (стеклянная ваза, листы бумаги, сухие веточки, деревянные ложки, металлофон, колокольчики) Воспитатель предлагает детям взять в руки предметы и попробовать извлечь звук. Дети слушают, какой звук у каждого предмета.
Воспитатель. Скажите, о чём нам рассказали эти звуки?
Беседа с детьми (воспитатель обращает внимание на то, что у каждого звука свой голос)
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему предметы по-разному звучат?
(они сделаны из разных материалов) Я предлагаю вам это проверить.
Эксперимент №2
Цель: определение звуков предметов из различных материалов.
У каждого ребёнка на столах расставлены тарелки с предметами из различных материалов (деревянные, стеклянные, пластмассовые, металлические)
Дети производят действия с предметами и определяют звук.
Воспитатель. Дети, представьте, что мы попали в ночной лес. Встаньте около стульев и повторяйте за мной.
Динамическая пауза.
Воспитатель читает стихотворение «Ночной лес»
Лес ночной был полон звуков
(ш-ш-ш)
Кто-то выл
(у-у-у-у)
Кто-то мяукал
(мяу-мяу)
Кто-то топал
(топ-топ)
Кто-то крыльями захлопал
(хлоп-хлоп)
Кто-то укал и кричал
(ух-ух)
И глазищами вращал
(движения глаз)
Ну, а кто-то тихо-тихо
Тонким голосом молчал
(тсссс).
Воспитатель. Слышите какая тишина. Садитесь на места. Дети, вы запомнили, какие звуки издают предметы?
(ответы детей). Сейчас я это проверю.
Игра «Угадай-ка»
(дети на слух должны определить по издаваемому звуку предмет, который прозвучал и назвать его).
Воспитатель. Дети, а вы любите сказки?
(ответы детей). Я приглашаю вас в сказку и предлагаю самим создать свой шумовой оркестр.
(дети подходят к буфету выбирают любой предмет, с помощью которого можно извлечь звук)
Сказка.
Жил-был Буфет. Он очень гордился собой- ещё бы, столько предметов жило у него. Всё бы ничего, но обитатели буфета волновались, когда хозяйка приносила в буфет новый предмет и ставила его на свободное место. Что тут начиналось! Буфет в один миг наполнялся шумом со всех полок шуршали
(звук гофрированной бумаги, пакетов), звенели
(жестяные банки с горохом, ключи, стеклянные предметы), цокали
(коробочки с палочками), стучали
(кубики, крышки). И даже старый будильник, который почти всё время впадал в забытьё, начал звенеть
(звук будильника).
Однажды, дверцы буфета открылись и в него с силой влетела деревянная палочка
(воспитатель палочкой издаёт звуки предметов). Она стукнулась о кастрюлю, отскочила от неё и задела пластиковую банку от сметаны
(издаются звуки по банке), стаканчики йогуртов
(издаётся звук). Ошеломлённые обитатели буфета некоторое время молчали…
- Вот это удар! – сказала кастрюля.
(звук кастрюли)
- Это похоже на звук колокола – мечтала она,- а как здорово цокали стаканчики от йогуртов, как копытца по мостовой.
(звук стаканчиков)
- А вы кто?
- Я, деревянная палочка и умею играть на барабане
(звук барабана). Меня научили играть на толстой книге
(звук книги), потом по листу газеты
(звук газеты) и ещё по коробке из-под обуви.
(звук коробки) Мне даже разрешили прикоснуться к тонким фужерам.
(звук фужеров или стаканов) Вот это голос! А однажды мною разбудили весь дом, когда стукнула по крышкам.
(звук по крышкам)
- А вы не можете проверить мой голос? – спросил графин.
(звук графина)
И всем обитателям буфета захотелось показать свой голос. Палочка взмахнула…и буфет стал наполняться различными звуками и голосами.
«Шумовой оркестр» (под музыкальное сопровождение)
Воспитатель. Дети, у нас с вами получился шумовой оркестр!
3.Рефлексия.
Воспитатель. В какой стране мы сегодня с вами побывали? Какие звуки мы слышали? Какие предметы издавали звуки? Что вам больше всего запомнилось?
Рекомендуем посмотреть:
Проект в старшей группе детского сада
Конспект НОД по познавательному развитию (ознакомление с окружающим миром) в средней группе
Познавательное занятие в детском саду в средней группе на тему «Свойства магнита»
Конспект НОД в средней группе ДОУ по экспериментированию. Свойства воды
Похожие статьи:
Занятие по математике «Прямоугольник» в средней группе детского сада