Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Как появилось кружево на Руси

История появление кружева на Руси
Учебный материал предназначен для учащихся 7-8 классов.
Цель:
1. Изучение истории кружевного промысла;
2. Сохранение народных традиций;
3. Популяризация кружевоплетения на коклюшках.
Кружево – особое явление народной культуры. Как в музыке из семи нот создается удивительный мир мелодии и звука, так и в кружеве из небольшого набора элементов (полотнянка, сетка, плетешки и решетки) создаются изделия, поражающие нас своей красотой, бесконечностью узоров и изяществом.
Сотни лет назад кружево считалось драгоценным подарком. Сегодня, после периода незаслуженного забытья, оно продается на известнейших аукционах, а многие дома моды готовы покупать его по цене бриллиантов.
Чтобы носить звание «настоящего» кружево должно быть сшитым иглой или сплетенным на деревянных палочках особой формы – коклюшках. Именно такими были самые первые кружева, появившиеся на рубеже XV и XVI вв.
Эмоционально-эстетический смысл и содержание профессионального образования в области художественного кружевоплетения как феномена художественно-творческой деятельности на основе интеграции исторических художественных традиций и современных тенденций позволит подойти к формированию содержания учебных дисциплин с позиции необходимости развития собственной культуры обучающегося и становления его как носителя традиционного прикладного искусства, которое ещё недостаточно осознано и слабо принимается современным обществом.
Кружевоплетение было исстари одним из излюбленных видов женского рукоделия. Образцы старинных русских кружев (XVIII века и первой половины XIX века), плетенные из тонких льняных ниток, иногда сочетаются с цветными шелковыми, золотыми и серебряными, отличаются исключительной красотой узоров и большим мастерством работы.
Кружево - удивительное творение человеческой фантазии, зародилось как вид декоративного украшения изделий из ткани и со временем обогатило сферу искусства, поражая роскошью ажурных узоров и переплетений.
Кружево делится на шитое иглой и коклюшечное кружево. Изначально в Европе шитое кружево было принадлежностью аристократии, а кружево, плетеное на коклюшках, было распространено в народе. Интересно то, что в истории русского коклюшечного кружева наблюдается подобное деление. Одни кружева имели «аристократический характер» (Вологодское кружево и Елецкое), а другие – народный (Кириши, Михайлов). Первые - являлись подражанием иностранным образцам, а вторые, бывшие в употреблении у народа, оказались настолько самобытны, что трудно определить историю их происхождения.
История появления и развития кружев полна загадок и противоречий.
Наиболее древними центрами кружевоплетения считаются Италия и Фландрия. От них все остальные страны Европы научились кружевному делу.
Существует предание, что в 1725 г. Петр I выписал из брабантских монастырей - 250 кружевниц, для обучения плетению кружев детей-сирот в Новодевичьем монастыре. Долго ли существовало это обучение в монастыре - неизвестно. Но что интересно, в образцах кружев, сохранившихся в разных краях России, и в названиях этих кружев, многие старушки-кружевницы указывали на «драбанскую (т.е. брабантскую) нитку».
Технология сцепного плетения взаимствовано Россией в западных странах. Об этом, в первую очередь, свидетельствует сам термин «немецкое кружево», который вошёл в русскую классификацию. В конце XVIII века в Вологде плели сцепное кружево наряду с парным сколочным и численным. Становление вологодского сцепного кружева происходило с конца XVIII века. Первоначально оно развивалось под влиянием нитяных и золотых европейских образцов. Гипюры сыграли большую роль в его формировании. Зарубежные изобретения: полотнянка, сетка, насновка, отвивные петельки, сцепы – легли в основу русского плетения. Вологодское кружево технически определило свои первоисточники. Были усовершенствованы технологические приёмы, введено множество фоновых решёток, появились сложные композиции, крупные кружевные предметы.
«Ни один центр кружевной промышленности в России не пользовался столь громкой известностью, как город Вологда и его скромные обитатели»,- писала Софья Давыдова в своем знаменитом исследовании «Русское кружево и русские кружевницы».
