Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) в ДОУ в работе воспитателя
Автор: Павлова Вера Валерьевна, воспитатель группы с ТНР МОУ «Бендерский Детский сад №9» город Бендеры
Цель: знакомство с применением ИКТ в работе педагога в ДОУ
Задачи:
- познакомить с использованием ИКТ технологий в профессиональной деятельности педагога в ДОУ
- развивать стремление применять ИКТ в своей профессиональной деятельности
Назначение: материал будет полезен педагогам в ДОУ
Описание работы: показано применение ИКТ технологий в профессиональной деятельности педагога в ДОУ
Ежегодно современные информационные технологии все больше входят в нашу обычную жизнь. Сегодня использование информационно – коммуникативных технологий (ИКТ) воспитателями ДОУ необходимо для того, чтобы повысить эффективность и результативность образовательного процесса.
Применение ИКТ в ДОУ помогают воспитателям расширять их творческие, профессиональные возможности, а главное с их помощью оказывается положительное влияние для формирования целевых ориентиров выпускников ДОУ.
Огромные возможности интерактивного оборудования, которое включено в образовательный процесс, помогают воспитателям реализовать цели и задачи НОД в интересной, динамичной, увлекательной игре.
При использовании ИКТ в образовательном процессе, воспитатели активно формируют целевые ориентиры: интеллектуальные и волевые качества в дошкольниках, приобщают детей к тому, что необходимо сопереживать и помогать героям игр, тем самым происходит обогащение отношения дошкольников к окружающему их миру.
ИКТ открывают воспитателям необходимые возможности для того, чтобы разработать и использовать новые методические разработки конспектов НОД, культурных практик. Все разработки помогут реализовать цели и задачи воспитательного, образовательного и коррекционного процессов формирования дошкольников. Также происходит разгрузка воспитателей от механической ручной работы, помогая сформировать у дошкольников целевые ориентиры, формируя не только интеллектуальные, но и творческие способности.
Владение современными ИКТ способствует тому, что воспитатель чувствует себя комфортно в современных условиях, а ДОУ становится часть открытой образовательной системы.
Сегодня воспитатели используют ИКТ при организации воспитательно – образовательного процесса в ДОУ , при организации работы с родителями, в процессе методической работы.
НОД в ДОУ предполагает, что все проходит динамично, ярко, эмоционально окрашено, используется огромное количество наглядного материала, дидактических пособий и игр, используются звуковые и видеозаписи (видеописьмо). Все это разнообразие помогает реализовать воспитателю компьютерная техника с ее неограниченными мультимедийными возможностями. При этом компьютер только помогает воспитателю, но не заменяет его полностью.
Дошкольный возраст интересен тем, что является уникальным периодом в развитии личности ребенка. Только в дошкольном детстве формируются представления об окружающем мире, у детей происходит интеллектуальное, психическое развитие. ИКТ помогают дошкольнику применять свои представления об окружающем мире в огромном потенциале разнообразных игровых ситуаций.
Воспитателям необходимо очень умело подбирать игры, видеоматериалы, презентации, чтобы активизировать мотивацию детей к НОД. ИКТ в образовательном процессе, вызывают у детей огромный интерес, как игровая деятельность, которая переходит потом в учебную в школе.
Этот интерес необходим при формировании познавательной мотивации, произвольной памяти и внимания, логического мышления.
Основное средство, которое помогает расширить представления дошкольников, являются презентации и слайд – шоу, мультимедийные фотоальбомы. При их использовании включаются зрительная, слуховая и моторная память дошкольников. Презентация помогает воспитателю представить сложный материал поэтапно, обратиться к тому, что уже известно дошкольникам. Воспитатель может с помощью анимационных эффектов в презентации повысить интерес и мотивацию дошкольников.
НОД с мультимедийной поддержкою предполагает использование компьютера или ноутбука. Воспитателю нередко сложно собрать все интересные факты и материалы при организации НОД, поэтому использование ИКТ помогает в этом, создавая презентации с помощью программы Power Point. При организации разнообразной НОД, необходим один ноутбук, мультимедийный проектор, колонки и экран.
Воспитатель реализует цели и задачи НОД при помощи презентации, что помогает эмоционально окрасить НОД, увлечь дошкольников при помощи игр, демонстраций роликов и фотографий. Все это помогает достичь хорошего результата и повышает эффективность образовательного процесса. Дошкольники могут разучить комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия утомления, используя презентации.
Мультимедийные презентации помогают воспитателю представить материал для НОД как систему из ярких образов, наполненных энциклопедической информацией, которая построена в необходимом порядке. Презентации очень легко могут соединить аудио -, видео -, анимационные эффекты, что помогает дошкольникам лучше сформировать представления об объектах живой и неживой природы.
Презентации предоставляют возможность воспитателям демонстрировать понятные, доступные для восприятия дошкольниками, объекты и явления из окружающего мира. Воспитатели могут использовать презентации для изготовления дидактических игр и пособий, раздаточного материала для организации образовательного процесса с дошкольниками.
Презентации помогают педагогу в организации виртуальных экскурсий и путешествий и интегрированных НОД. Педагоги прекрасно могут использовать ИКТ при организации культурных практик как один из способов мотивации и формирования творческих способностей, для создания эмоционального фона.
Таким образом, использование ИКТ в организации работы воспитателей увеличивает познавательную активность дошкольников, повышают интерес дошкольников к объектам и явлениям живой и неживой природы , улучшают уровень формирования интеллектуальных и волевых качеств дошкольников и способствуют формированию мышления у дошкольников.
Литература:
1. Калинина Т. В. Управление ДОУ. «Новые информационные технологии в дошкольном детстве», М.: Сфера, 2008
2. Моторин В. «Воспитательные возможности компьютерных игр». «Дошкольное воспитание», 2000, №11
3. Новоселова С. Л. «Компьютерный мир дошкольника» М.: Новая школа, 1997
Рекомендуем посмотреть:
Как эффективно осуществить взаимодействие семьи с ДОУ
Информационная поддержка родителей и вовлечение их в образовательную деятельность, через применение
Использование ИКТ - технологий педагогом ДОУ
ИКТ в ДОУ при работе с детьми