Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Сценарий внеклассного мероприятия по литературе для учащихся 11 класса. Жизнь и творчество Пастернака

Сценарий литературной гостиной, посвященной жизни и творчеству Б. Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво…»
Описание материала: Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного жизни и творчеству русского писателя, поэта, переводчика, лауреата Нобелевской премии Бориса Леонидовича Пастернака для учащихся 11 класса.
Цели и задачи мероприятия:
- расширение и углубление знаний о жизни и творчестве Б. Л. Пастернака.
- развитие навыков самостоятельного анализа текста, умения высказывать и аргументировать своё мнение;
- воспитание любви к Родине, уважения к её истории, родному языку и литературе;
- пробуждение интереса к чтению на примере творчества Б. Л. Пастернака;
- раскрытие творческих способностей учащихся.
Чтец:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.
Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Б. Л. Пастернак
Ведущий1: Это стихотворение является своеобразной визитной карточкой Бориса Леонидовича Пастернака. Одного из известных и «загадочных» поэтов 20 века. Родился будущий писатель 10 февраля 1890 года. Его отец Леонид Осипович - художник, мать Розалия Исидоровна Кауфман - известная пианистка. Мальчик с детства окружен искусством. В доме, где он рос, бывали художники, музыканты, писатели. Среди них - Л. Толстой, И. Левитан, С. Рахманинов.
Ведущий 2: Наиболее важными для духовного становления будущего поэта явились три события: приобщение к христианству, увлечение музыкой и философией. Родители исповедовали Ветхий Завет. Русская няня в тайне от них водила мальчика в православную церковь.
Ведущий 1: Дух творчества жил в квартире Пастернаков на правах главного, всеми боготворимого члена семьи. Здесь часто устраивались домашние концерты с участием композитора Александра Скрябина, которого Борис обожал. В своей автобиографической книге «Охранная грамота» Пастернак писал: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней – Скрябина».
Звучит аудиозапись музыки А. Скрябина.
Ведущий 2: Пастернаку предсказывали композиторское будущее, но он вдруг принял категоричное решение оставить музыкальные занятия и поступает в Московский университет на историко-филологический факультет.
Ведущий 1: Путь к поэзии шел через Марбург, куда юный Борис поехал изучать философию на подаренные матерью двести рублей, заработанные ею репетиторством и жестокой экономией. Он с искренним желанием ехал туда, чтобы всего себя вложить в науку. При этом не замечая, что взгляд его на всё, включая, этот маленький, древний город - взгляд не учёного, а поэта.
Ведущий 2: После поездки в Марбург Пастернак отказался от того, чтобы в дальнейшем сосредоточиться на философских занятиях. Он начинает входить в круги московских литераторов.
Ведущий 1: Становление Бориса Пастернака происходит под влиянием окружения. Поэт увлекается видением мира Александра Блока, воплощенном в символизме.
Звучит отрывок аудиозаписи воспоминаний Б. Пастернака о А. Блоке.
Ведущий 1: В 1914 выходит первый сборник стихов Пастернака «Близнец в тучах», в дальнейшем воспринимавшийся самим поэтом как незрелый.
Ведущий 2: Ещё в детстве Борис Леонидович повредил ногу, упав с лошади. Поэтому, когда началась Первая мировая война, в армию он не попал. Для того чтобы принять посильное участие в войне, устраивается на уральский военный завод конторщиком. Эти события впоследствии были описаны в романе «Доктор Живаго».
Ведущий 1: Возвращение поэта в Москву происходит в атмосфере революционных перемен и находит своё отражение в книгах стихотворений «Сестра моя жизнь», «Темы и вариации». Написанные стихи выдвигают его в первый ряд поэтов России.
Ведущий 2: В начале 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей, выступает с речью на его первом съезде. Николай Бухарин официально призывает утвердить Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
Ведущий 1: В лирике Бориса Пастернака есть стихотворения, в которых отсутствует словесное выражение лирического героя в виде местоимения «я». Действие, относимое к одному предмету, может быть отнесено и к другому. Ни у кого природа так не одушевлена. Пастернак занимает первое место в русской поэзии по количеству стихотворений, посвященных временам года и отдельным месяцам.
Чтец1:
Июль
По дому бродит привиденье.
Весь день шаги над головой.
На чердаке мелькают тени.
По дому бродит домовой.
Везде болтается некстати,
Мешается во все дела,
В халате крадется к кровати,
Срывает скатерть со стола.
Ног у порога не обтерши,
Вбегает в вихре сквозняка
И с занавеской, как с танцоршей,
Взвивается до потолка.
Кто этот баловник-невежа
И этот призрак и двойник?
Да это наш жилец приезжий,
Наш летний дачник-отпускник.
На весь его недолгий роздых
