Конспект интегрированного занятия в подготовительной группы детского сада на тему: Птицы
Интегрированная организованная образовательная деятельность для дошкольников подготовительной группы с речевыми нарушениями «Наши пернатые друзья». Конспект с презентацией
Автор: Колесникова Снежана Анатольевна, учитель-логопед, МКДОУ "Никольский детский сад" Воронежской области Новоусманского района Описание работы. Данное мероприятие поможет учителям-логопедам и воспитателям на занятиях по изучению лексической темы "ПТИЦЫ". Занятие проводилось совместно с педагогом - психологом. Цель: закрепление теоретических знаний с помощью практических заданий и игр по лексической теме «Птицы». Задачи:
1. Закрепить умение определять тему занятия по предъявленным подсказкам.
2. Закрепить умение правильной ориентировки в пространстве.
3. Закрепить умение правильно задавать вопросы.
4. Развивать зрительное внимание и зрительную память.
5. Развивать фонематический слух.
6. Закрепить умение рассуждать при выполнении задания на выделение четвертого лишнего на картинке.
7. Развивать навыки словообразования.
8. Закрепить навыки коллективной работы. Оборудование: ноутбук, интерактивная доска с проектором, интерактивная презентация, разрезные картинки птиц, баночка с желейными червяками, пинцет, средство для дезинфекции рук.
Ход занятия
1. Приветствие Логопед: «На прошлой неделе я посетила много открытых занятий, которые проводили Ваши воспитатели. Своими впечатлениями я делилась с моей коллегой, психологом (имя, отчество). Мы посоветовались и решили – а почему бы нам не пригласить вас на наше занятие!». Психолог: «Сегодня мы будем ДУМАТЬ Логопед: РАССУЖДАТЬ Психолог: ИГРАТЬ Логопед: НУ И, КОНЕЧНО, ВЕСЕЛИТЬСЯ! Вы готовы? Психолог и логопед: Активная физминутка (головой киваем, крутим руками, приседаем, ножками топаем, ручками хлопаем)
Такое решение мы с коллегой, педагогом – психологом, приняли не зря. Такая разминка необходима для снятия напряжения, как у детей, так и у педагогов, которые проводят открытое мероприятие.
2. Мотивация Логопед: А вот о чем или о ком у нас с вами сегодня пойдет речь, вы догадаетесь, посмотрев на доску.
Какая картинка в верхнем правом углу?
Какая картинка находится гнездом?
Какая картинка в нижнем левом углу?
Какая картинка находится между яйцом и пером?
Какая картинка слева от клюва?
Данное задание предполагает полный ответ на поставленный вопрос.
Логопед: Ну что, какие у вас в головках возникли мысли по поводу того, о чем же пойдет речь на нашей сегодняшней встрече?
Вопрос привел детей в некоторое замешательство. Однако, спустя несколько секунд, одна девочка предположила, что мы будем говорить о птицах. На вопрос «Почему ты так решила?» все дети стали предлагать свои варианты объяснений.
3. Игра «Да – нетка»
Игра проводилась с картинками, предложенными на предыдущем слайде. Правила игры
Ведущий загадывает картинку. Задача игроков с помощью наводящих вопросов отгадать, какой предмет был загадан. Вопросы должны задаваться так, чтобы ответить на них можно было бы только «ДА» или «НЕТ».
Вопросы могут быть следующие:
- Им покрыто тело птицы?
- Это птичий домик? И т.д.
Логопед: называйте по одной птичек, которые будут появляться на доске.
4. Игра "Договори название птицы в рифму"
1. Сколько лет в твоем веку,
Столько раз скажу: «Ку-ку!»
Ну а если промолчу,
Не спеши бежать к врачу.
А сходи-ка на опушку,
Поищи еще … (Кукушку)
2. Что творится нынче, ух!
Мышь забралась под лопух.
Ух, какая! Ух, не спит!
Буду я сегодня сыт!
Будет ужин мой обилен!» –
Ухает довольный… (Филин)
3. Кто идет, зачем, куда –
Все я вижу из гнезда.
Кар! Вот кошка на заборе!
Кар! Вот тень ползет по шторе!
Кар! Горшок упал с балкона!» –
Громко каркает… (Ворона)
4. Непоседа птица эта,
Одного с березой цвета:
Верещунья, белобока,
А зовут ее… (сорока).
5. Пробегает по дорожке
На коротких тонких ножках.
