Из опыта работы учителя-логопеда ДОУ. Развитие словаря у детей с ОНР посредством словесных игр и авторских стихотворений
Автор: Покоевец Ксения Николаевна, учитель-логопед, МБДОУ "ЦРР-д/с "Чайка"
Описание материала: Данный материал будет полезен специалистам дошкольных учреждений, студентам.
Одна из задач детского сада – подготовка детей к обучению в школе. Особая сложность в реализации данной задачи возникает при подготовке детей с речевыми нарушениями. Мы рекомендуем использовать в своей работе по развитию речи детей технологию «семантических полей».
В данной статье подробно останавливаемся на использовании словесных игр и авторских стихотворений.
Выстраивая технологию «семантических полей», мы опираемся на дидактические принципы. Наглядные, практические и словесные занятия – основная и ведущая форма обучения в детском саду. Мы используем фронтальные и индивидуальные формы обучения на логопедических занятиях и коррекционных занятиях воспитателей.
Так как дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в коммуникативном общении из – за недостаточного развития словаря, мы начинаем коррекцию связной речи с формирования у них вопросно – ответной речи. Учим детей пользоваться вопросами «Кто?» и «Что?», «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?», «Что делает?», «Что делают?», «Что делал?», «Что будет делать?» припоминать слова, отвечающие на эти вопросы. И, как показывает практика, наглядный материал усваивается детьми лучше вербального. Поэтому для работы с «семантическими полями» была разработана серия моделей. Учим детей составлять простые предложения. (Собака лежит.) для этого мы знакомим детей с клубочком связи и рассказываем, что он связывает слова в предложении. Даём понятие о том, что предложение нам всегда о чём – то рассказывает.
Позднее мы знакомим детей с синонимами (мы называем их «слова- приятели» н – р: доктор – врач; красный – алый, блестеть - сиять. Знакомим детей с антонимами. («слова наоборот» н –р: светло - темно; ссориться - мириться. Знакомим детей и с омонимами, замок – замок, кружки – кружки, глазки – глазки. Знакомим детей и с родственными словами н – р: сад, садовник, садик, и т.д. Таким образом, продолжаем работу с детьми по словообразованию.
Конечной целью коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи мы считаем формирование свободной монологической речи. Поэтому от умения составить простое предложение, мы переходим к рассказыванию, пониманию его как объединения простых предложений, связанных одной темой.
Из многолетних наблюдений мы выяснили, как тесна связь процессов развития лексики и словообразования и с целью повышения эффективности работы, мы решили использовать в своей работе
словесные игры.
Например:
«Развитие ассоциаций».
Даём детям инструкцию: «Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните. Слова называем по – одному.
Красный, стол, собака, заяц, грусть, расти и т.д.
«Добавь одно общее слово к двум словам»
Растёт, зеленеет – что?
Дерево, цветы – что делают?
«Пара к паре».
Огурец – овощ, ромашка (земля, цветок, клумба).
Помидор – огород, яблоко (забор, сад, груша).
«Чем отличаются эти слова».
Шить – вязать; класть – ставить; строить – чинить; мыть – стирать…
«Что какие звуки подаёт?».
Дверь – скрипит; листья – шелестят; ручеёк – журчит; гром – грохочет…
«Выбирай слова приятели».
Друг, печаль, враг. Высокий, большой, низкий. Ночь, сутки, день.
Длинный, большой, короткий. Большой, низкий, маленький. Поднимать, опускать, брать.
«Кто где живёт».
Муравей – в муравейнике; птичка – в гнезде; медведь – в берлоге…
Планируем продолжать работу в этом направлении, а именно делаем подборку авторских стихотворений по лексическим темам. Именно в авторских стихотворениях можно глубоко и доступно донести до детей смысл различных слов, понятий, природных явлений и т.д.
Например:
Весна.
На дворе звенит капель,
Раздаётся птичья трель,
День становится длинней,
К нам весна спешит, поверь.
Осень.
Осень листья закружила,
Деток в школу проводила,
Птиц на юг отправила,
Зонт носить заставила.
Про одежду.
Без одежды никуда,
В шубе ходим в холода,
Шорты, майки летом носим,
Зимой у мамы шубу просим.
А шарфик осенью завяжем.
Весной, зимой он тоже важен.
Нарядно выглядим всегда,
Весной и, даже, в холода.
Школа.
Яна будет называть, что надо в школу собирать:
Ручку и карандаши, и фломастеры нужны,
И тетради, и резинки, счёты, палочки, картинки,
И учебники нужны, там игрушки не важны.
Их буду дома оставлять, а в школе некогда играть.
Инструменты.
Михалыч всё про инструменты знает -
Чем доску отпилить, шуруп ввинтить.
И маленький внучок уж называет:
— Вот это, деда, молоток, чтоб гвоздь забить,
А это - дрель, а это вот - ножовка, это - грабли, это - мастерок.
Вот подрасту ещё чуток и с дедом
Построю для сестрёнки теремок.
Литература.
1. Бородич А.М. Методика развития речи детей. – М., 1981.
2. Коррекционная педагогика – вчера, сегодня, завтра, Под ред. Ю.П.Пузанова, В.И.Селивёрстова, С.Н.Шаховской. –М., 1997.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.
4. Филичева Т.Б.., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. – М., 1991.
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое обследование "безречевых" детей 3-4 лет
Опыт работы логопеда в ДОУ
ИКТ в ДОУ при работе с детьми
Литотерапия в логопедии с дошкольниками