Мы целый дом ему сдаем.
Июль с грозой, июльский воздух
Снял комнаты у нас внаем.
Июль, таскающий в одёже
Пух одуванчиков, лопух,
Июль, домой сквозь окна вхожий,
Всё громко говорящий вслух.
Степной нечесаный растрепа,
Пропахший липой и травой,
Ботвой и запахом укропа,
Июльский воздух луговой.
Чтец 2:
Снег идет
Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.
Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.
Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.
Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.
Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.
Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?
Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?
Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.
Чтец 3:
***
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
Липы обруч золотой —
Как венец на новобрачной.
Лик березы — под фатой
Подвенечной и прозрачной.
Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.
Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.
Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.
Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.
Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
Ведущий 2: Поэт Борис Пастернак – лирический живописец. Он так же, как в своё время Тютчев, испытывает чуть ли не религиозное удивление перед «божьим миром». «Божий мир» - именно так, по словам близко знавших его людей, любил называть Пастернак кипящую вокруг жизнь.
Чтец:
Рассвет
Ты значил все в моей судьбе.
Потом пришла война, разруха,
И долго-долго о Тебе
Ни слуху не было, ни духу.
И через много-много лет
Твой голос вновь меня встревожил.
Всю ночь читал я Твой Завет
И как от обморока ожил.
Мне к людям хочется, в толпу,
В их утреннее оживленье.
Я все готов разнесть в щепу
И всех поставить на колени.
И я по лестнице бегу,
Как будто выхожу впервые
На эти улицы в снегу
И вымершие мостовые.
Везде встают, огни, уют,
Пьют чай, торопятся к трамваям.
В теченье нескольких минут
Вид города неузнаваем.
В воротах вьюга вяжет сеть
Из густо падающих хлопьев,
И, чтобы вовремя поспеть,
Все мчатся, недоев-недопив.
Я чувствую за них за всех,
Как будто побывал в их шкуре,
Я таю сам, как тает снег,
Я сам, как утро, брови хмурю.
Со мною люди без имен,
Деревья, дети, домоседы.
Я ими всеми побежден,
И только в том моя победа.
Ведущий 2: Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и оседают в Берлине. В одной из поездок к родителям Борис знакомится с художницей Евгений Лурье и женится на ней. Брак был не очень счастливым и в дальнейшем они разведутся.
Ведущий 1: Вторая жена Зинаида Николаевна Нейгауз вдохновляет поэта на написание книги «Второе рождение». Сборник отражает взгляд поэта на жизнь страны, поэтически рассказывает о зрелой и вместе с тем безумной влюбленности в жену. Поэзия заговорила новым языком.Звучит песня «Никого не будет в доме» (текст Б. Пастернак, музыка М. Таривердиев).
Чтец:
***
Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.
Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.
Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Все это - не большая хитрость.
Ведущий 1: В 1937-м году Пастернак стал едва ли не единственным среди писателей в Советской России, отказавшихся подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского. Он поселяется на даче в Переделкино. Пастернак породнился с Переделкином, можно сказать избрал его финалом своей судьбы или же Переделкино избрало поэта.
Ведущий 2: Репрессии не коснулись Бориса Леонидовича Пастернака, хотя кругом творилось невообразимое. Сам Сталин сказал о нём, как о юродивом: «Оставьте этого юродивого в покое».
Ведущий 1: В тот период Пастернаком создаются ставшие классическими переводы многих трагедий Шекспира, «Фауста» Гёте, «Ф. Шиллера. Звучит аудиозапись. Б. Пастернак читает сонет 73 У. Шекспира.
Ведущий 2: В годы Великой Отечественной войны Борис Пастернак не мог отрешить себя от судьбы России. Он пишет патриотические стихотворения. С бригадой писателей выезжает на Брянский фронт.
Ведущий1: Закончилась война. Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли. Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия.
Звучит песня «Зимняя ночь» («Свеча горела на столе»). (текст Б. Пастернак, исполняет Н. Носков).
Ведущий 2: Вершиной творчества писателя является роман «Доктор Живаго». Он создавался в течение десяти лет с 1946 по 1956 гг. Роман показывает широкое полотно жизни российской интеллигенции на фоне драматического периода от начала столетия до Гражданской войны. Он пронизан высокой поэтикой, сопровождён стихами главного героя - Юрия Андреевича Живаго. Во время написания романа Пастернак не раз менял его название. Он мог называться «Мальчики и девочки», «Свеча горела», «Опыт русского Фауста», «Смерти нет».
