Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка

Опыт работы педагога дополнительного образования. Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка
Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым.
Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на первом году обучения- сплотить дружный творческий коллектив. Впервые придя на занятие, ребята испытывают большие затруднения в общении: они стесняются педагога, друг друга, боятся выходить на сцену, при виде зрителя, не могут говорить громко и четко. И чтобы ребятам помочь на своих занятиях я использую развивающие театральные игры.
Игра, как особая форма общения в процессе театральной деятельности, представляет собой комплекс специально подобранных заданий и упражнений, направленных на развитие у детей основных психологических процессов: (внимания, памяти, воображения, речи), являющимися основополагающими компонентами актерской деятельности.
Методы, формы и содержание театральных игр и тренингов, которые я предлагаю детям, реализуют одновременно три цели:
- погружают детей в присущую им атмосферу игры;
- развивают память, внимание, воображение, фантазию, творческое мышление;
- придают учебному процессу необходимые для ребят качества интересного, увлекательного и веселого труда.
Основные требования, которым я придерживаюсь в организации игр:
- Содержательность и разнообразие тематики игр на занятиях.
- Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
- Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации игр.
- Постоянное, ежедневное включение игр во все формы педагогического процесса.
-Последовательность и постепенное усложнение содержания тем и сюжетов, выбранных для игр, соответствующих возрасту и умению детей.
Проанализировав свою игровую деятельность на занятиях, я составила список игр, упражнений и тренингов, которые я использую на данном этапе своей педагогической деятельности.
Это развивающие игры и упражнения, которые включают в себя:
•Игровые упражнения на развития воображения и фантазии;
•Сценическое внимание и память;
•Речевые упражнения;
•Этюды;
•Игровые упражнения на сплочения коллектива;
•Игры- драматизации.


Игровые упражнения на развития воображения и фантазии
Воображение – умение мысленно создавать новые идеи и образы возможных и невозможных объектов на основе реальных знаний.
Фантазия – создание тоже новых, но нереальных, сказочных, пока невозможных ситуаций и объектов, но тоже на основе реальных знаний.
Цель: развитие творческого воображения, мышления и фантазии.
На таких упражнениях дети могут работать коллективно, в группах или в парах.
«Скульптор и глина». Участники разбиваются на пары. Один из них – скульптор, другой – глина. Скульптор должен придать глине форму (позу), какую захочет. "Глина" податлива, расслаблена, "принимает" форму, какую ей придает скульптор. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем "скульптор" и "глина" меняются местами. Участникам не разрешается переговариваться.

«Волшебная палочка». Упражнение проводиться в группах. Требования к упражнению: вижу, как дано, отношусь, как задано. В этом упражнении ребята по очереди оправдывают предметы (карандаш-чем он может быть? - червяком, градусником, дирижерской палочкой, микрофоном).
«Сказка». Упражнения выполняется в группах, или в парах. Каждый выбирает себе сказку (в начале занятия определяем каким способом будем работать- лепить или рисовать) по итогу дети демонстрирую свое произведение и рассказывают по иллюстрациям свою придуманную сказку. Педагог может усложнить задание и попросить ребят играть по ролям сюжет выбранной ими сказки.
«Живая картина». Каждый участник одновременно и скульптор и глина. Он находит свое место в соответствии с общей атмосферой и содержанием композиции. Вся работа происходит в полном молчании. В центр комнаты выходит первый участник, это может быть любой желающий или назначенный мной человек, и принимает какую-то позу. Затем к нему пристраивается второй, третий пристраивается уже к общей для первых двух участников композиции. Выполняя это упражнение, необходимо:
1) действовать в довольно быстром темпе;
2) следить, чтобы получающиеся композиции не были бессмысленной мозаикой изолированных друг от друга фигур.


Сценическое внимание и память
Цель: развитие произвольного и не произвольного внимания, развитие слуховой и зрительной памяти.
«Зеркало». Участники разбиваются на пары, становятся лицом друг к другу. Один из играющих делает замедленные движения. Другой должен в точности копировать все движения напарника, быть его "зеркальным отражением". На первых порах проработки задания ведущий налагает некоторые ограничения на действия "оригинала".

