Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование наглядного дидактического материала в развитии словесно-логического мышления детей 5-7 лет

Использование наглядно-дидактического материала в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Описание материала: материал будет полезен специалист дошкольного образовательного учреждения.
Старший дошкольный возраст характеризуется наличием огромного числа резервов в развитии мышления. Период подготовки к переходу из дошкольного образовательного учреждения в среднюю общеобразовательную школу обуславливается влиянием процесса непосредственного обучения в детском саду. Следует заметить, что на сегодняшний момент существует огромное количество различных методов и подходов к формированию словесно-логического мышления старших дошкольников. При этом, в современной действительности отмечается рост числа детей, обладающих общим недоразвитием речи. К вопросам общего недоразвития речи в своих исследованиях обращались многие ученые, среди которых В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина Р.А. Белова, И.Т. Власенко, Т.Н. Вoлковская, Г.В. Гурoвец, Н.С. Жукова, А.Н. Корнев, Р.Е. Левина, Е.М. Мастюкова, Т.В. Нестерова, Т.С. Овчинникова, В.М. Тарновский, Н.Н. Траугoтт, О.Н. Усанова, Т.А. Фoтекова, М.Е. Хватцев и другие. При этом, важным аспектом развития речи является изучение проблем формирования и развития детского мышления. Этим вопросам посвятили свои работы такие исследователи, как В.И. Лубовский, Г.Б. Шаумарова, И.Н. Брокане, Т.В. Егорова, С.А. Домишкевич. Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, Л.И. Божович.
Не является секретом, что мышление и речь человека неразрывно связаны, исходя из этого, можно прийти к выводу, что недостаточное развитие различных видов мышления вызывает проблемы овладения речью как высшей формы нервной деятельности дошкольника.
Актуальность выдвигаемой для рассмотрения проблемы формируется посредством изучения словесно-логического мышления старших дошкольников, что имеет как теоретическое, так и практическое значение. Общепризнанным является положение об использовании разнообразного наглядного материала для работы с детьми дошкольного возраста с учетом особенностей развития мышления ребенка. В связи с этим в качестве предмета исследования нами выбран наглядно-дидактический материал как средство развития словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка динамики развития словесно - логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня средствами наглядно-дидактического материала.
В качестве гипотезы было выдвинуто утверждение об эффективности использования наглядно-дидактического материала в развитии словесно - логического мышления у детей с ОНР 3 уровня при соблюдении следующих условий:
- материал включает логико-поисковые задания занимательного характера, соответствует изучаемому материалу и строится с учетом подготовленности дошкольников;
- комплекс наглядно-дидактического материала ориентирован на последовательность овладения детьми навыками построения умозаключений (выделение отдельных признаков предметов; объединение воспринимаемых признаков предметов; словесный анализ признаков объекта; группировка объектов на основе наглядно предложенных знаков).
Для доказательства выдвинутой гипотезы был осуществлен педагогический эксперимент, включающий в себя три основных этапа. На первом этапе рассматривалась научно-методическая литература по проблемам исследования. Второй этап включал в себя работу по подготовке к проведению самого эксперимента, а именно: подбор групп испытуемых, определение диагностик развития словесно-логического мышления старших дошкольников, а также разработку программы развития словесно-логического мышления с использованием комплекса наглядно-дидактического материала. Базой исследования являлся Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад «Чайка».
В исследовании участвовало 40 старших дошкольников с ОНР III уровня, из которых были сформированы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы по 20 человек в каждой.
Исследование словесно-логического мышления осуществлялось в обеих группах на начало и на конец эксперимента по следующим диагностикам: методика «Простые аналогии» С.Д. Забрамной, методика «Сравнение понятий» Л.И. Катаевой, С.Д. Забрамной и методика «Исключи лишнее», предложенных С.Д Забрамной.
Результаты исследования на констатирующем этапе эксперимента представлены в таблице 1 и на рис. 1. В таблице представлены уровни развития словесно-логического мышления в дифференциации на высокий (В), средний (С), и низкий (Н) уровни.
Таблица 1 – Результаты констатирующего этапа эксперимента
Диагностики КГ, % ЭГ, %
В С Н В С Н
Простые аналогии 10 40 50 8 42 50
Сравнение понятий 15 45 40 13 43 44
Исключи лишнее 8 32 60 10 40 50
Данные, представленные в таблице 1, позволяют говорить о преобладании среднего и низкого уровня развития словесно-логического мышления как в КГ, так и ЭГ. Это позволяет нам говорить об изначальном равенстве в развитии мышления испытуемых старших дошкольников, и, соответственно, о достоверности результатов дальнейшего исследования.