Ведущий 1: Роман, затрагивающий сокровенные вопросы человеческого существования - тайну жизни и смерти, истории, христианской веры был резко негативно встречен властями и официальной советской литературной средой. Отвергнут к печати из-за неоднозначной позиции автора к октябрьскому перевороту и последующим изменениям в жизни страны.Звучит аудиозаписи «Гамлет» в исполнении В. Высоцкого.
Текст аудиозаписи
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Ведущий 2: Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году, а потом в Великобритании привела к настоящей травле и откровенному оскорблению Пастернака в советской печати, исключению его из Союза писателей СССР.
Ведущий1: 23 октября 1958 года Шведская Академия словесности и языкознания объявила о присуждении Борису Леонидовичу Пастернаку Нобелевской премии по литературе «За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы».
Ведущий 2: Присуждение премии воспринималось советской пропагандой как повод усилить травлю. Так, на страницах «Литературной газеты» 25 октября 1958 года вышла статья: «Пастернак получил „тридцать сребреников“, для чего использована Нобелевская премия. Он награждён за то, что согласился исполнять роль наживки на ржавом крючке антисоветской пропаганды… Бесславный конец ждёт воскресшего Иуду, доктора Живаго, и его автора, уделом которого будет народное презрение».
Ведущий 1: 31 октября более 500 московских писателей устроили суд над Борисом Пастернаком. Они обратились к правительству с просьбой лишить Пастернака гражданства. Разразившийся политический скандал, получивший во всем мире название «Дело Пастернака», напоминал по своим формам худшие сталинские времена.
Ведущий 2: Первоначально Борис Леонидович ответил благодарностью на заслуженную им награду. Но через неделю травли и угроз был вынужден отказаться от премии.
Иностранный корреспондент попросил у Пастернака интервью. Борис Леонидович ответил отказом, и вместо интервью дал клочок бумаги с новым стихотворением. Западные радиоголоса тут же прочли всему миру это стихотворение, и весь мир узнал правду о добровольном в кавычках покаянии Пастернака.
Чтец:
Нобелевская премия
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони,
Мне наружу ходу нет.
Темный лес и берег пруда,
Ели сваленной бревно.
Путь отрезан отовсюду.
Будь что будет, все равно.
Что же сделал я за пакость,
Я убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
Но и так, почти у гроба,
Верю я, придет пора -
Силу подлости и злобы
Одолеет дух добра.
Ведущий 2: Восприятие поэтом своей роли и сути на земле даёт стихотворение «Быть знаменитым некрасиво». К сожалению, людская любовь подвержена моде, несправедлива и мимолетна. Но истинный поэт всегда выше толпы. Он творит для людей, не прислушиваясь к их восторгам и хуле.
Чтец:
Быть знаменитым некрасиво
Быть знаменитым некрасиво.
Не это подымает ввысь.
Не надо заводить архива,
Над рукописями трястись.
Цель творчества - самоотдача,
А не шумиха, не успех.
Позорно, ничего не знача,
Быть притчей на устах у всех.
Но надо жить без самозванства,
Так жить, чтобы в конце концов
Привлечь к себе любовь пространства,
Услышать будущего зов.
И надо оставлять пробелы
В судьбе, а не среди бумаг,
Места и главы жизни целой
Отчеркивая на полях.
И окунаться в неизвестность,
И прятать в ней свои шаги,
Как прячется в тумане местность,
Когда в ней не видать ни зги.
Другие по живому следу
Пройдут твой путь за пядью пядь,
Но пораженья от победы
Ты сам не должен отличать.
И должен ни единой долькой
Не отступаться от лица,
Но быть живым, живым и только,
Живым и только до конца.
Ведущий 1: В посёлке Переделкино Борис Леонидович Пастернак провёл последние годы. Его стали называть затворником. 30 мая 1960 г. поэт умер от тяжелой болезни рака лёгких. Только в «Литературной газете» было напечатано сообщение о смерти писателя.
Ведущий 2: Но 2 июня люди спешили в Переделкино, чтобы проститься с Пастернаком. Поток нарастал: студенты, дети, старики, и почти нет ни одного писателя. Распорядители спешат. Торопливо заколачивают крышку, ещё быстрее зарывают. Так хоронят великого писателя. Среди цветов на могиле лежал букетик с запиской: «Благороднейшему»».
Ведущий 1: Александр Галич посвятил его смерти одну из своих песен.
(Звучит песня А. Галича «Памяти Пастернаку»).
Ведущий 1: В 1987 г. решение об исключении Бориса Пастернака из Союза писателей было отменено. В 1989 году Шведская академия вручила Нобелевскую премию сыну Пастернака, сожалея о том, что лауреата уже нет в живых.
Ведущий 2: Энергия и экспрессия пастернаковских образов по-прежнему позволяет считать его творчество одним из самых выразительных в литературе 20 века. Марина Цветаева назвала его стихи «световым ливнем», а Анна Ахматова сказала о нем так:
Ведущий 1: Он награжден каким-то вечным детством,
Той щедростью и зоркостью светил,
И вся земля была его наследством,
И он ее со всеми разделил.
Литература:

1. Быков, Д. Борис Пастернак. / Д. Быков. - М.: Молодая Гвардия, 2005.
894 с. – (Жизнь замечательных людей).
2. Иванов, В. В. Перевернутое небо: записки о Пастернаке / В. В. Иванов
// Звезда. – 2010. – №1. – С. 146-152.
3. Иванова, Н. Борис Пастернак и другие / Н. Иванова М.: Эксмо, 2003.
345 с.
4. Ивинская, О. Годы с Борисом Пастернаком: В плену времени / О.
Ивинская. – М.: Либрис, 1992. – 436 с.
5. Ливанов, В. Невыдуманный Борис Пастернак / В. Ливанов. – М.:
Дрофа, 2002. – 413 с.
6. Пастернак, Б. Л. Избранные сочинения / Б. Л. Пастернак. – М.: РИПОЛ
КЛАССИК, 1998. – 864 с.
7. Пастернак, Е. Жизнь Бориса Пастернака / Е. Пастернак. – СПб: Звезда,
2004. – 358 с.

Рекомендуем посмотреть:

Литературная игра для 11 класса на тему Булгаков Литературная гостиная для старшеклассников Литературно - музыкальная гостиная, посвященная творчеству Есенина для 10-11 класса Перевод пьесы А. Пратова с узбекского языка. Мужество и верность

Похожие статьи:

Мероприятие для старшеклассников «Творчество Ахматовой». Конспект

Сценарий литературно-музыкальной композиции по творчеству Ахматовой

Конспект урока химии с презентацией, 9 класс. Кальций и его соединения
Опубликовано: 2552 дня назад (26 ноября 2017)
Просмотров: 4832
+2
Голосов: 2
Мария # 27 ноября 2017 в 19:35 +1
Несомненно, Борис Леонидович Пастернак является одним из величайших писателей XX века. Он один из самых сложных в техническом отношении поэтов этого столетия. Отсюда, трудности, связанные с восприятием его произведений. Книги Пастернака очень сложны: в них переплетаются разные темы, образы, мотивы, в них вплетены многочисленные подтексты. Для изучения творчества Б. Л. Пастернака, Елена Витальевна применяет интересную форму – литературная гостиная. При подаче материала используются аудиозаписи с голосом писателя, песен на стихи поэта, а также песен, посвященных ему. Такие мероприятия вырабатывают интерес к литературе, создают творческую атмосферу сотрудничества, формируют активную жизненную позицию, высокие нравственные качества учащихся. Творчество учителя и ученика – залог эффективности современного урока. Успехов!!!
Екатерина Олеговна # 27 ноября 2017 в 21:42 0
Прекрасно продуманы цели и задачи мероприятия,особенно хочется подчеркнуть: раскрытие творческих способностей учащихся,воспитание к любви к Родине,уважение ее истории.Грамотный отбор учебного материала и средств работы с ним. Замысел внеклассного занятия для лучшего понимания произведения автора с позиций современности (связывание определенных этапов творчества писателя с событиями в его жизни, изучение биографии) полностью реализован. Продолжайте в том же направлении,удачи!
Мария Константиновна Гринева # 27 ноября 2017 в 21:56 +1
Спасибо вам,Елена Витальевна. Изучив данный сценарий узнала много нового и интересного о жизни и творчестве отечественного писателя Б. Л. Пастернака. Организация таких вечеров приобщает учеников к истокам русской классической литературы,содействует умению сотрудничать в коллективе. Последние особенно актуально,перед началом учёбы в университете. Вызвать интерес к личности писателя и к его творчеству,по моему мнению, у вас получилось. А повышение мотивации школьников актуальная задача в наше время. Дальнейших успехов!