«Сыщики». Каждый участник выполняет какие-либо физические действия, одновременно незаметно наблюдая за одним из других участников игры. Через 1–2 минуты я предлагаю угадать, за кто за кем наблюдал. Наблюдающие должны перечислить действия, которые выполнял их «подозреваемый»
«Упражнение с предметами». На столе произвольно раскладывают несколько предметов (это могут быть карандаш, пинал, тетрадь, часы, монета, клей, ручка, линейка и т.д.) Играющий внимательно смотрит на стол в течение 10–15 секунд, затем отворачивается. Ведущий в это время заменяет 1 предмет на другой, 2 предмета меняет местами. Задача игрока: вернуть все предметы на свои места.
«Пианино». Учащиеся садятся рядом и друг другу кладут руки на колени, задача запоминать последовательность выполнения движений, придерживаться темпа и ритма игры.


Таких игр, тренингов и упражнений очень много. На каждое занятие я стараюсь подбирать что-то новое.
Особое внимание уделяю речевым играм. Очень часто у детей младшего школьного возраста встречается недостаток речи такие как: «проглатывание» или «съедание» окончания слова, невнятность, нечеткость.
Причины невнятной речи: неподвижные, вялые губы, плохо раскрытый рот. Чтобы избавится от этих недостатков, я выполняю с детьми такие упражнения:
артикуляционная гимнастика, которая позволяет развивать дикционный аппарат (губы, язык и челюсть).


Хороший результат в сценической речи дает использование чистоговорок и скороговорок.
Чистоговорки - это те же скороговорки, но внимание в них обращается не на скорость произнесения, а на чистоту проговаривания.
Использую логическое обыгрывание скороговорок.
Задание: сказать скороговорку:
От топота копыт, пыль по полю летит.
Требование к упражнению:
- Сказать с радость,
- с упреком,
- с огорчением,
- с насмешкой,
- по секрету.
Так же использую игровые упражнения для развития речи в движении, за основу берутся ранее изученные скороговорки и подбор к ним разных, не сложных движений, которые выполняются совместно.
Тренировка речи в движении воспитывает умение соединить в единое сценическое действие речь и движения тела, которые могут происходить в одинаковых, разных и меняющихся по ходу действия темпо-ритмах.
Жестикуляция, пластика, мимика в речевой игре превращают ее в театральную сценку, позволяют детям импровизировать, раскрывать свой творческий, актерский потенциал.


Игры на сплочения коллектива.
Позитивные отношения между детьми — залог успешности и коммуникативного поведения в будущем, ведь так важно научить детей играть вместе, а не рядом.
Самые часто используемые мной это игры –соревнования.
Цель таких игр:
-Развивать чувство собственной значимости, самоуважения.
-Учить детей преодолевать замкнутость, пассивность.
-Формировать умение проектировать свои действия, вступая в сообщество с другими детьми, согласовывать с ними свои действия, предлагать свою помощь, соблюдать правила, сотрудничать в совместной деятельности.


Игра- драматизация.
В играх — драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли… В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Виды драматизации: игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей; ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры-импровизации с разыгрыванием сюжета без предварительной подготовки. Драматизации основываются на действиях исполнителя, который может использовать куклы.


Этюды.
На своих занятиях актерского мастерства мне важно научить детей умению подлинно действовать в вымышленных обстоятельствах:
Чтобы научить детей действовать в предлагаемых обстоятельствах. Я использую развивающие упражнения- этюды (этюд-это эпизод, со своей маленькой историей) Например: создать живую картину (столовая, парк, перемена, стадион и т. д.) Каждый исполнитель определяет для себя, кто он в этой ситуации? Что он может делает? Здесь проявляется важное качество - импровизация. В театральном искусстве это необходимо для исполнителя.
Такие упражнения развивают у детей логику мышления, внимания, фантазию, и главный аспект - коллективно-творческая деятельность.
Содержание этюдов самое разнообразное: одиночные, парные, групповые. Все выдуманные ситуации должны ребятам быть знакомы, по их жизненному опыту. Важно, чтобы они верили в то, что они делают на сцене. В этюдах дети показывают все условно, предметы все воображаемые. Чтобы достоверно показывать, делаем упражнения: действия с воображаемыми предметами. Пример:
Конфета (учитывая объем, вес,) или книга (старая, новая, тяжелая, легкая), сначала я даю детям предметы настоящие, чтобы они подержали, посмотрели со всех сторон, покрутили в руках. После того, как дети познакомились с предметом, показывают условно.


