Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Брэйн-ринг по русскому языку для 5 классов

Разработка урока - игры по русскому языку. Брэйн-ринг среди школьников 5-х классов
Данная разработка игрового урока выполнена для детей с ограниченными возможностями здоровья (имеющими речевые нарушения и/или задержку психического развития), но она полезна и учителям русского языка общеобразовательных школ. Урок предназначен для проведения в параллели 5-х классов. Предпочтительное время проведения – при повторении темы «Лексика и фразеология» (до или после контрольных мероприятий).

Цель – в игровой форме повторить изученный материал по теме «Лексика и фразеология»
Задачи:
1. образовательные: формировать владение терминологией по соответствующей теме, проконтролировать уровень ее усвоения, формировать орфографическую и речевую зоркость учащихся, выявить сформированность навыков употребления паронимов, синонимов, антонимов;
2. коррекционно-развивающие: обогащать словарный запас речи учащихся, формировать грамматически правильную речь, развивать воображение учащихся;
3. воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, бережное отношение к родному слову, воспитывать любовь к родине.

Тип урока: урок-повторение
Ход урока
1. Орг.момент. Представление команд.
2. Разминка «Кто быстрее?»:
1) какую часть слова можно найти в земле? (корень)
2) что мы слышим и произносим, но не видим и не пишем? (звуки)
3) с помощью какого суффикса обычный дом можно сделать маленьким? (ИК, ИШК).
4) без чего не вытащишь рыбку из пруда?
5) какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (азбука, алфавит)
6) какой предмет бьет или колотит бездельник? (бить баклуши, груши околачивать)
7) какие буквы остались без голоса? (Ъ и Ь)
8) с каких букв не начинается ни одно слово? (Ъ, Ь, Ы)
9) что часто вешают на уши, если хотят обмануть? (лапша)
10) его вешают, когда чем-то расстроены и его держат по ветру, когда нужно быть осторожным (нос)

3. Состязание «Дерево знаний».
Перед вами наше дерево знаний. Но растут на нем не фрукты и не цветы, а ключи. Ваши знания – это ключи к отличным отметкам и новым победам в жизни. Чтобы их получить, необходимо правильно решить все задания! Итак… Смотрим…

Ключ №1. «Письмо»
К нам обратился всем известный Дядя Федор. Из Простоквашино ему пришло от Шарика письмо, но прочитать он его не может. Слишком уж много ошибок! Поможем ему.

Дарагой друк здраствуй!
Пишыт тибе твоя верная Пьос шарик. Как ты жывеш? Я жыву весила, многа гуляйу с катом и нилюблю делать уроки.
Зато часта бывайу взаапарке фкино на речьки. Вот и фсе новасьти. Напишы и ты мне писмо.
Дасвиданьи, твой шарик.


Ключ №2. «Словоед»
Вам дан листочек со словом. За одну минуту вы должны из него составить как можно больше слов.

Языкознание
Ключ №3. «Большая разница!»
Есть слова, которые и по звучанию, и по написанию схожи, зачастую у них одни корень. Но у них абсолютно разное употребление! Соедините слова из левой колонки с их правильной парой во второй колонке.

1. жестяной корпус, жестокий поступок, жесткий диван
2. каменная церковь, каменистая дорога
3. серебряное кольцо, серебристое платье
4. водные виды спорта, водяной насос, водянистый цвет глаз


Ключ №4. «Лишнее слово»
Найдите лишнее слово и объясните, почему вы его выбрали.
1) возить, воздух, повозка, привоз (воздух – воз является приставкой)
2) гореть, пригорок, погорелец, загорелый (пригорок – не однокоренное слово по отношению к остальным)
3) пароход, париться, парок, парочка (парочка – не однокоренное слово по отношению к остальным)

Ключ №5. «Веселые рифмы»
Было СЕЛИ, стало СЪЕЛИ…
Догадаться вы сумели,
Почему случилось так?
Кто виновник? – Твердый знак.

Безударный – хитрый гласный,
Слышим мы его прекрасно,
А напишем что за букву?
Здесь поможет нам наука:
Чтоб развеять все сомненья,
Гласный ставь – под ударенье

Трудно будет без него,
Если пропадет оно.
Как без признаков предмета
Рассказать про то, про это….
Очень замечательное –
Имя прилагательное!

Я не ел, а съел конфеты,
И не сел, а лишь ПРИсел;
Принимаю ваши ставки –
Изменила все – Приставка

Ключ №6. «Алфавит»
Постройте команду в алфавитном порядке!

