Опыт работы учителя - логопеда ДОУ. ИКТ как метод наглядного моделирования
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед высшей квалификационной категории МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области Новоусманского района
Описание работы.Данный материал будет полезен учителям - логопедам, воспитателям и учителям начальных классов.
Цель: предоставление опыта работы при создании презентаций к занятиям, на которых дети знакомятся с предлогами.
Ход занятия
В конце декабря 2019 года в нашем городе состоялась XIX международная научно-практическая конференция «Информатизация учебного процесса и управления образованием. Сетевые интернет - технологии», на которой я делилась своими наработками в области использования ИКТ-технологий в дошкольном образовании. Хочу поделиться с Вами своим выступлением.
Тема моего выступления «ИКТ как метод наглядного моделирования».
Одним из самых распространенных трудностей у детей с нарушениями речи, да и не только у них, является плохая ориентировка в пространстве. Дети очень плохо ориентируются в таких понятиях как слева, справа, впереди, сзади.
Больше всего страдает понимание предлогов, особенно сложных.
В начале свой профессиональной деятельности я знакомила детей с предлогами на традиционных занятиях, используя обычную доску и предметные картинки. Это отнимало много драгоценного времени, создавало ненужную суету. Приходилось запасаться кучей картинок, распечатывать их.
Подумав, я решила подойти к этому вопросу с другой стороны, используя интернет и ту возможность, которую предоставила мне наша образовательная организация, а именно интерактивную доску.
Современные дети очень любят разные технические штучки, поэтому такая крупногабаритная игрушка им пришлась по вкусу.
Используя различную литературу и, конечно же, собственную фантазию, я сделала серию из 11 обучающих презентаций, на которых мы с ребятами, вместе с нашим помощником Незнайкой,в игровой форме знакомимся с 15 предлогами.
Все презентации за счет использования в них эффектов анимации и триггеров, гифаннимации являются интерактивными. Это позволяет совместить на одном занятии и объяснение нового материала, и провести небольшой тест-опрос.
Дети с удовольствием нажимают на доску, чтобы убедиться в правильности своего ответа.
Появилась возможность составления предложений и, даже, небольших рассказов с помощью вот таких наглядных моделей.
Также есть возможность использования музыкальных моментов на занятии. Например, необходимо отгадать, по словам песенки, героя сказки. Ушло в прошлое использование помощи коллег в переключении слайдов и включении и выключении музыки.
Результаты не заставляют себя долго ждать. Первые 1-2 занятия, как правило, вызывают у детей затруднения, которые к концу 11 занятия у 80-90% детей уходят, или остаются незначительными. В этом году у меня 2 ребенка с ограниченными возможностями здоровья с официально подтвержденным статусом, которые вместе с остальными ребятами посещают такие групповые занятия.
Так вот после первого же занятия я была просто поражена, когда ребенок, который в речи практически не употребляет предлоги, стал их четко выделять в предложениях, которые он выдел на доске.
Для меня уже стало традицией в конце каждого учебного года проводить открытое мероприятие для родителей, на котором мы с ребятами показываем, чему мы научились с ними на занятиях по обучение грамоте. Так вот одним из совместных заданий для выполнения детей с родителями является составление предложений с предлогами именно с использованием тех наглядных моделей, которые мы применяли в течение учебного года. Гордости детей нет предела!!!
Итак, бесспорно, в этой работе больше плюсов, чем минусов.
1. Быстрота появления и смены картинок на экране.
2. Возможность использования картинок больших размеров. Что абсолютно невозможно с бумажными носителями.
Ну а для того, чтобы уменьшить вредное влияние доски на зрительный анализатор детей в середине каждой презентации можно включать черный слайд и выполнить в этот момент гимнастику для глаз.
Также я использую сочетание заданий на доске с реальными предметами.
На этом я хочу закончить свое выступление. Надеюсь, что моя идея поможет не только логопедам, но и другим педагогам для решения каких-то особо трудных задач. Спасибо за внимание!
Рекомендуем посмотреть:
Логопедическое обследование "безречевых" детей 3-4 лет
Опыт работы логопеда в ДОУ
Консультация для воспитателей детского сада. ИКТ технологии в ДОУ
Литотерапия в логопедии с дошкольниками