Всегда стараюсь подкреплять теоретический материал практическим. Творческий показ - самая выразительная и доступная форма. Стараюсь с первого дня занятий привлекать детей к выступлению. Это тематические театрализованные праздники: праздник осени, новогодний утренник, экологические сценки, сказки. Дети не сразу овладевают умением правильно держать себя в роли. Чтобы помочь им раскрыть свои возможности, нужна длительная специальная систематическая тренировка на играх-упражнениях. Творческая деятельность способствует развитию у детей памяти, чувства ответственности перед коллективом.


За годы работы я сделала вывод, что если чаще проводить с детьми театральные игры и упражнения, занятие не только будет очень интересным и разнообразным, но и в дальнейшем им намного легче будет даваться работа над сценическим образом в спектакле, так как при помощи игр, упражнений и тренингов дети приобретают основные навыки актерского мастерства.

Рекомендуем посмотреть:

Как подготовить руки ребёнка к письму Развивающие игры для детей 3 лет Развивающая игра для детей 5-8 лет Весёлые игры на развитие внимания у детей от 3 лет

Похожие статьи:

Развивающие игры в картинках для детей 4-5 лет

Развивающие игры для детей от 5 до 8 лет

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конкурс для педагогов на Лучшую методическую разработку

Развивающая игра для детей 5-7 лет «Мир вокруг нас»

Участник №61 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 мая по 15 августа 2017 года
Сценарий праздника для детей "Покров Пресвятой Богородицы"
Опубликовано: 2657 дней назад (13 августа 2017)
Просмотров: 32600
Рубрика: Без рубрики
+11
Голосов: 11
Ольга Станиславовна Средина # 13 августа 2017 в 17:38 0
Здравствуйте, Екатерина Сергеевна!
Очень хороший материал Вы предоставили для коллег. Много разнообразных игровых упражнений для юных актеров. Я хочу дополнить Вашу коллекцию некоторыми полезными играми.

1 - для развития памяти
участники садятся в кружок и выбирают тему игры (скажем, посуда) Первый участник произносит одно слово, второй повторяет слово и добавляет свое. Игра продолжатся до тех пор, пока кто-либо не собьется. (половник, половник - ложка, половник -ложка -кружка, половник -ложка - кружка - кастрюля)... Темы каждый раз - разные. Это и кругозор развивает и логику.

2 - для развития чувства ритма и чувства локтя
"Клавиатура" Все дети выбирают себе по букве алфавита. Ведущий пишет на доске фразу или строчку стихотворения, а дети должны ее прохлопать. Паузы между словами и знаки препинания хлопают все вместе.

3 - для развития артистизма (умения вживаться в роль) и раскрепощения
одну и ту же фразу нужно произнести устами разных персонажей. (скажем, усталый старик, строгий директор, зловещий маньяк, библиотекарь, потерявшаяся девочка, и так далее.) Один ребенок - одна фраза ( а персонаже те же).
Можно использовать сказочные персонажи ( Карабас-Барабас, баба Яга, кот Леопольд, Василиса Премудрая)

4 - для тренировки умения слышать партнеров по сцене
каждый участник ( 3-5 человек ) поет свою песню. Побеждает тот, кто сумеет ее допеть до конца, и не собьется.