Ключ №7. «Пословицы и фразеологизмы»
Посмотрите на иллюстрации и подумайте, какие пословицы или фразеологизмы они вам напоминают.




(Кот в мешке, как с гуся вода, съесть пуд соли, рот на замок)

Ключ № 8. «Родовое гнездо».
У каждого слова есть свое происхождение… Например, «домовой» - дух, который обитает в доме, «снегирь» - птица, которая прилетает, когда лежит снег.

Подумайте над следующими словами и скажите, от чего они произошли и как можно объяснить их значение…

Метель (от слова «метет», «заметает»), пятница (пятая на неделе), приставка (ставится впереди), гласные (происходят от голоса, от звука), шиповник (от того, что есть у него шипы), село (его люди населяют).

Ключ №9. «Нехочуха» - игра для капитанов.
Это простая игра. Я говорю вам «Будь умным» - а вы мне в ответ говорите антоним, противоположное по смыслу слово: «Не хочу, я буду глупым».

Будь веселым – буду грустным
Будь высоким – буду низким
Будь молодым – буду старым
Будь тихим – буду громким
Будь добрым – буду злым
Будь проигравшим – буду победителем
Будь врагом – буду другом
Будь в начале – буду в конце
Будь говорливым – буду молчаливым.

4. Подведение итогов
Вот все ключи у нас собраны … Посмотрим, сколько их у каждой команды… Теперь нам осталось отгадать ключевое слово…

А для этого нужно разгадать кроссворд…

Кроссворд

1. Если она заканчивается на З или С, то ее правописание зависит от следующей буквы. (приставка)
2. С помощью него нельзя образовать новые слова, зато можно изменить то слово, которое есть. (окончание)
3. Мы ее не слышим, а только пишем. (буква)
4. Так по-научному называют словарный состав всего языка (лексика)
5. От него зависит правописание гласных в корне (ударение)
6. Так по-гречески называется азбука (алфавит).

Правильно! Ключевое слово – ПОБЕДА!

Итак, победителем объявляется… Поздравляем!!!

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока русского языка в 5 классе Конспект урока по русскому языку в 5 классе Конспект урока-игры русского языка для 5 класса Средства формирования УУД у учащихся 5 класса на уроках русского языка

Похожие статьи:

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обобщающее повторение

Конспект урока русского языка в 5 классе. Обозначение мягкости согласных на письме

Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов

Конспект урока русского языка в 5 классе. Синтаксический разбор простого предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: Имя существительное - часть речи удивительная

Участник №51 профессионального конкурса для педагогов «Коллекция педагогического мастерства и творчества» с 15 сентября по 15 декабря 2017 года
Опыт работы учителя русского языка. Тестирование как метод контроля знаний на уроке русского языка в школе для обучающихся с ОВЗ
Опубликовано: 2584 дня назад (29 октября 2017)
Просмотров: 4111
+6
Голосов: 6
Светлана Николаевна Чугреева # 29 октября 2017 в 13:43 +3
Представленный материал очень интересный и насыщенный разнообразными методическими приемами. Действительно, разработку можно использовать и для детей младшего школьного возраста и даже отдельные элементы, например, стихи, игру "Нехочуха" для дошколят.
Светлана Алексеевна Семенова # 29 октября 2017 в 16:02 +3
Здравствуйте, Ольга Владимировна! Очень понравился Ваш конспект. Детям, наверняка, было интересно на таком мероприятии. +1
Мария Евгеньевна Аржанова # 30 октября 2017 в 10:17 +3
Мероприятие, представленное Ольгой Владимировной, имеет большую коррекционную значимость, все задания очень четко продуманы, лаконичны и познавательны. На мой взгляд педагог свободно владеет методами и приемами, позволяющими свободно усваивать материал русского языка. А также владеет технологией АМО (активные методы обучения).
Ирина Николаевна Ступченко # 2 ноября 2017 в 08:48 +2
Мероприятие - отличное! Весёлое, увлекательное и познавательное. Деткам нравятся такие развлечения. ВЫ - молодец! Голосую!
Ольга Владимировна Перковская # 2 ноября 2017 в 19:14 +1
Ольга Владимировна, здравствуйте! Спасибо за опыт работы с детьми ОВЗ. Работа, которую Вы организовали является прекрасным материалом для посетителей портала! Удачи!
Оксана Анатольевна Данильченко # 5 ноября 2017 в 18:40 +1
Замечательный материал! Ребята в игровой форме смогут расширить свои знания и получить новые. Головокружительная смена заданий! ГОЛОС!