Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Эссе "Школа будущего"

Эссе учителя о школе
Никто не знает, больше ли получает школьник, когда смотрит на доску, чем когда непреоборимая сила (сила солнца, поворачивающая голову подсолнечника) заставляет его смотреть в окно. Что полезнее, важнее для него в тот миг – логический мир, зажатый в чёрной классной доске, или мир, плывущий за стёклами? Не насилуйте душу человека, внимательно приглядывайтесь к законам естественного развития каждого ребёнка, к его особенностям, стремлениям, потребностям.
(В.А. Сухомлинский. Сердце отдаю детям)


Понедельник. 11-е октября. Стою на пороге школы. Тёплое, ещё не очень холодное утро. Случилось так, что осень стала моим любимым временем года благодаря известной картине художника Левитана. Прошлой осенью наша учительница принесла на урок литературы репродукцию его картины “Золотая осень”, и мы устроили общее обсуждение этого шедевра. После уроков мы с подругами пошли на прогулку в парк, совсем не похожий на настоящий лес, но полный собственного очарования. Листья шуршали под ногами, над деревьями то и дело пролетали птицы, словно готовились к отлёту в дальние страны. Есть какая-то в этом красота жизни и гармония природы…
В тот день я пришла из школы домой, но ощущение какого-то внутреннего подъёма в душе не оставляло меня. А уже вечером, в очередной раз перечитывая любимый сборник стихотворений Бориса Пастернака, прочла:
Октябрь серебристо-ореховый,
Блеск заморозков оловянный.
Осенние сумерки Чехова,
Чайковского и Левитана.

