Применение ИКТ технологий в работе воспитателя для развития мыслительных процессов у дошкольников.
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский Детский сад №9» город Бендеры
Цель: ознакомление с применением ИКТ в работе воспитателя при развитии мыслительных процессов у дошкольников
Задачи:
- познакомить с применением ИКТ технологий в работе воспитателя
- развивать стремление использовать ИКТ для создания разнообразных пособий и дидактических игр на развитие мыслительных процессов у дошкольников
Назначение: предложенный материал поможет воспитателям в ДОУ
Описание работы: описано использование ИКТ в работе педагога при развитии мыслительных процессов у дошкольников.
Сегодня в нашем обществе широко используются разнообразные информационные технологии. Эти технологии сопровождают нас ежедневно, включаясь в повседневную жизнь.
Дошкольное образование также использует ИКТ технологии в образовательном процессе. Если совсем недавно педагогам необходимо было для изготовления наглядных пособий, дидактических игр уметь рисовать, то сегодняшним педагогам очень важно освоить ИКТ для создания развивающих игр, для всего образовательного процесса в целом.
При подготовке к различным мероприятиям, открытым просмотрам педагоги все чаще обращаются к ИКТ технологиям: сканируя изображения, создавая различные изображения, грамотно обрабатывая текстовую информацию.
ИКТ сегодня это применение в работе педагога компьютера, телевизора, интернета, интерактивных досок, презентаций, цифровых видеокамер, планшетов, что помогает развивать познавательную активность современных дошкольников.
Дошкольники очень любят наглядность, которую сегодня педагог может им представить, используя в своей работе видеоролики, презентации, небольшие обучающие мультфильмы. Ребенку нужно один раз увидеть например ролик о том, как зимой лиса под снегом находит мышей, он запомнит это надолго.
С помощью ИКТ технологий педагог сегодня может в игровой и понятной дошкольникам форме, используя компьютер или телевизор, показать то, что недоступно для наблюдения в природе, при этом развивается познавательный интерес и мыслительные операции, активизируется словарный запас дошкольников.
Рассмотрим
преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:
1) словесно-наглядные методы постепенно заменяются поисковыми, экспериментальными, развивая творческое мышление у дошкольников
2) педагог не является главным источником познаний для дошкольника, теперь он помощник для дошкольников
Каким образом
ИКТ технологии помогают педагогу в образовательном процессе:
1) дошкольники перестают быть просто теми, кто воспринимает новую информацию, они становятся активными помощниками, развивая свою творческую активность и мыслительные операции
2) НОД приобретает огромную наглядность (видеоролики, презентации, интерактивные игры), при этом повышается качество познаний, развиваются мыслительные операции у дошкольников.
3) расширение кругозора дошкольников, активизация словаря, развитие мыслительных процессов
4) появляется прекрасная возможность для реализации личностно – ориентированного и дифференцированного подходов
5) повышается информационная грамотность у педагога, активизируется интерес к профессии
6) дошкольники не боятся ответить на проблемные вопросы, у них развиваются мыслительные операции и речь
Педагог может использовать ИКТ технологии как при ознакомлении с новыми знаниями (лексической темой), так и при ее завершении, контроле познаний у дошкольников, развивающих дидактических играх, при создании необходимых дидактических наглядных и игровых материалов, досугов, при организации проектной деятельности.
ИКТ технологии позволяют показать то, что происходит в окружающем мире, но наблюдение за этими объектами природы очень длительно: движение различных планет вокруг Солнца, развитие майского жука, движение песка в пустыне и волн в океане. Также педагог может показать дошкольникам, как работает различный наземный или водный транспорт, что не всегда возможно пронаблюдать в жизни. Все это и развивает познавательный интерес у дошкольников, подводя их к экспериментальной и поисковой деятельности, развивая их мыслительные процессы.
При систематическом использовании ИКТ технологий у дошкольников развиваются мыслительные операции: обобщение, классификация, анализ, синтез, сериация. При этом дошкольники активны, уверенны, быстрее переходят от наглядно – действенного к наглядно – образному мышлению.
При систематическом использовании развивающих интерактивных игр, дошкольник осваивает планирование работы, выстраивает логическую последовательность игровых действий, при этом у него развиваются умения спрогнозировать результат игры. Далее дошкольник вначале поразмышляет, а потом начинает свою деятельность, что пригодится ему при обучении в школе.
Для развития мыслительных процессов у дошкольников педагог может применить в своей работе интеллектуально – развивающие логические игры. Эти игры способствуют развитию всех мыслительных процессов, формируя приемы и операции умственной деятельности.
Игры на классификацию:
«Найди рыб, птиц, фрукты, ягоды», «Разложи одежду», «Найди лишний предмет», «Четвертый лишний», «Узнай, где растет растение», «Явления природы весной, летом, осенью, зимой» и другие
Игры на систематизацию:
«Поставь дома по высоте», «Какой транспорт едет быстрее?», «Кто старше или младше?», «Собери грибы в лукошки», «Кто самый высокий?», «Что быстрее летит?», «Кто самый сильный из диких животных?» и другие
Игры на развитие причинно – следственных связей:
«Выложи по порядку и придумай рассказ», «Чего не может быть?», «»Кто кем был (дикие животные, домашние животные и птицы)?», «Почему так случилось?», «Что произойдет, если…», «Закончи предложение», «Фантазеры» и другие
Таким образом, использование ИКТ технологий в дошкольном образовании помогает воспитателю развивать мыслительные процессы, делая познание увлекательным и активизируя воспитанников.
Рекомендуем посмотреть:
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение
Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ
ИКТ в ДОУ при работе с детьми