Знакомство детей старшего дошкольного возраста с музыкальными профессиями
Автор: Татаринцева Людмила Николаевна, музыкальный руководитель СП ГБОУ НШ с.Красноармейское д/с "Огонек"
Цель мастер-класса: познакомить коллег со способом обучения дошкольников элементам нотной грамоты, формированием понятий "композитор", "скрипач", "пианист", "гитарист", "ноты" и т.д. на примере знакомства с произведением Д.Кабалевского "Клоуны".
Ход
Знакомя дошкольников с элементами нотной грамоты на музыкальных занятиях, я всегда стараюсь активизировать их мышление. К примеру, на одном из занятий старшим дошкольникам я играю пьесу «Клоуны» Д.Кабалевского.
Показываю картинку и сразу же задаю им вопрос «Для чего нужны ноты?». Ребята всегда отвечают - чтобы играть. «Конечно. - подтверждаю я. – Но кто записал их на бумагу?» Дети начинают предполагать, что это музыканты, и я предлагаю им разобраться.
Я рассыпаю отдельные ноты на панно и говорю: «Сами по себе отдельные ноты не дадут нам мелодии. Их нужно расположить на нотном стане в композицию». И я раскладываю их, приговаривая « Если положу так – будет вот как звучать мелодия (играю), а если так – то совсем по-другому (снова играю)». Есть такая профессия –
композитор. Он раскладывает ноты в разные
композиции, придумывая музыку, и записывает ее на бумаге. Так пьесу
«Клоуны», которую я вам сейчас сыграла, придумал русский композитор
Дмитрий Кабалевский.
Он записал ее с помощью
нот и других знаков на бумагу и раздал
музыкантам. Давайте послушаем, какой музыкант и на каком инструменте сыграл эту пьесу.
Я включаю записи пьесы, исполненной на скрипке и гитаре. Дети слушают и делают выводы: одна и та же пьеса может быть исполнена на разных инструментах, и чтобы ее исполнить, нужно уметь читать ноты и знаки, которые записал композитор. А дальше логическая линия уводит нас к речевым играм.
Я начинаю: на скрипке играет... Дети продолжают –
скрипач ( на пианино –
пианист, на гитаре –
гитарист).
В этой игре я использую наглядный материал в виде картинок.
Так постепенно дети, знакомясь с различными произведениями, исполненными на разных музыкальных инструментах, обогащают свои музыкальные впечатления и речевой запас и осваивают элементы нотной грамоты.
Рекомендуем посмотреть:
Образы русской культуры в музыке
Развитие музыкально - ритмических способностей дошкольников в детском саду
Консультация для родителей "Музыка как средство здоровьесбережения"
Формы работы музыкального руководителя с родителями в детском саду
Похожие статьи:
Консультация для родителей. Музыкальное воспитание в семье младшего дошкольника