Занятие на тему Осень в детском саду. Старшая группа
Описание материала: конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана "Золотая осень" предназначен для воспитателей детских садов, которые знакомят детей старшего дошкольного возраста с жанром живопись, а именно дают представление о пейзаже, учат детей читать "художественный текст", написанный художником красками.
Конспект занятия по ознакомлению с картиной И.Левитана «Золотая осень» в старшей группе.
Цель: развивать целостное и эмоциональное восприятие живописи, сформировать представление о пейзаже, как особом жанре живописи, дать основы художественной грамотности.
Задачи:
- формировать у детей умение рассматривать, анализировать произведение живописи – пейзаж;
- учить детей читать «художественный текст», написанный красками;
- знакомить с особенностями внешнего вида деревьев, изменением их осенью;
- воспитывать в детях умение оценивать и почувствовать красоту картины в целом и отдельных ее частей (фрагментов).
Интеграция образовательных областей: познание, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая, речевая.
Словарная работа:
1. Обогащение словаря: колорит, оттенки, композиции, свет-тень, жанр, пейзаж.
2. Активизация словаря: цвет, золотая, белоствольные, речушка, извилистая, тишина, покой.
Предварительная работа, связь с другими занятиями.
Чтение стихов о времени года – осень, авторов С.Есенина, Ф.Тютчева, А.Плещеева, В.Жуковского, И.Никитина.
Рассматривание картин: И.Шишкин «Осенний лес», «Сосновый бор», Ф.Васильева «Болото», Ил.Остроухова «Золотая осень».
слушание музыки П.Чайковского «Времена года. Осень» .
Занятие по изобразительной деятельности: изображение картин осенней природы.
Дидактические игры: «Разрезные картины», «Лото», «Подбери колорит».
Материал для занятия:
Картина И.Левитана «Золотая осень».
Музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».
Наборы цветового спектра.
Ход занятия:
1. Мотивация.
1.1. Воспитатель читает стихи –
В золотой карете, что с конем игривым
Проскакала осень по лесам и нивам.
Добрая волшебница все переиначила
Ярко-желтым цветом землю разукрасила.
1.2. Звучит музыка П.Чайковского «Времена года. Осень».
2. Метод вхождения в картину.
Воспитатель предлагает детям подойти к картине, представить себя на берегу реки в белоствольной роще, какие чувства и ощущения у них возникли.
3. Беседа по картине.
3.1 Вопросы по содержанию:
- какое время года,
- какое время дня,
- что вы увидели на берегу реки,
- какие элементы пейзажа главные.
3.2. Вопросы по выявлению средств выразительности:
- состояние природы и погоды,
- какими средствами выразительности художник добивался красоты пейзажа.
3.3. Вопросы по выявлению художественного замысла:
- что хотел показать художник,
- что мы почувствовали,
- что он хотел рассказать,
- какие мысли и чувства вызывает пейзаж,
- хотелось ли вам оказаться в этом месте, чтобы вы там делали,
- чем вам нравится этот пейзаж, если нет – то почему?
4. Разминка «Отгадай загадки».
а) Весной роняет слезы белая …..(береза);
б) Стоит летом золотая, сладким медом налитая (липа);
в) Если дует ветерок – задрожит ее листок, ветерок совсем не сильный – но дрожит листок …..(осины);
г) Весною кудри завила, нежные, пушистые и стоит белым-бела ……(черемуха) душистая;
д) Прилетает в гости к ней стайка алых снегирей, по ветвям они снуют, красны ягоды клюют (рябина).
5. Творческий рассказ воспитателя.
Наступила осень. Белоствольные березки сменили свой зеленый наряд на золотой. И засмотрелись на себя в маленькую извилистую речушку, в которой отразилась синева неба. Ничто вокруг не колышется. Во всем такая радость и спокойствие. То, что просто называется счастьем.
6. Творческие описательные рассказы детей.
Предложить детям в своих рассказах выразить свои мысли и чувства, которые у детей вызывает пейзаж.
7. Игра «Словесная цепочка».
Существительные: береза, дерево, корень, ствол, ветки, лист, почка, кора, береста, сок, побег, сережки, плод, семя, древесина, роща, крона.
Прилагательные: кудрявая, скромная, белая, красивая, нарядная, березовый, зеленый, белоствольная, нежная, стройная.
Дети называют существительные и прилагательные, которые можно подобрать к дереву на картинке.
8. Игра «Четвертый лишний».
Детям предлагается исключить из предложенной группы иллюстраций картин, картину не относящуюся к пейзажу (натюрморт, портрет и т.д.).
9. Дидактическая игра.
«Подбери колорит» - подобрать из цветового спектра цвета, которые использовал художник при создании картины.
10. Анализ занятия.
Воспитатель еще раз спрашивает, что такое пейзаж – жанр живописи, в котором отражается окружающая нас природа: лес, луг, деревья, море, реки, небо.
Сегодня мы познакомились с пейзажем И.Левитана «Золотая осень».
11. Домашнее задание.
Нарисовать осенний пейзаж.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Осень
НОД для старшей группы с презентацией на тему: Дары осени
Конспект занятия в старшей группе по музейной программе на тему: Осень
Конспект занятия по математике в старшей группе для детей с ЗПР. Путешествие в осенний лес
Похожие статьи:
Конспект занятия – путешествия в детском саду к Международному дню защиты пожилых людей
Развлечение «В гости к Осени». Старшая группа
Прогулки в сентябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в октябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС
Прогулки в ноябре в старшей группе. Картотека с целями по ФГОС