Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия для детей: Креативная иллюстрация

Занятие в дополнительном образовании для детей 11-14 лет. Креативная иллюстрация
Общеобразовательная программа «Креативное рисование» художественной направленности, срок реализации 2 года
Возраст обучающихся: 11-14 лет
Тип занятия: комбинированное
Цель: знакомство с основами иллюстрации.
Задачи:
1. Воспитание чувства прекрасного;
2. Развитие креативного мышления;
3. Получение знаний об основах иллюстрации.
Продолжительность: 2 часа (45 мин. – занятие, 15 мин. – перемена, 45 мин. – занятие, 15 мин. – перемена)
Дидактические средства: образцы иллюстраций прошлых веков, образцы современных иллюстраций, бумага и маркер для демонстрации примеров.
Подготовила: Жалдак Маргарита Васильевна, педагог дополнительного образования в Центре Детского Технического Творчества №1 г.Ульяновска.
Этапы занятия:
1. Организационный этап (5 мин.)
2. Изучение нового материала (15 мин.)
3. Практическое задание (20 мин.)
4. Перемена (15 мин.)
5. Изучение нового материала (15 мин.)
6. Практическое задание (20 мин.)
7. Подведение итогов и домашнее задание (10 мин.)
Ход занятия
1. Организационный этап.
Педагог проверяет готовность учеников, озвучивает тему и цели занятия. Предлагает вспомнить значение слова «Креативность».
2. Изучение нового материала.
«Ребята, я хочу предложить Вам несколько определений слова «Иллюстрация»:
Иллюстрация (от лат. illustratio - освещение, наглядное изображение), изображение, сопровождающее, дополняющее и наглядно разъясняющее текст.
Иллюстрация (illustration) – это графическое отображение слова.
Иллюстрация - изображение, рисунок в тексте книги, поясняющий ее содержание.
Какое толкование вы находите более точным? Что, по-вашему, значит «иллюстрация»? Для чего, как вам кажется, нужна иллюстрация?
Иллюстрации помогают нам более живо представить себе содержание текста. Это могут быть рисунки, фотографии, схемы или таблицы.
Так, например, в Древнем Египте иллюстрациями обрамлялись гимны и заклинания, их писали на папирусах. Иллюстрации были незаменимой частью рукописей, таких как античная «Иллиада».
В Древней Руси уже в XI веке создавались иллюстрации к рукописным книгам. Они были цветными и украшались золотом.
14 век в истории – начало книгопечатания, а значит и активного развития иллюстрации. Иллюстрация и текст наносились на доску процессом гравировки, затем доску смазывали чернилами и прикладывали к ней бумагу, получая таким образом оттиск листа. Такой процесс книгопечатания был очень трудоемким, так как малейшая ошибка в тексте или иллюстрации вынуждала начинать заново работу над всей страницей.
XIX век был окрещен современниками «эпохой иллюстрированной книги». Отдельные иллюстрации того времени можно рассматривать как самостоятельные предметы искусства! С изобретением в это время фотомеханического способа печати возросли художественные возможности. Иллюстрации смогли передавать любую живописную или графическую технику (карандаш, перо, акварель, гуашь, масло и др.). Художники получили возможность использовать и комбинировать самые разнообразные художественные материалы.
Ребята, знаете ли вы каких-либо художников-иллюстраторов?
Давайте рассмотрим работы некоторых из них.
Так что же такое креативная иллюстрация? Иллюстрация – это качественное художественное изображение, непосредственно связанное с текстом, и раскрывающее его стиль, характер и настроение. При этом, иллюстрация также должна показать стилистику иллюстратора.
И, как начинающие иллюстраторы, давайте выполним небольшое упражнение на развитие креативности.»
3. Практическое задание.
Педагог демонстрирует пример на доске или на мольберте, ученики самостоятельно выполняют задание в альбомах.
«Нарисуйте в ряд 5 кружков. Старайтесь оставлять достаточное расстояние между элементами. Чуть ниже нарисуйте ряд квадратов. Еще ниже ряд треугольников. А теперь превратите каждую фигуру в какой-то элемент так, чтобы первоначальная форма не бросалась в глаза. Например, круги можно превратить в дерево, солнце, кошку и т.д., треугольники в кораблики, квадраты в дома. Важно выполнить это задание максимально быстро и при этом максимально оригинально!
А теперь нарисуйте 2 ряда произвольных клякс. Первый ряд так же превратите в какие-либо элементы. А второй ряд должен не просто стать какими-то объектами, но обязательно связанными друг с другом! То есть, это должна быть картина с сюжетом.
Понравилось задание?»
4. Перемена.
5. Изучение нового материала.
«И так, как мы с вами уже говорили, иллюстрация должна раскрыть не только тему, но и характер, и настроение текста. При помощи чего это можно сделать?
Давайте подробнее вспомним, что такое средства выразительности. Какие средства выразительности бывают? Все верно, графические и живописные. Что из себя представляют графические средства выразительности? Графические средства выразительности – это точка, линия, пятно, фактура, штрих и светотень.
Давайте разберемся, для чего нужно каждое из них»
Анализируем совместно с детьми где, как и в каких случаях может быть использовано каждое из этих средств. Желающих приглашаем к доске (мольберту) изобразить пример использования этих средств выразительности. Схематично изображаем различные фактуры.
«Отлично! А какие живописные средства выразительности вы знаете? Цвет, тон и цветовое пятно. Как эти средства выразительности могут помочь передать характер и настроение? Какие цвета могут передать радость? Грусть? Гнев? Восхищение? Усталость? Азарт?
Давайте выполним практическое упражнение.»
6. Практическое задание.
«Давайте нарисуем три одинаковых простых элемента, например, дерева. Но каждое из них должно будет передать свое настроение и характер. Вы можете использовать и графические, и живописные изобразительные средства.
И так, первое дерево должно передавать следующее настроение: покой, гармония, тихая радость.
Второе дерево должно передать: ужас, напряжение, паника.
Третье дерево должно передать: грусть, одиночество, уныние.»
Рассматриваем работы ребят, анализируем, какие выразительные средства они использовали.
7. Подведение итогов и домашнее задание
Еще раз закрепляем:
1. Что такое иллюстрация?
2. При помощи чего возможно передать характер и настроение текста в иллюстрации?
3. Что включают в себя графические средства выразительности?
4. Что включают в себя живописные средства выразительности?
Педагог интересуется, что особенно понравилось детям на занятии.
В качестве домашнего задания педагог предлагает детям выполнить небольшую иллюстрацию к любому литературному произведению, используя различные средства выразительности.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по живописи в ДШИ Рисование "Море" поэтапно с фото для школьников Конспект занятия в дополнительном образовании с презентацией, 3 класс. Тема «Портрет слона» План конспект занятия в художественной школе
Новогодняя открытка в стиле зенарт | Мастер-класса по рисованию в стиле Зенарт поэтапно с фото
Опубликовано: 2035 дней назад (3 сентября 2018)
Просмотров: 2203
Рубрика: Без рубрики
+2
Голосов: 2

Нет комментариев. Ваш будет первым!