Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Разработка урока по русскому языку в 6 классе с презентацией на тему «Фразеология»

Разработка урока по русскому языку в 6 классе на тему «Фразеологический турнир»
Автор: Фахрутдинова Светлана Геннадиевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ №3 г. Сызрани.
Описание материала: Для повторения темы «Фразеология» я выбрала игровую форму проведения урока. Контрольная работа чаще всего вызывает у детей негативные эмоции, даже если они к ней готовы, а опрос учащихся в форме игры приносит удовлетворение не только учителю, но и самим учащимся, так как они не только показывают свои знания, но и делятся ими со своими одноклассниками.
На данном уроке можно использовать карточки с заданиями или наряду с ним демонстрировать слайды с заданиями, если в классе есть интерактивная доска. Причем печатный вариант заданий должен быть у учащихся на столах обязательно.
Цель урока: повторение и закрепление изученного материала по фразеологии.
Задачи:
Обучающие: обобщить знания учащихся о фразеологизмах, повторить и закрепить изученный материал.
Развивающие: формировать интерес к фразеологии, развивать познавательную активность учащихся, расширить их словарный запас, кругозор.
Воспитательные: прививать интерес к фразеологическим оборотам, к русскому языку.
Тип занятия: урок-соревнование (урок повторения и закрепления изученного материала)
Формы работы с учащимися: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: экран, компьютер, мультимедиа проектор или интерактивная доска.
Перед началом урока в классе переставляются ученические столы таким образом, чтобы за ними поместились три команды.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы и целей урока.(1-2 мин.)
Учащиеся стоят у доски.
Учитель: Сегодня я проведу необычную контрольную работу. Мы с вами будем участвовать во «Фразеологическом турнире», на котором вы покажете мне свои знания, получите оценки и поделитесь своими знаниями со своими одноклассниками.

2. Деление на команды. Выбор капитана.(3 мин.)
Учитель: Теперь мы должны поделиться на команды. В этой шапке находятся листочки бумаги разного цвета. У нас будет команда синих, красных и зеленых. Каждый из вас вытаскивает из шапки листочек и присоединяется к своей команде.
А теперь выберите название вашей команды и капитана. Помните, что именно он будет оценивать вместе со мной ваши знания и умение работать в команде.

3. Проведение турнира.
А) Задание 1 – «Кто больше». (5 мин.)

Командам надо назвать как можно больше фразеологизмов, в которых встречается (учитель выбирает любой из вариантов задания):
слово «кот, кошка» (кот наплакал, кошка, которая гуляет сама по себе, кот в мешке, пирожки с котятами, драная кошка, как угорелая кошка, коту под хвост, играть в кошки-мышки, как кошка с собакой, как коту валерьянки, кошки на душе скребут, тянуть кота за хвост и т. д.)
названия животных, птиц, насекомых (медвежья услуга, волчий билет, волчий аппетит, смотреть волком, волк в овечьей шкуре, львиная доля, доходит как до жирафа, комар носа не подточит, как с гуся вода и т. д. )
числительные (один на один, в один голос, от горшка два вершка, на все четыре стороны, ноль без палочки, знать как свои пять пальцев, семеро одного не ждут, лить слезы в три ручья, сидеть в четырех стенах, как телеге пятое колесо, опять двадцать пять, давать сто очков вперед, семь пятниц на неделе, согнуться в три погибели, заблудиться в трех соснах и т. д.)
За каждый фразеологизм команде добавляется балл.

Б) ) Задание 2 – «Объясни значение». (5 мин.)
Учитель называет фразеологические обороты или демонстрирует слайд. Учащиеся объясняют их значение. Максимальное количество баллов – 5.

1 команда
Перемывать косточки (обсуждать).
Намять бока (бить).
Много воды утекло (давно).
Водить вокруг пальца (обманывать).
Мартышкин труд (напрасная, бесполезная работа).

2 команда
Пальцем в небо (невпопад).
Не в бровь, а в глаз (метко).
Когда рак на горе свистнет (никогда).
Говорить на высоких нотах (ругаться).
Расхлебывать кашу (разбираться в чем-то)

3 команда
Подложить свинью (подвести, сделать гадость).
Возносить до небес (хвалить).
По горячим следам (тотчас, быстро).
Как кошка с собакой (недружно, постоянно ссорясь).
С гулькин нос (мало).

В) Задание 3 – «Угадай фразеологизм». (5 мин.)
Учитель демонстрирует слайды с картинками, на которых «изображены» фразеологизмы, которые учащиеся должны отгадать (если есть техническое оснащение), или просит каждую команду показать с помощью сценки или движений 2 фразеологизма, по одному для каждой команды соперников.

1 команда

Ответы: хоть кол на голове теши, заморить червячка
2 команда

Ответы: все из рук валится, медвежья услуга
3 команда

Ответы: берет за душу, вошел в историю
Оценка задания по усмотрению учителя.

Г) Задание 4 – «Найди ошибку». (5 мин.)
Каждая команда получает карточку с заданием или учитель демонстрирует слайд с заданием. Учащиеся за 5 минут должны найти ошибки в употреблении фразеологизмов и исправить их, записав получившиеся предложения. Через указанное время (3 мин.) учитель собирает листочки с выполненным заданием и зачитывает исправленные предложения (или демонстрирует слайд) всем учащимся.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие. (Вася некрасиво, как курица лапой, написал заглавие.)
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать. (Котенок был очень красивым, глаз не оторвать.)
Мы дружно работали сложа руки. (Мы дружно работали не покладая рук.)
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился. (Яшка сломя голову бежал.)
Учитель просматривает сданные работы и подводит итоги, выставляя от 1 до 4 баллов.