Часто хвостиком трясёт,
И под крышею живёт.
Комары её закуска.
Это птичка — … (Трясогузка)
6. На скале он строит дом.
Разве жить не страшно в нем?
Хоть кругом и красота,
Но такая высота!
Нет, хозяин не боится
Со скалы крутой скатиться —
Два могучие крыла
У хозяина … (орла)
Данное упражнение очень хорошо развивает фонематический слух, а также формирует умение терпеливо дослушать стихотворение до конца!!!!
5. Игра «Какая птица спряталась?»
Работа с предыдущим слайдом. Все картинки анимированы триггерами, что позволяет убрать любое количество картинок в любой последовательности.
Дети закрывают глаза, считают до пяти. Педагог в этот момент убирает нажатием руки на доску одну картинку. Ребенок, правильно назвавший исчезнувшую птичку, выходит к доске и нажимает на пустое место на слайде.
Игру можно повторить 2-3 раза, каждый раз увеличивая количество убранных картинок. В конце можно убрать все картинки. Это даст возможность выйти к доске максимальное количество ребят.
Данное упражнение позволит детям развивать их зрительную память и внимание, а также даст возможность глазкам немного отдохнуть от вредного влияния интерактивной доски на зрение.
6. Психолог:Физминутка. Нам пора размять наши косточки. Покажите, как ходит пингвин вразвалочку (как перешагивает с кочки на кочку цапля, как трясет своим красивым хвостом павлин, как машет крыльями и громко кричит по утрам петух).
Пусть дети, как следует, прокукарекают!!! Это поможет им в дальнейшем вести себя более спокойно в процессе занятия.
7. Логопед: Все мы знаем, что животные бывают дикие и домашние. Как вы думаете, мы можем также сказать про птиц? (ответы детей)
Домашние птицы живут у людей целыми семьями. Итак, знакомьтесь, семья № 1 – КУРИНАЯ. Как в этой семье называется папа (мама)? А как называются дети птиц?
И так про все семьи.
На слайдах представлены куриная, гусиная, утиная, индюшиная и перепелиная семьи.
Трудности возникли при назывании гусыни, индюшки, селезня. Абсолютно новой семьей для детей стала перепелиная семья. Несколько детей смогли отгадать её по подсказке про маленькие пестренькие яйца, которые можно купить в магазине. Но название всех членов семьи назвал педагог.
8. Игра «Четвертый лишний» Варианты слайдов:
- петух, цыпленок, утенок, курица (утенок не входит в куриную семью)
- индюк, гусь, петух, индюшка (три птицы – это отцы птичьих семейств, а утка – мама)
- цыпленок, утенок, индюшонок, перепелка (только перепелка – это взрослая птица. Остальные – птенцы.)
Игра в самом начале вызвала трудности у детей. Ведущие обращались за помощью к присутствующим гостям. Только напоминание о предыдущем задании помогло ребятам пойти по верному пути.
9. Логопед: «А чем же питаются птицы? (варианты ответов детей). А теперь посмотрим на доску. Вы назвали многое. А что не назвали? Кто ест змей, лягушек, сало?
Я сегодня накопала в огороде целую баночку жирных розовых червяков. Хотела, чтобы мы с вами на прогулке положили их в кормушки. Принесла, поставила вот на этот стол, но пока готовилась к нашей встрече, забыла закрыть крышку. Что-то мне подсказывает, что все они расползлись по кабинету. Поможете их найти?
Надо было видеть, как несколько девочек подняли свои ножки на стулья и стали испуганно озираться по сторонам!!! Все облегченно выдохнули, когда я достала из банки одного, самого ленивого ЖЕЛЕЙНОГО червяка, который не захотел ползать!
Игра «Поиск червячков»
Каждый найденный червяк кладется в баночку и ему присваивается порядковый номер. (Найден первый червяк, за ним отправляется второй червяк и т.д.) Спрятанных червячков было 14, по числу детей, участвующих в мероприятии.
ВАЖНО! Что мы не предусмотрели:
- дети ползали по полу, шумели, кричали. Не все смогли найти по одному червячку. Кто-то нашел сразу несколько. Кто-то ни одного. Поэтому некоторые ребята расстроились.
Поэтому совет: нашел червяка – садись на стульчик.
10. Игра «Что забыл нарисовать художник?»
Художник был очень невнимательный и забыл закончить свои рисунки. Давайте попробуем все исправить. Как можно назвать птицу без клюва, без головы и т.д.