До начала урока ещё полчаса. Я всегда прихожу в школу пораньше: люблю поговорить с подругами, люблю помечтать о предстоящем дне, да и просто люблю молча постоять на этом пороге. Здесь я всегда ощущаю себя нужной, по-настоящему привязанной к своей школе. Люблю эту тревожную атмосферу ожидания звонка (и с урока, и на урок), люблю этих вечно суетящихся первоклашек с белоснежными бантиками на головах и яблоками в руках, очень люблю нашу маленькую, но такую уютную библиотеку, а ещё – те несколько золотых клёнов, что растут небольшой компанией перед школой. Они словно говорят нам, заглядывая в окна: “Отложите дела. Сходите полюбоваться осенью, послушать её музыку. Ещё есть время… Взгляните на всё это – и вам станет радостнее жить.”
В нашей школе работает много разных учителей. Некоторые пришли к нам совсем недавно, а у некоторых уже более 30 лет педагогической работы за плечами. Интересно… А ведь они помнят нашу школу такой, какой не знаем её мы, нынешнее поколение. Изменилась ли она за это время?
Наверное, я взрослею, но я только сейчас начинаю понимать, что подлинная школа – это не просто место, где мы приобретаем знания и умения, это не просто здание из камня, песка и стекла. Чем больше я думаю о том, что мы все так привыкли называть простым, казалось бы, обыденным словом “школа”, чем больше я присматриваюсь к ней, тем больше я убеждаюсь, что понятие школа намного многограннее и шире.
Если бы я, а не В.И. Даль давала толкование этому слову, то я бы сказала так: “Школа – это самый важный этап в воспитании Человека.” И воспитание это осуществляется только через общение учителя и ученика. Учитель, который встречается с учениками только на уроке – по одну сторону учительского стола, а учащиеся по другую, - не знает детской души. А кто не знает ученика, может ли сам быть преподавателем?! Иногда с болью смотришь, как даже у знающих свой предмет учителей урок превращается в ожесточённую войну только потому, что никакая духовная нить не связывает учителя и ученика, и душа школьника становится застёгнутой на все пуговицы рубашкой.
Кто-то крикнул: “Ещё 15 минут!” Уже человек 50-60 толпится перед школой, обычное утро. Сонные лица, кто-то хвалится выполненным домашним, некоторых привели заботливые мамочки и бабушки. Обычное школьное утро. Но не для меня. Нет.
Сегодня я впервые посмотрела на мир, в котором живу уже так много лет, глазами человека, который очень скоро покинет школьные стены. Моя школа... Как много смысла в этом простом словосочетании! Теперь я вижу её совсем другой, взрослой, но бесконечно родной и светлой. Такое чувство, словно у меня выросли крылья, и я смотрю на неё с высоты птичьего полёта. И, правда, так хочется лететь!!! Далеко – далеко!.. И видеть целый мир перед собой – яркий, новый, манящий…
Мне нравится сама мысль о том, что я стала частью долгой истории моей школы. Сейчас я твёрдо осознаю, что она никогда не станет мне чужой. И, возвращаясь в эти стены снова и снова, я всегда буду знать, что пришла домой. И какие бы изумительные цветы не посадили в школьных клумбах, какие бы необыкновенные окна не поменяли, и сколько бы компьютеров не появилось в кабинете информатики, - моя школа навсегда останется моей школой. Она вне времени. Ей не подвластно ни прошлое, ни будущее. Это скала. Это моя тихая гавань, где можно всегда чувствовать себя также уютно, как чувствуешь себя дома. Здесь ты знакомишься со своими первыми, а возможно и настоящими друзьями, или же наоборот – встречаешь недоброжелателей. В этих стенах ты растёшь – и физически, и морально; тут ты выбираешь свою будущую профессию. А некоторые встречают здесь свою первую любовь, или единственную, самую настоящую. Кто знает . . . У каждого своя судьба, своё предназначение, но всех нас объединяет общее начало, общий исток. Школа – это целая эпоха. И жизненно необходимо слушать её, видеть её и думать о ней.
Что? А, говорите 5 минут осталось. Да не сплю я, не сплю. Я . . . думаю. Сейчас молодёжь редко думает. И читает редко. Да и зачем, ведь практически каждый “живёт” в Интернете. Конечно, Интернет очень и очень полезен, это факт. И всё то огромное количество полезных возможностей, которые могут помочь нам в повседневной жизни, делает его необходимым каждому человеку. Нельзя не согласится с тем, что будущее принадлежит Интернету и всем инновационным технологиям в компьютерной индустрии. Но как же трудно мне согласится с теми, кто говорит, что в будущем школ не будет совсем, и весь процесс образования будет осуществляться через Интернет. С такими темпами людям скоро станет и вовсе без надобности выходить из собственных квартир: ведь всё можно заказать в интернет-магазинах. А как же живое человеческое общение?
Современная молодёжь разучилась общаться. Никто не пишет писем (я говорю об обычных письмах в конвертах с марками) да и в гости стали ходить реже. А вы говорите Интернет… Да если в будущем не будет школ (не дай, Бог, конечно!), а вместо этого у каждого ученика дома будет персональный компьютер с веб-камерой, то дети будущего будут, пусть даже и образованными, но очень одинокими. У них не будет друзей. Возможно, за Интернетом и будущее, но так хочется верить, что колоссальное давление эпохи не донесётся до окон нашей школы и ста тысяч других школ в мире.
Звонок.
Этот громкий звук создаёт особый мир – мир шума, суеты и правильности происходящего. Все спешат зайти, щурясь от утреннего солнца, смеясь и толкаясь. И, кажется, что я одна ощущаю этот момент так глубоко, так живо. Неужели никто не видит, какое удивительно голубое сегодня небо?
А солнце?
А воздух? Прямо-таки есенинское настроение:
Отговорила роща золотая
Берёзовым, весёлым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о чём.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –
Пройдёт, зайдёт и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер вдаль.
Я полон дум о юности весёлой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль, -

