Опыт работы учителя-дефектолога. Работа по развитию слухового восприятия и обучению произношения глухих и слабослышащих детей дошкольного возраста
Описание: данная работа будет полезна педагогам коррекционных учреждений, родителям, имеющих детей - инвалидов по слуху.
Работа по развитию слухового восприятия глухих дошкольников начинается с обучения умению реагировать на звучание неречевых и речевых сигналов определённым действием, например, в ответ на восприятие на слух собирает пирамиду и т.д.
К началу этой работы дети должны уметь выполнять то или иное действие по сигналу педагога воспринимаемое зрительно, например, по поднятию флажка – хлопать в ладош, топать. Данным умением дошкольники овладевают в первую очередь в играх, организованных взрослыми, а также на занятиях учителя-дефектолога и воспитателей в подготовительный период.
Условно-двигательная реакция вырабатывается параллельно, как на звучание игрушек (барабан, бубен, дудка), так и речи (словосочетания, слова).
Первая звучащая игрушка, которая берётся в работе – барабан, т.к. его звучание доступно я всех глухих детей. Нужно учить детей младшего возраста реагировать на звучание барабана, путём поднятия руки. Затем учить под барабан маршировать на месте. Ребёнка ставят лицом к себе на расстоянии 0,5-1м и ударяют в барабан несколько раз подряд. В момент удара он начинает шагать на месте. Данное упражнение повторяется до тех пор, пока ребёнок не начинает самостоятельно шагать при ударах в барабан (на это может потребоваться несколько занятий). Затем нужно стать за спину ребёнка (на расстоянии 0,5-1м, т.к., на этом расстоянии все дети слышат звучание барабана) и ударить по барабану. Если ребёнок при восприятии звучания барабана на слух (за спиной) не начинает шагать, нужно несколько раз ударить по барабану так, чтобы ребёнок мог видеть это и слышать удары по нему, а затем опять встать за его спину. Убедившись в том, что ребёнок воспринимает звучание барабана на слух, постепенно увеличиваем расстояние между ребёнком и собой – 4, 6, 8м. так определяется максимальное расстояние, на котором ребёнок реагирует на звучание барабана. Следует помнить, что интервал между сериями ударов должен быть различным, чтобы ребёнок реагировал на звучание барабана, а не на временной интервал между сериями ударов.
Работу с другими звучащими игрушками (бубен, гармоника, дудка, свисток, металлофон, шарманка) начинаем ближе к уху ребёнка на расстоянии 15-20см, т.к. их звучание дети слышат значительно хуже, чем звучание барабана. Следует также отметить, что не все дошкольники реагируют на звучание данных игрушек (особенно шарманки, металлофона и свистка). Так же, как и при работе с барабаном, нужно учить детей реагировать на звучанием каждой игрушки каким-либо определённым действием,
например:
бубен – топать одной ногой, произносить «бу-бу-бу»;
гармоника – выполнять танцевальные движения «ля-ля-ля»;
дудка – подносят ко рту руки, произнося «у-у-у».
Вначале даём ребёнку возможность одновременно видеть, как педагог играет на «инструменте», и слышать игру (т.е. воспринимать звучание на слухо-зрительной основе). Затем учим реагировать на звук игрушки, воспринимаемый только на слух. Определяем, слышит ли ребёнок звучание той или иной игрушки, а если слышит – то и максимальное расстояние от игрушки до уха малыша, на котором он воспринимает её на слух.
Параллельно с выработкой условно – двигательной реакции на звучание игрушек ведётся обучение ощущению звучания речевых сигналов (словосочетаний, слов). На индивидуальных занятиях педагог садится рядом с ребёнком за стол, на котором стоит пирамидка, матрёшка и т.д. и учит его реагировать на звучание речи (слогосочетания), воспринимаемое на слухо – зрительной основе. С этой целью обращается внимание малыша на губы и голос разговорной громкости. Произносим слогосочетания «па-па-па» и одновременно его рукой нанизываем на стержень пирамидки одно кольцо. Упражнение проводится до тех пор, пока ребёнок начинает сам выполнять действие в момент произношения слогов.
