Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Что такое одарённость?

Статья по психологии "Что же такое одарённость?"
Начать стоит с совершенно загадочного понятия, которое мы то и дело употребляем, но вряд ли в точности знаем, что это такое. Стоит сказать, что удовлетворяющего всех понятия способностей ещё никто не дал, и все имеющиеся чаще всего вертятся вокруг одного: способности – это и есть то, что нужно для выполнения какой-то деятельности. То есть то, не знаю, что, но только то, что нужно…
В качестве рабочего предположим следующее понятие способностей: это способы, на основе которых человек выполняет свою деятельность. Не отдельные приёмы, а глобальные, фундаментальные способы. Чьи способы лучше (с точки зрения той же самой деятельности), у того и выше способности. В этом и есть различия в способностях.
Одни решают задачу простым перебором вариантов, другие ищут и находят оптимальный способ. Одни, встретившись с новой ситуацией, ищут в памяти что-то привычное, чтобы как-то справиться с ней, другие ищут совершенно новое решение. Это тоже способности, но скорее всего, творческие.
Из такого понимания способностей становится понятно, что от природы способностей нет, и не может существовать – ведь способы необходимо каждому человеку выработать, приобрести каким-то образом, прежде всего в деятельности. Другое дело, что у одного эти способы вырабатываются быстрее, у другого медленнее – это чаще всего природные различия, да и эффективность способов, их полезность для деятельности тоже сильно различаются. Здесь чаще всего (если не считать, конечно, разных условий обучения и воспитания) проявляются уже природные особенности, т.е. задатки.
Задатки – это такие природные возможности, которые могут превратиться в способности, а могут и не превратиться. Чаще всего большая часть из них так и остаются «похороненными» в психике, и никто не подозревает, на что был бы способен этот человек, если бы развивали его способности. Чтобы была совсем понятна эта непростая связь – «задатки-способности» можно привести аналогию в пример: задатки-семена будущего растения, которые могут сами по себе быть лучше или хуже, но об их качестве мы можем судить лишь после того, как из них что-либо вырастет.
Об этом говорится в знаменитой библейской притче:
«Вот, вышел сеятель сеять;
И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то;
Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;
Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло;
Иное пало в терние, и выросло терние и заглушило его;
Иное упало на добрую землю и принесло плод…» (Мф.13)
Человек может прожить всю свою жизнь и не подозревая о тех возможностях, которые в него заложила природа. У Марка Твена есть история об очень незаметном человеке, кажется, он был простым парикмахером, который, попав на небеса, вдруг узнаёт, что его место рядом с великими полководцами. Он очень удивился, ведь ни в каких сражениях он никогда не бывал, однако, выясняется, что здесь места распределяются в зависимости от того, что предназначено человеку, а не от его реальных талантов. Но это в книге Марка Твена, а в жизни совсем иначе. В некоторых регионах у нас до 80 % неспособных детей, обиженных не Богом, а тем общим обстоятельством, что семена их задатков упали в терние…
Что же вкладывается в понятие одарённости? Это высокий уровень развития каких-либо способностей, а одарённые дети, соответственно, дети с достаточно высокоразвитыми способностями. В последнее время появилась тенденция для обозначения художественной одарённости использовать по преимуществу понятие таланта (талантливый пианист, художник и т.п.), а одарённость – это как родовое понятие для любого сорта ярких способностей.
В одарённость будет входить не только художественная одарённость, но и собственно умственная (интеллектуальная), и одарённость в сфере социальных отношений (лидерство), и психомоторная (например, если это спорт) и, конечно, творческая – высокая способность к созданию новых идей. Не вдаваясь в содержание различных видов одарённости, хотелось бы привлечь внимание к проблеме общих способностей и, соответственно, общей одарённости.
В результате специальных экспериментов, длительных научных дискуссий выяснилось, что все способности имеют некую общую основу, важную для развития и проявления практически любых способностей. Эти общие способности определяют уровень и своеобразие любой умственной деятельности и потому их часто называют умственными способностями. Нет, и не может быть, скажем, выдающегося математика с низким уровнем способностей к языковой деятельности, другое дело, что способности к языку у него могут быть развиты несколько меньше, чем собственно математические. Более того, наличие факта общей основы всех способностей, общих способностей позволяет утверждать, что интеллект выдающихся спортсменов, например, футболистов, будет заведомо выше, чем футболистов бездарных. Это, кстати, многократно подтвердилось и в специальных исследованиях, и просто в жизни (всемирно известный Пеле оказался и весьма удачливым бизнесменом).