Д) Задание 5. Конкурс для капитанов – «Лингвистический футбол». (5 мин.)

Учитель: Теперь на турнире будут бороться за победу наши капитаны. Каждая команда готовит по 2 вопроса о фразеологизмах капитанам других команд, пытаясь «забить гол» в чужие «ворота». А капитаны должны эти «голы» отбивать.
Если возникают с этим заданием у команд трудности, то сам учитель задает вопросы. Я задаю такие вопросы:
Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов в переносном значении.)
Что к ним относится помимо устойчивых словосочетаний? (Пословицы, поговорки, крылатые фразы.)
Назовите признаки фразеологизма. (В нем не менее двух слов, имеет устойчивый состав, не является названием (именем собственным), слова во фразеологизме нельзя заменить другими.)
На какие группы можно поделить фразеологизмы? (Исконно русские и заимствованные; разговорные (к ним относят и просторечные), нейтральные и книжные. Также фразеологизмы можно поделить по определенным темам.)
Для чего нужны фразеологизмы? (Они помогают человеку с наибольшей точностью выразить свои чувства и эмоции, украшают его речь и делают ее более яркой и образной.)
Какими членами предложения чаще всего являются фразеологизмы? Приведите примеры. (В предложении фразеологизм чаще всего является сказуемым или обстоятельством).

Е) Задание 6 – «Найди фразеологизмы» (5 мин.)
Учитель раздает карточки с одинаковым текстом. Учащимся нужно найти в нем фразеологизмы. За каждый найденный фразеологизм – 1 балл.

Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)

Учащимся надо найти фразеологизмы и подчеркнуть их. Через отведенное время листочки с ответами собираются. Учитель проговаривает все фразеологизмы вслух или демонстрирует слайд с выделенными фразеологизмами. Затем подсчитывает количество найденных каждой командой фразеологизмов и подводит итоги.

4. Рефлексия.
Учитель: Ребята, попробуйте оценить свое восприятие урока с помощью фразеологизма: словосочетания, пословицы, поговорки или крылатой фразы: шевелил мозгами, хлопал ушами, работал засучив рукав, работал спустя рукава, любо-дорого глядеть, умная голова, голова варит, в поте лица, работать как лошадь и т. д. Напишите его на листочке, который лежит перед вами, а затем листочек прикрепите к доске.
Пока учащиеся оценивают свое состояние на уроке, учитель подводит итоги.

5. Подведение итогов. Домашнее задание. Выставление оценок. (5 мин.)
Учитель подсчитывает баллы, полученные командами, и объявляет победителя. Затем просит учащихся записать домашнее задание – составить текст, состоящий из 5-7 предложений, в котором должно быть использовано не менее 5 фразеологизмов.
Потом вместе с капитанами команд оценивает работу каждого участника. Оценку за работу самим капитанам ставит учитель.

Приложение 1.
Задание 3 «Объясни значение»
1 команда

Перемывать косточки.
Намять бока.
Много воды утекло.
Водить вокруг пальца.
Мартышкин труд.

2 команда
Пальцем в небо.
Не в бровь, а в глаз.
Когда рак на горе свистнет.
Говорить на высоких нотах.
Расхлебывать кашу.

3 команда
Подложить свинью.
Возносить до небес.
По горячим следам.
Как кошка с собакой.
С гулькин нос.

Приложение 2
Задание 3 – «Угадай фразеологизм».
1 команда



2 команда


3 команда


Приложение 3.
Задание 4 – «Найди ошибку».

Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.
Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился.

Приложение 4.
Задание 6 – «Найди фразеологизмы»

Найдите в тексте фразеологизмы и подчеркните их.
Мой самый близкий друг Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем. В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй – в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.
– Нет, мать, – заключил однажды отец, – я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют...
(По Э.А. Вартаньяну)

Информационные источники
1. Игровые технологии на уроках русского языка.5-9 классы.Авт.-сост.В.Н.Пташкина и др.- Волгоград: Учитель, 2009.
Презентация на тему: Фразеологический турнир

Рекомендуем посмотреть:

Сказка на основе фразеологизмов для младших школьников Конспект урока русского языка в 6 классе. Фразеологизмы Конспект урока по русскому языку в 4 классе. Фразеологизмы Литературная викторина с ответами для учащихся 2 - 3 классов. Фразеологизмы
Внеклассное занятие по русскому языку на тему «Кошачьи» фразеологизмы» с презентацией, 5-6 класс. Разработка
Опубликовано: 2433 дня назад (28 августа 2017)
Просмотров: 9421
+1
Голосов: 1
Ольга Николаевна Захаркив # 29 августа 2017 в 09:11 +1
Я с большим интересом читаю разработки по русскому языку. Это уже второй сценарий, читаемый мной на этом сайте. И он меня тоже впечатлил. Я с превеликим воспользуюсь Вашей работой, с Вашего позволения!
Светлана Геннадиевна Фахрутдинова # 29 августа 2017 в 10:02 0
Здравствуйте, буду рада, если моя разработка вам пригодится! Спасибо за голос и комментарий!