Словарная работа:
птица без клюва – бесклювая,
птица без головы – безголовая,
птица без хвоста – бесхвостая.
Птица без крыла – бескрылая
Дети по - одному выходят к доске, для того чтобы восстановить целую картинку.
К слову «бескрылая» возникли вопросы наших гостей, т.к. птицу с одним кры-лом назвать «бескрылой» нельзя. Поэтому, я провела работу над ошибками, где спросила ребят:
«Можно ли птицу, у которой есть хотя бы одно крыло назвать «бескрылой?». «Когда так можно назвать птицу?».
«А как назвать птицу с одним крылом?» - «Однокрылая».
11. Логопед: «Следующее задание вы сможете выполнить, разбившись на команды. Но все не так просто, как вам кажется. У меня в коробке детали четырех разрезанных картинок. Я сейчас раздам каждому из вас по одной детали. Ваша задача объединится в команду с ребятами, у которых детали одной картинки. Чья команда соберет быстрее всех картинку, те и выиграют.
12. Рефлексия. Логопед: Давайте встанем в большой круг. Сегодня мы увидели много разных птиц. Некоторые играли с вами в прятки, некоторые приходили целыми семьями. Других вам пришлось собирать практически по частям.
Перед вами вот такое замечательное волшебное перо.
Представьте, что с её по-мощью мы сможем превратиться в любую птицу. Сейчас я буду передавать по кругу вот это перо, и у кого в руках оно окажется, скажет нам, какой птицей он хотел бы стать и почему. Вы уже знаете много птиц, поэтому старайтесь не по-вторятся.
Я начну первая. Я хочу стать орлом, потому что орел сильная и свободолюбивая птица. (Варианты ответов детей)
Признаюсь, что за эту часть занятия я волновалась больше всего. Обычно дети повторяют друг за другом. Моему удивлению и восторгу не было предела! Не было ни одного повтора!!! Вот некоторые варианты ответов:
- Мальчик: «Я хочу стать курицей, потому что хочу снести яйца».
- Девочка: «Я хочу стать попугаем, потому что он живет дома в тепле и его все время кормят».
- Девочка: «Я хочу стать совой. Хотя нет, филином. Потому что филин классно видит в темноте».
- Мальчик: «Я хочу стать пингвином, потому что он живет на Севере, а я люблю холод».
И вот таких замечательных ответов было ЧЕТЫРНАДЦАТЬ!!!
Логопед: Раз уж все мы стали птицами, не пора ли нам подкрепиться. Коллега, принесите нам, пожалуйста, баночку с червячками.
Не зная заранее, как ребята относятся к червячкам, мы решили с коллегой обработать руки ребят дезсредством. Но когда мы начали это делать, кто-то из ребят сказал, что птицы не едят руками, а едят клювом.
Надо было видеть, как четырнадцать голодных птенцов ждали с открытым клювиком своего долгожданного червяка, которого я доставала из банки пинцетом и отправляла его им в рот!!!
ВАЖНО! Необходимо приготовить 2 банки с червяками – одних дети искали, других – ели.
Вот такое веселое и интересное мероприятие у нас получилось! Правда, по времени оно продлилось чуть больше положенного – 50 минут. Надеюсь, что моя идея пригодится многим педагогам!
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Спасибо за приглашение. Представленный материал интересный, грамотно представлен, заслуживает внимания. Все этапы работы хорошо продуманы, яркий наглядный материал. Вы всё тщательно спланировали и проработали. Поставленные задачи решены и цель достигнута. Мне занятие очень понравилось. Спасибо за прекрасную публикацию. Желаю творческих успехов! Примите мой голос.
Здравствуйте, Снежана Анатольевна! Действительно, веселое и интересное мероприятие у Вас получилось с коллегой-психологом для дошкольников с речевыми нарушениями. Вы представили разнообразные интересные задания и игры по лексической теме "Птицы" для реализации поставленной цели. Считаю работу методически грамотной. Цель и задачи четко определены. Очень понравилось, что исходя уже из практического опыта Вы обращаете внимание коллег на некоторые важные моменты по организации ООД. С уважением и голосом 2, И.В.
Здравствуйте Снежана Анатольевна. Удивительно интересное занятие! Особенно с Вашими комментариями по ходу. Много интересных заданий и новых решений. Думаю, детям понравилось это увлекательное путешествие в мир птиц. Виден творческий подход педагога при построении этого занятия. Голос!