Стимуляция речевого общения в коррекционно-воспитательной работе с безречевыми детьми
В последнее время значительно увеличилось количество жалоб со стороны родителей на отсутствие речи у детей. Чаще всего нарушение речи является не самостоятельным дефектом, а становиться следствием других более сложных расстройств психического и интеллектуального развития ребёнка.
Формирование условно-рефлекторной деятельности, способствующее развитию ассоциативных комплексов нервных связей, является основой восприятия и речи безречевого ребёнка. Поэтому успешными оказываются занятия, включающие элементы сенсорного воспитания. Включение максимального количества сохранных анализаторов способствует появлению в активной речи новых слов.
Стимуляция речевого общения с помощью
сенсорного воспитания состоит из следующих зон: - зрительное восприятие;
- слуховое восприятие;
- тактильное восприятие;
- восприятие предметов через осязание, обоняние и вкус.
Зона «Развитие зрительного восприятия»
Зрительное восприятия лица и образа человека – первоначальный навык, которым должен овладеть неговорящий ребёнок. Необходимо научить ребёнка удерживать контакт «глаза в глаза», и быть готовым к сотрудничеству.
Упражнение «Лицо»
Доброжелательно улыбаясь, сменяя мимику, побуждаем ребёнка вступить в контакт и переходим к действиям с предметами: «Покажи мяч!», «Возьми мишку!», «Дай мне куклу!» и т. д.
Можно использовать крупные фото близких людей (бабушка улыбается, мама целует, папа удивляется) и атрибуты для изменения внешнего вида (очки, бусы, браслеты, парики, шляпы), что позволит дольше сохранить внимание ребёнка.
Упражнение «Покажи, как!»
Родитель просит ребёнка выбрать одну игрушку и выполнить с ней определённое действие (покатать мяч, посадить куклу, снять кольцо с пирамиды).
Упражнение «Разноцветные картинки»
Разложить перед ребёнком разноцветные карточки и предметные картинки. Попросить разложить картинки на карточки того же цвета и назвать (если ребёнок не называет, назвать самим).
Зона « Развитие слухового восприятия»
Успех работы в этой зоне возможен при создании высокого эмоционального фона, т. к. безречевые дети не обращают внимание на говорящего взрослого и не прислушиваются к нему.
Упражнение «Угадай, что звучит»
Родитель предлагает ребёнку несколько звуков: переливание воды, грохот коробки с кнопками, стук карандашом, - и даёт образцы звукоподражаний. Затем предметы прикрываются ширмой и ребёнку предлагается угадать, что звучит?
Упражнение «Громко - тихо»
Предлагается покричать в баночки и пузырьки, изменяя высоту и громкость звуков.
Упражнение «Гости пришли»
В «гости приходят домашние животные», родитель произносит приветствие от каждого животного: от взрослого – громко, от детёныша – тихо. Ребёнку предлагается повторить и показать животное.
Зона «Развитие тактильного восприятия»
Ребёнку предлагаются игрушки с различной фактурной поверхностью (пушистая, резиновая, пластилиновая). Родитель называет предметы, характеризуя их качества и поощряя самостоятельные высказывания ребёнка.
Упражнение «Пёрышко»
Родитель дотрагивается пёрышком до разных частей тела ребёнка, комментируя его ощущения (приятно, щекотно, нежно, мягко), ребёнок повторяет слова и действия за взрослым.
Упражнение «Разные фигурки»
Вместе с ребёнком родитель ощупывает, рассматривает и называет фигурки (наждачная бумага, мех, резина, бархат), затем ребёнок находит называемые предметы на ощупь.
Зона «Восприятие предметов через осязание, обоняние и вкус"
Упражнение "Азбука запахов"
Вместе с родителем ребёнок нюхает и называет, стараясь запомнить, несколько запахов (чеснок, апельсин, духи), по возможности каждому запаху подбирается предметная картинка. Закрыв глаза, ребёнок нюхает, затем показывает соответствующую картинку.
Упражнение «Азбука вкуса»
Упражнение проводится аналогично предыдущему, только вместо запахов подбирают несколько вкусов (сладкий мёд, горький лук, кислый лимон, солёный огурец).
Упражнение «Лёгкий - тяжёлый»
Перебирая различные предметы, родитель и ребёнок «взвешивают их на руке» (пёрышко, деревянный кубик, металлический шар, камень), определяя вес предмета.
Игры на развитие зрительного, слухового, тактильного и других видов восприятия вызывают у детей большой интерес, способствуют преодолению негативизма и обеспечивают повышенный эмоциональный фон занятий. Таким образом, лучше закрепляются новые сведения в памяти и речи ребёнка. Приобретённый сенсорный опыт способствует спонтанному формированию речи, помогая избежать механического заучивания.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия для детей 5-7 лет. Развитие зрительного гнозиса Цвет
Конспект занятия педагога-психолога с детьми дошкольного возраста
Развитие речи детей дошкольного возраста
Развитие речи и творческих способностей детей дошкольников через сочинение сказок
Похожие статьи:
Сенсорное воспитание дошкольников в процессе игр
Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста в ДОУ