Количественный анализ работы выявил такие особенности выполнения диагностических заданий: дети допускали ошибки в аналогиях «школа – больница», «обучение - лечение», «хлеб - пекарь», «дом - строитель». При сравнении понятий довольно быстро ответили на легкие вопросы («Чем похожи: трамвай и автобус?», «Чем отличаются: поезд и самолёт?»), однако более сложные вопросы («Чем похожи и чем отличаются: обман и ошибка?», «Чем похожи и чем отличаются ботинок и карандаш?»), которые требовали более детального анализа, вызвали сложности. У некоторых детей вопросы, сложные для них, вызывали повышенную двигательную и речевую активность игрового характера. При исключении лишнего испытуемые обеих групп показали не слишком высокий результат. Малое число детей полностью справилось с заданием, большинство же допускало ошибки, причем многие сдавались, осознавая, что их уровень знаний не позволяет им исключить лишние из перечисленных понятий.
На основании проведенного констатирующего этапа было принято решение о необходимости внедрения в непосредственно образовательный процесс программы по развитию словесно-логического мышления, насыщенный наглядно-дидактическим материалом. В КГ занятия проходили без введения экспериментальной коррекционной работы.
Программа коррекционной работы опиралась на личностно-ориентированный подход, принцип системности, непрерывности, единства психолого-педагогического и дефектологического подходов, а также на принцип сотрудничества с семьей дошкольника. Занятия в ходе коррекционной работы имели преимущественно игровой характер, так как для данного возрастного периода игра является основным видом деятельности, что позволило значительно увеличить словарный запас дошкольников, а также повысить эффективность их логического мышления.
В рамках коррекционной работы детям давались знания об окружающем мире, читались народные сказки, демонстрировались иллюстрации к ним. Важным являлось постоянное повторение материала и стремление к осуществлению пересказа дошкольниками услышанного (повторение услышанного текста, пересказ по картинкам, построение нового рассказа по представленным картинкам и т.п.).
Подобранный и систематизированный нами с наглядно-дидактический материал включал логико-поисковые задания занимательного характера, учитывал трудности детей в заданиях на сравнение и дифференциацию понятий и был ориентирован на этапность в овладении детьми навыками построения умозаключений.
Также был осуществлен акцент на работу с родителями. На родительских собраниях и в непосредственной беседе с родителями акцентировалось влияние работы родителей на развитие словесно-логического мышления и речевых способностей у детей с речевыми нарушениями.
По итогам коррекционной работы был повторно проведен диагностический цикл в каждой группе, результаты которого представлены в таблице 2.
Таблица 2 – Результаты контрольного этапа эксперимента
Диагностики КГ, % ЭГ, %
В С Н В С Н
Простые аналогии 18 48 36 28 42 30
Сравнение понятий 23 45 32 30 48 22
Исключи лишнее 18 42 30 30 42 28
Данные, представленные в таблице 2, позволяют говорить о том, что в ЭГ значительно вырос высокий показатель развития словесно-логического мышления. Имеет значение и тот фактор, что в КГ также отмечается рост высокого показателя, что говорит о качественной работе педагогов дошкольного образовательного учреждения, однако предложенная нами программа коррекционной работы дает более значимые результаты.
В заключении хотелось бы сказать, что использование коррекционной работы с наглядным дидактическим материалом позволяет добиться эффективности развития словесно-логического мышления старших дошкольников. Таким образом, гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, подтверждена экспериментально.
Литература:
1. Гейци Э.Д., Диагностика детей среднего и старшего дошкольного возраста. - Новосибирск, 2006. - 568 с
2. Диагностика умственного развития дошкольников / Под ред. Л.А. Венгер и В.В. Холмовской - М ., 1978. - 223 с.
Скачать Использование наглядно-дидактического материала в развитии словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Рекомендуем посмотреть:

Артикуляционная гимнастика для дошкольников в стихах Консультация для родителей логопедической группы. Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов Эмоциональное благополучие детей в группах компенсирующей направленности Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Мнемотехника
Использование наглядного дидактического материала в логопедической работе с детьми с ОНР | Развитие словаря у детей с ОНР посредством словесных игр и авторских стихотворений
Опубликовано: 1403 дня назад (19 января 2021)
Просмотров: 549
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!