- вот и я не расстраиваюсь, а ещё острее ощущаю в этой ужасной мешанине людей, красок осени и собственных мыслей, как же это замечательно – быть школьницей.
Мой класс. Немного душно. Я спешу занять своё место: первый ряд от окна, вторая парта, первый вариант. За окном не видно ничего, кроме пышной гривы жёлтых листьев. Их так жаль– они вот-вот упадут, кружась в весёлом танце без названия. Люблю осень. Люблю её запах - она всегда пахнет лесом. Люблю её краски, ни один Рафаель и Леонардо не смогли бы творить ярче и красивее. И, конечно, люблю её звуки – звуки тишины, переплетающиеся в одну долгую симфонию с криками улетающих птиц и шелестом падающих листьев.
Первый урок – английский. Сейчас начнётся: “Good morning, children. Who is on duty today?” Нет, не думайте только, что мне не нравится английский. Мне очень интересен этот урок. Но я считаю, что урок – это всегда чудо. И урок английского должен быть самым живым и самым ярким из всех школьных предметов. Ведь можно смотреть фильмы в оригинале, слушать и переводить настоящие английские песни, заниматься театрализацией, работать с новыми английскими программами на компьютере, а не просто “London is the capital of great Britain”. Все мы из года в год читаем красочные истории о Траффальгарской площади с Колонной Нельсона в центре Лондона, о Вестминстерском аббатстве, об огромных часах на берегу Темзы с непонятным, но таким знакомым названием – Биг Бэн, о Соборе Святого Павла… Мы знаем о этой столице так много, но на самом деле – мы ничего о ней не знаем.
Как это ни печально, но для 99 человек из 100 все вышеназванные достопримечательности и десятки других остаются всего лишь яркой картинкой на страницах школьного учебника. Вот если бы в 11-м классе на летних каникулах мы всем классом полетели в Лондон! Конечно, это очень дорого, и не каждая школа, не каждая семья сможет себе такое позволить. Но ведь должно же наше правительство хоть чем-нибудь помогать школе. Ключевое слово – “должно”. Или же (как в университетах) мы могли бы учиться по обмену: англичане у нас месяц-другой, мы бы у них. Почему такие программы не работают на уровне школы? Может быть, в далёком будущем так и будет. Очень хочется в это верить!
Мои родители говорят, что раньше в нашей школе дети учили по желанию или английский, или немецкий язык. Сейчас у нас только английский. А я бы хотела учить и тот, и тот, а ещё французский и итальянский. Как было бы замечательно, если мы могли учить в школе и другие иностранные языки, кроме английского. Почему это возможно только в гимназиях и специализированных школах? Я надеюсь, что в скором времени иностранные языки станут самыми важными предметами в школе, и в будущем станет не мечтой, а явью для обычного школьника общение на двух-трёх языках. “Do you speak English?”, “Sprechen Sie Deutch?”, “Parler vous Francais?” – как красиво. Во все времена хорошее знание иностранных языков считалось признаком высокой культуры и образованности человека. Что осталось от этой образованности?
- Hello, children. Sit down, please.
Ну всё, начинается урок. Мысли, улетайте! Смотрю в окно: золотые листья клёна так и шепчут, так и шелестят о холодное стекло…
Говорят, что можно сильно любить человека, с которым постоянно живёшь, и не ощущать этой любви, пока какое-нибудь несчастье не покажет вам всю глубину вашей привязанности. Человек может прожить всю жизнь и не знать, как сильно он любил свой город, если случай, например долговременное отсутствие , не обнаружит для него самого всю силу этой любви. Я вспоминаю эти слова каждый раз, когда длительное время не вижу своих одноклассников и учителей, когда не хожу в школу. Конечно, это называется “летние каникулы”. И я безгранично благодарна каждому учителю, вложившему в меня частицу своей души.
Сегодня утром я поняла, насколько важной для меня является моя школа. Более того, я уверена, что для выпускников 1960-х и 1970-х она была не менее важна и любима. А это ещё раз говорит о том, что у школы нет ни прошлого, ни будущего. Приходят новые учителя, уходит предыдущее поколение, дети сажают молодые саженцы на пришкольных участках, а школа стоит и созидательно наблюдает за нами. Она есть, была и будет, пока на нашей планете живут дети и взрослые, которым не безразлична их дальнейшая судьба. Прав был Пауло Коэльо, говоря: “Не заботьтесь о будущем, а живите настоящим.”
Едва ли кто-то станет спорить с тем простым фактом, что уровень культуры современной молодёжи стремительно падает. Достаточно посмотреть телевизор, почитать популярные журналы, посмотреть “шедевры” современного искусства, чтобы понять: люди духовно обнищали. Так на что же надеяться? На кого?
Мне очень хочется верить, что есть ещё и будут честные и серьёзные юноши и девушки, озабоченные духовным воспитанием подрастающего поколения и способные дать новую жизнь одной из древнейших и благороднейших профессий в мире – профессии Учителя. Вера, безграничная вера маленького школьника в своего наставника и вера учителя в своего ученика способна сохранить и преумножить для будущих поколений всю полноту духовного богатства, заключённого в школьных стенах.
Тихо-тихо шумит клён. Шелестит листвой. Шуршит и смотрит, смотрит . . . Сколько уроков прошло под его невидимым взглядом? Что он помнит? О чём молчит?
Клён ты мой опавший, клён заледенелый,
Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?
Или что увидел? Или что услышал?
Словно за деревню погулять ты вышел…

