Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Проектная деятельность как способ воспитания экологической культуры

Формирование предпосылок экологического сознания старших дошкольников в проектной деятельности.
Формирование экологического сознания дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из катастрофического состояния. Уровень знаний детей о природе недостаточный, воспитанники самостоятельно не могут найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, а семья не готова на сегодняшний день самостоятельно осуществлять экологическое воспитание;

Выход на целевые ориентиры:
проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать ребенок способен к принятию собственных решений опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности
Феномен экологической культуры рассматривают Н.Н. Вересов, Л.И. Грехова, Н.С. Дежникова, А.П.Сидельковский, И.Т. Суравегина и другие исследователи.
Я.И. Габаев, А.Н. Захлебный, И.Д.Зверев, Б.Г. Иоганзен, Е.Е. Письменная, И.Т.Суравегина и другие разработали принципы экологического образования.
Составные экологической культуры личности дошкольника — это знания о природе и умение их использовать в реальной жизни, в поведении, в разнообразной деятельности (в играх, в быту, в труде).
Экологическое сознание – это общественное сознание, которое отражает взаимоотношения человека с природой в динамике их развития.
Анализ практики показывает, что преимущество активных методов обучения по сравнению с традиционными выражается в том, что у детей возникает желание действовать самостоятельно, вырабатываются необходимые способности, навыки анализа ситуации. Поэтому мы и рассматриваем метод проектов, как один из самых эффективных способ достижения дидактической цели через детальную проработку проблемы.
Проект – это исследовательская задача, представленная детям в форме привлекательной проблемной ситуации, решение которой связано с самостоятельным преобразованием окружающей среды.
Ведущая педагогическая идея:
Формирование предпосылок экологического сознания старших дошкольников в проектной деятельности будет успешно при соблюдении следующих условий:
- широко использовать различные виды игры в образовательном процессе;
- поддержка инициативы, самостоятельности, творчества детей в проектно-исследовательской деятельности;
- вовлечение родителей в качестве субъектов образовательных отношений в единое экологическое пространство.
Цель: Формирование предпосылок экологического сознания детей старшего дошкольного возраста в проектной деятельности
Задачи:
• сформировать у старших дошкольников осознанное отношение к природе, ее явлениям и объектам;
• создать условия для развития общих познавательных способностей: умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать способы их проверки, находить причинно - следственные связи.
• оптимизировать межличностные отношения через осознание своего положения среди других и формирование позиции “Я - вместе с другими” в совместной экологической деятельности
• Сформировать чувство уверенности в своих силах, позитивное отношение к своему “Я”, через включение детей и родителей в совместную проектную деятельность .
В своей работе я использовала методы и приемы:
1. Исследовательский метод: (метод исследовательских проектов) основывается на формировании навыков освоения окружающего мира с использованием научной методологии. Метод проектов представляет собой педагогическую технологию, ориентированную скорее на приобретение новых знаний, чем на интеграцию уже имеющихся.
2. Метод проектов: с помощью метода проектов становится возможным формировать те личностные качества, которые могут развиваться лишь в процессе деятельности и не усваиваются вербально.
3. Словесные: (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание и прослушивание аудиодисков, дидактические и словесные игры, придумывание рассказов и сказок познавательного характера к своему художественному творчеству).
4. Наглядные: (рассматривание объектов живой природы, иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов; просмотр видео и презентаций, наблюдения в природе).
5. Практические: (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций и исследований, анализ, творческие задания, сюжетно – ролевые игры, творческая деятельность детей).
Методы, повышающие познавательную активность дошкольников:
-элементарный анализ (причинные связи)
-сравнение
-экспериментирование
-применение информационно-коммуникативных технологий
Методы, стимулирующие эмоциональную активность:
-игровые
-воображаемые ситуации
-игры драматизации
-сюрпризные моменты
-элементы новизны
Методы, способствующие установлению связи между видами:
-обучение способу установления связи между разными видами
деятельности
- планирование
-развитие потребности через другую деятельность обогатить настоящую
Методы обучения и развития творчества:
-эмоциональная насыщенность окружения
-мотивирование детской деятельности
-исследование предметов и явлений живой неживой
природы (обследование)
-игровые приемы
-прогнозирование
-проблемные ситуации и задачи

Для удобства работы, я разбила используемые методы и приемы на три группы:
1. Группа методов используемых в работе с детьми:
-метод наблюдения за изменением и преобразованием объекта
-метод демонстрации
-метод объяснения нового материала
-рассказ воспитателя
-рассказ ребенка
-чтение литературы
-метод детского исследования
-метод проектов
-метод моделирования проблемных ситуаций
-метод рассуждения
-метод решения проблемных задач, ситуаций
-метод игры
2. Группа методов используемых в работе со специалистами:
-педагогические советы
-методические объединения
-распространение педагогического опыта работы
-интернет ресурсы
-диспуты
-проведение индивидуальных и групповых консультаций и
-мероприятий для педагогов и специалистов
-проектная деятельность
-педагогические выставки
-педагогические конкурсы
-открытые занятия
-семинар – практикум