До сих пор неизвестно, когда в обширном вологодском крае возникло искусство плетения кружев, почему на Севере именно на вологодских землях оказалось столь любимым и популярным это ремесло. Возможно, предопределяющими факторами явились развитое льноводство и торговые пути, которые пролегали здесь с севера на юг и приносили влияния иноземной моды, обретавшей на русской земле свои национальные формы.
Кружевничество, как промысел, в Вологодской губернии существует с 1820 года. Официальным исследованием (С.А. Давыдовой) установлено, что во времена крепостного права во всех значимых помещичьих усадьбах губернии находились кружевные «фабрики», поставлявшие кружевные изделия в Санкт-Петербург и Москву. И одна из таких фабрик была основана помещицей Засецкой в трех верстах от Вологды в селе Ковырино не позднее 20 годов XIX века. Там крепостные выплетали тончайшее кружево для отделки платьев и белья, подражая западноевропейским узорам. Со временем из помещичьих мастерских плетение кружев переместилось в народную среду и стало одним из видов народного искусства, отражавшего запросы и вкусы широких кругов местного населения.
Немного позднее в Вологде развила замечательную деятельность Анфия Федоровна Брянцева. Талантливой мастерице пришла счастливая мысль объединить полотнянку густого «белозерского» манера с плетешковыми решетками. Так и получился знаменитый, и ставший модным, «вологодский манер». Анфия вместе с дочерью Софьей разработали целый ряд оригинальных кружевных рисунков и образцов, ввели в употребление мелкие и крупные кружевные вещи, как, например, тальмы, накидки, целые костюмы и т.п. А также обучили кружевному делу свыше 800 городских и деревенских девушек и женщин.
Софья Александровна Давыдова дала классификацию типов плетений XIX века – «численное», «Русское сколочное» и сцепное «немецкое». «Сцепное или немецкое» кружево выплетается так же по рисунку и сколку, заранее изготовленному, но узор этого кружева выкладываются как бы нескончаемой тесьмой, фигуры которой связаны более или менее редкой сеткой, называемой «сцепом». Это кружево выплетается весьма немногими парами коклюшек, причем, прежде всего, выплетается узор, при поворотах которого поворачивается и подушка, а затем делается сетка, для соединения которой для «сцепления» и проведения коклюшки через петли, образуемые при плетении, употребляется тамбурный крючок». Это определение справедливо для вологодского сцепного или прицепного (как его называю в Вологодском районе) кружева, выплетаемого и поныне.
Сейчас Вологодское кружево знакомо многим нашим соотечественникам и за рубежом. В мире моды его считают настоящим брендом России.
Занимаются кружевоплетением во многих регионах России, но по настоящему массовым его все еще считают в Вологде, Киришах, Балахне, Советске, и Ельце. Конечно же, сейчас кружево не занимает такого места в современном обиходе, но вещи с кружевными вставками и отделками ценятся, и посей день.
В городе Таганроге 6 октября в рамках международного фестиваля, посвященному реконструкции Обороны Таганрога войны 1855 года были выставлены работы учеников и педагога Сазоненко Е.А. кружка кружевоплетение на коклюшках "Кружевничка".
Сохранять традиции народного творчества наша прямая обязанность.

Рекомендуем посмотреть:

Взаимосвязь развития профессионального мастерства педагога и успешности личности ребенка Интерактивная игра для школьников 12-15 лет Сценарная разработка финала военно-патриотического проекта «Аты-баты-2013» Посвящение в юннаты. Сценарий

Похожие статьи:

Сценарий «Посвящение в истоковцы»

Сценарий итогового отчётного концерта вокальной студии «Мы рождены в России»

Образовательная программа дополнительного образования детей «Пешеходный туризм»

Конспект первого занятия по вокалу для детей 7-9 лет

Формирования мотивации к занятиям хореографией

Из опыта работы педагога дополнительного образования
Опубликовано: 2020 дней назад (14 октября 2018)
Просмотров: 2425
+2
Голосов: 2
Ольга Александровна Войтович # 17 октября 2018 в 20:43 0
Как важно передавать из поколения в поколение эту народную традицию и мастерство. Вологодское кружево дух захватывает от этого народного промысла.Волшебство их ниток. Рассказывать и показывать как можно чаще надо о народных помыслах.Голосую.