Для определения количества звучаний детей учат сначала различать на слух одно звучание и большое их количество, соотнося их с определённым количеством предметов. На глазах у детей ударяем один раз по барабану, показываем поднос с одним предметом и побуждаем детей сделать то же. Затем ударяем несколько раз по барабану, показываем поднос с большим количеством предметов. Детям дан образец звучания, который они воспринимают на слухо – зрительной основе.
Затем предлагается детям различать один удар и большое их количество при слухо-зрительном восприятии. Производя один удар и большое их количество, педагог спрашиваю ребят: «Сколько?» (табличка). Дети показывают на поднос и показывают табличку сколько.
Затем предлагаем детям послушать, как звучит один и много ударов: для этого показывая на поднос с одним предметом, за большим экраном ударяем один раз, а затем указывая на большое количество предметов – много раз.
Так же, как и при различении на слух звучащих игрушек или количество звучаний при определении длительности звучания (громкости, слитности, темпа) вначале учим детей различать звуки на слухо-зрительной основе, затем даём им послушать длительные или краткие, или громкие и тихие звучания в качестве образца, и наконец, предлагаем различать на слух.
При обучении длительности звучания в момент его воспроизведения на доске можно провести мелом длинную или короткую линии и дополнить их табличками «долго» и «кратко».
Как только дети научатся определять количество звучаний в пределах трёх и различать на слух их долготу и громкость, можно приступать к работе над воспроизведением на слух ритмов. Дети учатся отхлопывать, отстукивать различные ритмы при произношении слогов. При различении на слух двухсложных ритмов работа ведётся не менее чем с двумя словами, различении трёхсложных – не менее чем с тремя словами, в дальнейшем не менее чем с 3-5 словами. Подбираемые слова и фразы должны быть знакомы детям и быть актуальными для общения.
При определении направления звука работа ведётся либо без звукоусиливающей аппаратуры, либо с индивидуальными слуховыми аппаратами. Такая работа проводится в следующей форме: один ребёнок становится в центр, слева и справа от него на одинаковом расстоянии (1м или 2м) выстраиваются в две шеренги дети. У первого ребёнка той или иной шеренги барабан (бубен, дудка). Педагог предлагает ребёнку играть на барабане, а затем спрашивает водящего, кто играл. Водящий должен показать на играющего. Затем водящему завязываю глаза, и он на слух определяет, кто из детей играл.
Работа по различению на слух звучания марша, вальса, польки тесно связана с музыкальными занятиями. На занятиях у учителя-дефектолога дети учатся различать их на слухо – зрительной основе и слуховой основе «Будем слушать музыку». Звучит музыка, и педагог побуждает детей выполнять определённые действия, показывая при этом табличку «марш». Затем предлагаем им различить на слух «Что вы слушали?»
В младшей группе учим детей различать на слух и опознавать звукоподражания, лепетные и полные слова. Параллельно с работой по различению на слух речевого материала, детей учат опознавать на слух слова и словосочетания, которые они научились различать (т.е. воспринимать на слух без зрительной опоры). Когда дети начнут различать на слух слова и словосочетания, помимо работы по их опознаванию на слух начинаю обучать детей различению на слух фраз (сообщения, поручения).
Произносительные навыки глухих детей формируются на основе подражания речи взрослых, воспринимаемой ими слухозрительно. Но подавляющее большинство глухих малышей к началу обучения не умеют осознанно подражать даже крупным действиям. Поэтому на начальных этапах обучения большое внимание уделяется обучению подражания. Эту работу нужно проводить как коллективно, так и индивидуально. Детям предлагаются для подражания различные движения, сопровождаемые произношением слогосочетаний, слогов, звуков.
В процессе формирования звукового состава речи выделяются два этапа. На первом этапе работы над звуком используется фонетическая ритмика. На втором этапе наряду с фонетической ритмикой используются приёмы постановки и коррекции звуков.
Рекомендуем посмотреть:
Коррекционно-воспитательная работа в детском саду с безречевыми детьми
Эссе учителя-дефектолога детского сада
Советы по обучению детей младшего школьного возраста с расстройствами аутистического спектра