3. Группа методов используемых в работе с родителями:
-анкетирование
-беседы
-консультации при помощи информационных коммуникативных технологий
-диспуты – постановка перед родителями проблемных вопросов
-собрания с применением информационных коммуникативных технологий
-памятки
-рекомендации
-проекты
-исследования
-круглые столы
-субботники, десанты
-акции
-семинары
-информационные стенды
-дни открытых дверей
-привлечение к совместному творческому труду
-досуги, праздники

При использовании этих методов важно уметь показать свои чувства, переживания, свое отношение к чему-либо или кому-либо, владеть способами выражения этих чувств, чтобы правильно и в необходимой мере затронуть душу ребенка на долгосрочное взаимодействие.
Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта:
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта
2. Разработка плана движения к цели
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта
4. Составление плана – схемы проекта
5. Сбор, накопление материала
6. Включение в план – схему проекта занятий по всем видам детской деятельности
7. Домашнее задания и задания для самостоятельного выполнения
8. Презентация проекта, открытое занятие
Метод проектов можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, родителей и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.

Обобщив исторический опыт разработки методов проектов, можно выделить следующие основные этапы:
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу)
в каких источниках можно найти информацию
какие предметы использовать для достижения цели
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
В настоящее время проекты классифицируются:
-по составу участников
-по целевой установке
-по тематике
-по срокам реализации

Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно актуальная проблема современности. К числу самых волнующих причин, несомненно, относятся проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Загрязняется все: воздух, вода, почва. И это в свою очередь не может не сказаться губительно на растениях, животных, на здоровье людей. Волга, Байкал, Черное, Азовское море - это только некоторые адреса кричащих экологических проблем.
В экологическом образовании дошкольников метод проектов получил признание раньше, чем в других областях дошкольного образования. Это связано, в частности, с тем, что большую роль в экологическом образовании играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях.
Сегодня возрастает социальная значимость проектно - исследовательских работ дошкольников в области экологии и это не случайно, так как сегодня в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, сегодня термин “экология” используют с такими словами как «общество», «семья», «культура».
В любом городе, поселке можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомых, птиц. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Опыт показал, что дошкольники, воспитатели и родители с удовольствием, и с большим интересом участвуют в исследованиях подобного типа.
Несмотря на то, нет достаточной материально-технической базы для проведения настоящих исследований, я считаю, что заинтересовать дошколят, подтолкнуть их к разгадке чего-то более интересного можно и нужно всегда - ежедневно, ведь задача педагога, говоря словами В. Розова:
«. разгребать груды камней - а вдруг под ними окажется человек»!
Важнейший аспект в решении вопроса сохранения земли – развитие компетентности людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.
Благодаря этому возможны формирование у детей: экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем, через процесс проектно – исследовательской деятельности в контексте ФГОС ДО.
Уровень экологической воспитанности в дошкольном учреждении зависит от проводимых мероприятий по экологическому воспитанию детей. Если в группе будет создана система проектно – исследовательской работы с детьми по экологическому воспитанию дошкольников и их родителей, то возрастёт уровень знаний и практических умений детей и взрослых, повысится их экологическая культура, а природно-развивающая среда группы и участка будет способствовать сохранению и укреплению здоровья и экологическому образованию детей дошкольного возраста.
Дошкольники, получающие определенные экологические знания, методом проекта, бережнее относятся к природе и в будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки в стране, а соответственно и в Нашем городе – Нижнем Новгороде!
ЛИТЕРАТУРА
1. ФГОС ДО. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
2.Андриенко, Н.К. Игра в экологическом образовании дошкольников // Дошкольная педагогика. - 2007. - № 1.- С.10-12.
3. Белоусова Р.Ю. Педагогическая технология использования сказки в экологическом воспитании детей 5-6 лет. – 2009г. Нижний Новгород
4.Воронкевич О.А. “Добро пожаловать в экологию!” “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2016
5.Кузнецова Л.В. “Взаимодействие детского сада и семьи в экологическом воспитании детей” Ж. Дошкольная педагогика №6 2009.
6. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий .-2016г.
7.Казаручик, Г.Н. Дидактические игры в экологическом воспитании старших дошкольников // Ребенок в детском саду. - 2005. - № 2. - С. 38-41.
8.Тимофеева Л.Л “Проектный метод в обучении старших дошкольников” Ж. Дошкольная педагогика №1 2010.
9.С.Н.Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада. Для работы с детьми 6-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.-168 с.
10.Николаева, С.Н. О возможностях народной педагогики в экологическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. - 2009. - № 4. - С. 42-46.
11.Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.-2015
12. Серебрякова Т.А. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста.-2013г. М.: Издательский центр «Академия»

Рекомендуем посмотреть:

Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника Экологическое воспитание младших дошкольников

Похожие статьи:

Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе

Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы

Опубликовано: 1436 дней назад (14 октября 2017)
Просмотров: 2126
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1
Фарида Габбассовна Самигуллина # 15 октября 2017 в 09:14 0
Здравствуйте, интересная работа, все подробно написано, спасибо отдельное за список литературы, всегда приятно знать от куда взят материал и обратиться к первоисточнику. Спасибо за работу. Голос
Юлия Викторовна Апокина # 15 октября 2017 в 19:58 0
Спасибо! Очень приятно, что мой труд кому-то интересен! Надеюсь, что он вам пригодится в работе! Удачи!