Такое чувство, что я совершила какой-то очень важный поступок или приняла крайне важное для меня решение. Необыкновенное ощущение! Говорят, чтобы создать памятник великому человеку, надо понять его душу. Чтобы так долго говорить о школе, надо её любить. Всё внутри парит, взлетает и кипит! . . А на часах всего-то 8:45. Такое хорошее утро, утро под знаком осени.
И кто знает, быть может, выпускники 2040-го года будут так же мечтать о будущем нашей школы, о следующих поколениях, как и я сейчас. А клёны, уже совсем-совсем старенькие, будут еле слышно шуршать своими золотыми страничками…

Рекомендуем посмотреть:

Визитная карточка учителя английского языка Эссе учителя английского языка Эссе учителя английского языка Специфика эссе на английском языке
Разработка классного часа, 8 класс. Тема: Родной Донбасс! | Новогодняя сказка на английском языке для учащихся начальной школы
Опубликовано: 2596 дней назад (13 ноября 2017)
Просмотров: 1604
+2
Голосов: 2
Елена Борисовна Жданова # 15 ноября 2017 в 10:36 +1
Всегда интересно почитать мысли коллег о работе и школе, тем более, если они представлены так душевно и эмоционально. Во многом с вами соглашусь. Труд наш уникален, а дети во все времена остаются детьми, наша задача, несмотря на все сложности, зачастую возникающие из непродуманной образовательной политики государства, вырастить из них достойных граждан своей страны. Спасибо вам за эссе.
Яна Александровна Ефременко # 15 ноября 2017 в 15:12 0
Елена Борисовна, Вам спасибо за тёплый отзыв. Несмотря на все сложности нашей работы, очень её люблю))) творческих Вам успехов!
Юлия Вениаминовна Селезнева # 4 декабря 2017 в 18:33 0
Яна Александровна, спасибо за прекрасное художественное произведение - тепло и приятно читать признание в любви... Примите искренний голос!
Мне показалось, что окончание слегка размыто. Когда школьница думает: "Такое чувство, что я совершила какой-то очень важный поступок или приняла крайне важное для меня решение. Необыкновенное ощущение!", может стоит озвучить ее решение? - напрашивается ее выбор профессионального пути (ведь не зря же она может "так долго говорить о школе". Почему именно 2040 года выпускники...может действительно не стоило так глобалить, а свести к одной личности, так любящей свою школу? - вот оно и "будущее"!
И, для меня, есть некоторые возрастные несоответствия - девушка говорит о "современной молодежи" так, словно отстраняясь от нее. Может стоило героиней сделать молодую учительницу или студентку - бывшую выпускницу?
Яна Александровна Ефременко # 7 декабря 2017 в 20:14 0
Юлия Вениаминовна, большое и искреннее Вам спасибо за такое глубок вдумчивое прочтение!! Абсолютно согласна со всеми замечаниями.
Творческих Вам успехов!
Оксана Анатольевна Данильченко # 8 декабря 2017 в 09:02 +1
Интересный взгляд на школьную жизнь. С ним можно местами соглашаться, местами - спорить. У каждого ученика своя ШКОЛА, и у каждого учителя - своя ШКОЛА. Радует, что есть не равнодушные педагоги.
Удачи Вам и хороших учеников! Голос!
Яна Александровна Ефременко # 9 декабря 2017 в 19:12 0
Оксана Анатольевна, благодарю за тёплый комментарий!
Творческих Вам успехов!