ГОЛОС!
Екатерина Сергеевна Перфильева # 13 августа 2017 в 18:27 0
спасибо за комментарий!упражнения очень интересные!
Екатерина Сергеевна Перфильева # 13 августа 2017 в 18:32 0
Заявка на участие в конкурсе
Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка
Перфильева Екатерина Сергеевна
Педагог дополнительного образования,Муниципальное бюджетное учреждения дополнительного образования "Радуга",г. Симферополь
Адрес конкурсной работы:
https://ped-kopilka.ru/blogs/blog58473/ispolzovanie-razvivayuschih-igr-i-uprazhnenii-na-zanjatijah-teatralnogo-kruzhka.html
Софья Владимировна Юхнина # 22 августа 2017 в 15:59 0
Екатерина Сергеевна, здравствуйте! Благодарю за приглашение. Мне было интересно познакомиться с Вашим опытом работы: "Использование развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка". Есть изюминки, необычные приёмы, материал хороший, сохранила в закладки, буду использовать в работе. Поздравляю ВАС с ДЕБЮТОМ на сайте! Обратите внимание на оформление публикации, Вы не указали автора. И цель должна быть одна: создать условия для погружения детей в присущую им атмосферу игры, дальше это задачи. А в остальном, всё замечательно.
Мой голос +3, желаю ВАМ УСПЕХОВ!!!
Екатерина Сергеевна Перфильева # 22 августа 2017 в 18:00 +1
Спасибо за полезный комментарий!в следующий раз буду внимательнее,первый блин всегда комом!)
Алёна Дмитриевна Крутенкова # 22 августа 2017 в 16:29 0
Екатерина Сергеевна, здравствуйте!
Спасибо за приглашение!!! С замечательным почином!
Прекрасная систематизация развивающих игр и упражнений на занятиях театрального кружка, которые будут интересны многим пользователям портала! В Вашей подборке хорошо просматривается основной принцип дидактики:от простого - к сложному: занятия с детьми идут по нарастающей! Напор, сила и энергия чувствуются к подходу организации театральных занятий. Голос!
Екатерина Сергеевна Перфильева # 22 августа 2017 в 18:01 0
Спасибо,за ваш комментарий,мне очень приятно!)
Светлана Михайловна Шмигирилова # 22 августа 2017 в 21:52 0
Екатерина Сергеевна, спасибо за приглашение! Интересно было познакомиться с вашим опытом работы. Кружок замечательный. Сейчас во всех школах головной болью является внеурочная деятельность. Ваша задумка - это прекрасные занятия с детьми. Они формируют разносторонне развитую личность. Развивают воображение, фантазию, память. Развивают навыки драматизации. И, самое главное, проводится работа по сплочению коллектива. Спасибо! Мой ГОЛОС!
Оксана Анатольевна Данильченко # 23 августа 2017 в 15:22 +1
Очень интересная публикация. Пригодится многим. Материал можно использовать на перемене, для проведения физкульминуток, при организации игровых программ. Удачи. Голос!
Валентина Михайловна Скрипникова # 23 августа 2017 в 18:37 0
Творческих успехов Вам!!! Примите голос.
Ирина Николаевна Ступченко # 25 августа 2017 в 10:54 0
Всё понравилось. Примите голос!
Валентина Николаевна Разумова # 27 августа 2017 в 15:19 0
Полезный и интересный материал. Многие игры заинтересовали. Беру в копилочку. Спасибо, Екатерина Сергеевна!
Наталия Юрьевна Мурашова # 19 октября 2017 в 03:40 +1
Замечательный материал.
Все гармонично прописано, но немножко сумбурно (как и у меня в началеjokeПозволю себе дать совет.
Не стесняйтесь указывать авторство в начале публикации.
Цель пишите одну. тоже в самом начале. Она дожна звучать как "Цель публикации". Обязатьно имя существительное: создание, знакомство, развитие, обмен опытом или что-то в этом роде. А задачи - как глаголы: научить, закрепить. развивать и так далее. желаю вам удачи на этом замечательном сайте. заходите в гости: https://ped-kopilka.ru/blogs/natalija-yurevna-murashova/cat-11728
голос в поддержку!