Принимая факт существования общих способностей, мы уже как должное воспринимаем тот факт, что вербальное развитие обучающихся специальных математических школ оказалось значительно выше, чем у обучающихся языковых школ (речь идёт не только о запасе слов, но даже и об уровне сочинений, о самой проработке той или иной литературоведческой или культурной идеи).
Хотя идея существования общих способностей долгое время была предметом споров между учёными, да и сейчас ещё не стала безусловной, тем не менее, учителя, да и многие родители воспринимают её «сходу». Ведь учитель на своё каждодневном опыте каждый раз убеждается, что дети бывают либо вообще «умные», «толковые», «способные», «сообразительные» (в смысле высокого уровня способностей), либо не очень-то умные, не очень-то сообразительные и толковые. И хотя полного соответствия всех способностей почти не существует, всё же ученик, блистающий в истории, может быть плох в математике не столько по причине неспособности к ней, сколько в силу полного к ней пренебрежения.
Идея общих способностей помогает понять то известное обстоятельство, что яркие способности редко встречаются поодиночке. Неслучайны выдающиеся рисунки А.С. Пушкина, по отзывам современников, он был одним из умнейших людей своего времени, что признавал и вовсе не восторженный царь. Неслучайно, что выдающийся спортсмен Ю.П. Власов стал хорошим писателем. Другое дело, что не все тяжелоатлеты добивались своих результатов именно спортивным путём, и та гора мышц, за счёт которой они становились чемпионами, ещё не свидетельствует о подлинном, честном спортивном таланте. С этой точки зрения, и великий Гёте, и Леонардо – не исключения, а наиболее яркое выражение существования именно общих способностей.
Что же касается детей с высоким развитием общих, т.е. умственных способностей? Стоит сказать, что говоря об одарённых детях – «вундеркиндах», чаще всего имеют в виду именно детей высоко развитых в целом: они и читать начали в то время, когда другие только начинают говорить, и иностранный язык знают к тому времени, когда другие лишь начинают читать на родном, и чуть ли не с первого класса пытаются овладеть высшей математикой (и так далее). Кстати, такие «чудо-дети» действительно существуют.
Как рано обнаруживаются выдающиеся способности? На этот вопрос есть несколько точек зрения. Некоторые считают, что определённые указания на необычные возможности можно увидеть у младенца. Не оспаривая эти факты, хотя известные проблески будущих ярких способностей можно увидеть очень рано, всё же всерьёз о существовании одарённости можно говорить не ранее 3-4 лет. Речь идёт об общей одарённости.
В связи с этим стоит коротко упомянуть о так называемых сензитивных периодах развития способностей. Было выявлено, что для развития различных специальных способностей существуют определённые периоды, в течение которых развитие способностей идёт наиболее ускоренными темпами и наиболее успешно. Для разных способностей такие периоды различны. К примеру, наиболее ранний сензитивный период, видимо, у музыкальных способностей, до 3-х лет. Иначе говоря, чтобы у ребёнка были развиты музыкальные способности, нужно, чтобы до трёх лет он жил в музыкально богатой среде, вокруг него должна звучать настоящая музыка, ему должны петь песенки (колыбельные), он сам должен попробовать спеть что-либо. Есть даже данные, что развитие музыкальных способностей начинается уже в утробе матери – серьёзные эксперименты и вполне заслуживающие внимания результаты. В очередной раз были правы древние, считавшие, что будущей матери надо слушать хорошую музыку и смотреть на прекрасные картины природы. После сензитивного периода, т.е. после трёх лет, развитие музыкальных способностей возможно, но уже куда более затруднительно. Именно поэтому по-настоящему одарённые музыканты появляются, как правило, в семьях музыкантов, или, во всяком случае, там, где, в семье любят музыку.
Такие сензитивные периоды есть для всех способностей без исключения. Но, в таком случае, каков сензитивный период для развития общих способностей, общей одарённости? Поскольку сколько-нибудь серьёзных исследований в этом направлении пока не существует, ответ можно дать пока лишь приблизительно. Начиная с 3-4 лет и до периода 7 лет, идёт бурное овладение ребёнком своими умственными возможностями. В этот период ребёнок приобретает определённое направление: либо по пути одарённого ребёнка, либо по пути обыкновенного, либо по пути, к сожалению, неспособного. Это ещё не фатально, но с каждым годом всё заметнее.

Рекомендуем посмотреть:

Создание творческой среды на уроках, способствующей выявлению одарённых детей Из опыта работы. Работа с одарёнными детьми в начальной школе Работа с одаренными детьми Из опыта работы учителя начальных классов с одаренными детьми

Похожие статьи:

Методика работы над проектом для одарённых школьников в 4 классе

Что такое детская одаренность и в чем она проявляется

Исследовательская работа - проект, 1 класс. Тема: Ёж
Опубликовано: 1035 дней назад (24 января 2022)
Просмотров: 556
Рубрика: Без рубрики
0
Голосов: 0

Нет комментариев. Ваш будет первым!