Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством сказочных задач

Использование задач со сказочным сюжетом для обучения математике детей дошкольников
Цель: воспитание свободной творческой личности ребенка, формирование умственных способностей и развитие интереса к математике.

Задачи:
1. Учить находить решения проблемных ситуаций, достигать результата, применять приобретенные умения в повседневной жизни.
2. Развивать познавательный интерес посредством выполнения заданий к сказочным математическим задачам на тему ЗОЖ.
3. Доставлять детям радость и удовольствие, решая сказочные задачи.
4. Развивать логическое мышление, умение рассуждать, учить обосновывать свой ответ.

Актуальность
Проблема обучения математики приобретает все большее значение.
Я поставила перед собой цель: воспитать у детей интерес к самому процессу обучения математике, сформировать познавательный интерес, на что делает упор ФГОС. Стремилась найти такую форму работы, чтобы она нравилась детям и остановилась на игровом приеме: использование авторских сказок по теме ЗОЖ героев страны здоровья. Я предлагаю детям поиграть в сказку, стать ее участником. Мир детства невозможно представить без сказок.
Моя инновационная технология заключается в том, что я использую авторские сказки (которые мы сочинили с детьми прошлого выпуска). На основе их я сочиняю сказочные задачи. Авторские сказки – это бесценные помощники в обучении детей математике. На первом этапе я предлагаю свои сказочные задачи, а в последующем будут сочинять сами дети. Присутствие сказочного героя придает элемент занимательности и любознательности. С героями Страны Здоровья дети знакомы, читали авторские сказки других детей прошлого выпуска (Королева Зубная Щетка, Принц Загар, Тетушка Здоровье, Генерал Апчи и его войско, Доктор Градусник, Сквозняк, Насморк, Микробы, Речка Шампунька, Госпожа Зубная паста)

Если ребенку понятна цель и задача – это и стимулирует его мыслительную активность, детям интересна конечная цель – помочь сказочным героям. Через сказку мы повторяем и закрепляем пройденный материал, знакомимся с новым, создаю такие проблемные ситуации, где дети сами должны добыть знания. Часто в наших сказках герои попадают в сложные ситуации, но они сами не могут найти выход из сложившийся ситуации, им требуется помощь детей.

Тема: “Количество и счет”
Цель: формировать навыки порядкового счета в пределах десяти. Учить считать на слух.
Дети в игровой форме учатся решать примеры на сложение и вычитание, закрепляют состав числа. Использую задачи в стихах:

Задание:
1) Как то к Тетушке Здоровье на чай вечерком пришли соседи:
Принц Загар, Зубная Щетка, Доктор Градусник, Сквозняк
Посчитать никак не может тетушка друзей
Помоги – ка, поскорей, посчитай – ка всех друзей!
Ответ: в гости к Тетушке Здоровью пришли 4 гостя.

2) Дедушка Кашель по лесу шел
И грибы нашел:
Два под березкой,
Один - у осины,
Сколько их будет
В плетеной корзине?
Ответ: дедушка Кашель нашел 3 гриба.

Тема: “Счет предметов.”
Цель: Закрепить числовой ряд в пределах десяти.
Задание: Гуляла Королева Зубная Щетка в лесу. Похитил ее Генерал Апчи и закрыл ее в замке. Узнал об этом Принц Загар и отправился спасать свою невесту. Видит на пути огромные камни разбросаны, дороги нет. Генерал Апчи сказал: “Сможешь сложить цифры по порядку от 1 до 10, путь и откроется”.
Ответ: дети должны по порядку сложить цифры от 1 до 10.

Тема: “Геометрические фигуры”
Цель: формировать умение практически измерять длину с помощью мерки способом наложения. Данное задание направлено на развитие пространственного воображения, зрительного восприятия, образного мышления, закрепления геометрических фигур.
Задание: Между Страной Здоровья и Страной Витаминией был мост, но весной его унесло с водой. Жители этих стран не могут ходить друг другу в гости, их разделяет река Шампунька. Если ты построишь мост, то жители будут ходить друг другу в гости, а также на рыбалку и ловить рыбу.
Ответ: дети должны построить мост из досочек и посчитать сколько штук их нужно.
Дошкольников нужно направлять на поисковую деятельность. Целесообразно по ходу задания дать возможность действовать с наглядным материалом. Дети опытным путем находят решения. Если дети затрудняются (для индивидуальной работы), воспитатель дает образцы:

Тема: “Конструирование из геометрических фигур”
Цель: закреплять умения детей различать и называть геометрические фигуры – круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. Учить соотносить предметы на основе практических действий. Данное задание развивает творческое воображение, художественный вкус, стремление к положительному результату и ребенок приобретает уверенность, усидчивость, развивается любознательность, активность. Дошкольники очень любят экспериментировать с геометрическими фигурами.
Строить трудная задача!
Дедушка Кашель чуть не плачет
Есть окно и даже крыша
Только дом увы не вышел
Доктор Градусник мечтает
Вот больницу мне б построить
Чтоб была как камень прочной
Чтоб светло в ней было ночью
Чтоб сверкала как алмаз
Для всех жителей под заказ!
Задание: из данных геометрических фигур выложи постройки для героев.
Ответ: дети из треугольников, квадратиков, овалов выкладывают домики для сказочных героев.

Тема: “Развитие воображения”
Цель: развивать у дошкольников умственную активность, сообразительность и наблюдательность. Учить выделять существенные признаки предметов, упражнять в нахождении ассоциаций. Стимулировать творческую активность.
В дошкольном возрасте у детей идет процесс развития воображения. Детям даются такие задания, которые влияют на развитие воображения,
способствуют развитию нестандартного мышления.
Жил – был Сквозняк, иногда он был холодный, иногда теплый. Зимой он стал проситься к жителям в дом, но его не пускали. Тогда рассердился сквозняк, открывал силой двери и окна всех жителей. Жители растеряли все свои вещи.
Задание: дорисуй на что похожи предметы, которые сдул Сквозняк.
Ответ: дети дорисовывают предметы (мебель, посуду)

Тема: “Задачи - шутки, задачи на смекалку”
Цель: Развивать смекалку, находчивость, логику мышления.
Для дошкольников – это игровые задания с математическим смыслом, для решения которых необходимо использовать смекалку и находчивость. Эти задачи нестут в себе определенную умственную нагрузку, которая замаскирована занимательным сюжетом и основана на интересе детей.
Задание:
1. Сколько тетушка Здоровье приготовит банок компота за неделю, если она каждый день делает по одной банке?
Ответ: Тетушка Здоровье сделает 7 банок компота.
2. Уехало войско Генерала Апчи на войну. Целую неделю их не было, да еще 3 дня. Сколько дней их не было?
Ответ: Генерала Апчи не было 10 дней

Шуточные задачи способны создавать благоприятный эмоциональный настрой, поднимать настроение.
Роль педагога - поддерживать интерес детей к математике. Обучая ребенка в процессе игры в сказку, я убедилась в том, что играя дети лучше усваивают программный материал и обучая детей, хочу, чтобы радость от игр перешла в радость учения. Проделанная мною работа развивает у детей любознательность и наблюдательность, развивает речь, логику, мышление, обогащает словарный запас.

Литература
1. Васильева М.А. «Комплексные занятия. Старшая группа».
2. Катаева А.А. «Дидактические игры для дошкольников».
3. Козинцева Е.А., Померанцева И.В. «Формирование математических представлений»; Волгоград, 2008г.
4. Морозова И.А. «Развитие элементарных математических представлений» Мозаика-Синтез, 2007г.
5. Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры».
6. Петерсон Л.Г. «Раз-ступенька, два - ступенька».
7. Петерсон Л.Г. «Игралочка».
8. Скоблева Г.Н.и др. «Давайте поиграем .Математические игры для детей до 6 лет.»
9. Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий математического праздника для детского сада Консультация для родителей детского сада Консультация для родителей детского сада. Развитие математических способностей у дошкольников Конспект занятия по математике для дошкольников. Число и цифра 5

Похожие статьи:

Как научить ребёнка считать

Развитие математических представлений детей младшего дошкольного возраста в процессе конструирования

Конспект НОД. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников

Математический КВН в старшей, подготовительной группе

Математические загадки для дошкольников в стихах

Из опыта работы воспитателя ДОУ. Приобщение детей и родителей к ЗОЖ посредством домашних заданий | Использование приема "тантамарески" для развития мелкой моторики рук у дошкольников
Опубликовано: 2283 дня назад (23 сентября 2018)
Просмотров: 1245
Рубрика: Без рубрики
+3
Голосов: 3
Людмила Васильевна Лябушева # 24 сентября 2018 в 19:58 0
Добрый вечер, Мария Витальевна. Мне очень понравились ваши задачки для детей и думаю, что дети тоже были в восторге.Задания на развитие умственной деятельности интересные, захватывающие все области образовательной деятельности. Беру себе на заметку.
Светлана Юрьевна Романова # 26 сентября 2018 в 15:07 0
Уважаемая Марина Витальевна, ваша работа соответствует одному из важнейших принципов современного оббразования - принципу развивающего обучения. Она не только способствует становлению начальных математических знаний и умений, но и стимулирует всестороннее развитие детей, формирует абстрактное мышление и логику, совершенствует внимание и речь, любознательность, целеустремленность и организованность. Особенно ценно то, что Вы строите свою работу через сказку, игру. Спасибо Желаю Вам успехов.
Марина Витальевна Золотарева # 19 ноября 2018 в 19:30 0
Спасибо, Светлана Юрьевна за такой положительный отзыв. Мне было очень приятно.