Влияние экологического знания на умственное воспитание дошкольника, его нравственность
Автор: Константинова Елена Александровна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №19» г. Саров, Нижегородская область
Аннотация: Статья посвящена организации работы воспитателя по изучению экологии с детьми дошкольного возраста. Рассматриваются задачи экологического воспитания, описываются мероприятия в рамках изучения экологии с детьми. Предложены формы работы с детьми.
Ключевые слова: природа, экология, умственное развитие, нравственное развитие, растительный и животный мир, дидактическая игра, наблюдение.
Проблема охраны природы приобретает всё более актуальное значение. Реки, парки, лес, пашни, звери и птицы – всё это требует к себе бережного отношения, заботы, внимания. Бережное, внимательное отношение к природе – это положительная черта, характеризующая степень воспитанности человека. Процесс познания природы затрагивает область умственного развития и ребенка. А также способствует формированию гуманитарного отношения к представителям растительного и животного мира. Как сделать, чтобы эмоциональное, но часто внешнее, ситуативное отношение к природе переросло в глубокое нравственно-эстетическое чувство. Что бы любовь к живому была осознанной, действенной, созидательной, а не стихийно развивающейся, созерцательной?
Перед педагогами дошкольных учреждений стоит очень важная задача – воспитывать не положительно-созерцательное, а положительно-действенное отношение к природе. Необходимо относиться к усвоению каждым дошкольником нравственных норм обращения с животными и растениями строго. Но, что бы эти правила формулировались не в негативной (не топтать, не рвать, не ломать, не хватать), а в положительной форме (цветник нужно беречь; возьмем только несколько цветков в букет, давайте осторожно подойдем к кормушке и тд.), тогда их усвоение будет идти быстрее и легче. Такое отношение передается детям через этические беседы, наблюдения, художественную литературу, опытническую деятельность, конкретные жизненные ситуации, трудовую деятельность в уголке природы, посредством объяснений педагога.
Большое значение для умственного и нравственного воспитания имеют этические беседы о природе. Материалом для таких бесед могут быть художественные произведения: К.Ушинский «Капустная белянка», Г.Скребицкий «Белка», И.Соколов-Микитов «У старой сосны», По Г.Ганейзер «Кто на себе дом носит». Дидактические игры, такие как «Когда это бывает?», «Кто летает, прыгает, плавает?», «Угадай, что где растет», «Весной, летом, осенью».
Картины, рекомендуемые для ознакомления детей с природой: Л. Бродская Сентябрьский день., Март.; В. Бялыницкий-Бируля Задумчивые дни осени.; Ф. Васильев Оттепель.; А.Бубнов На поле.; Н. Налбандян Цветы.; А. Рылов В голубом просторе., Полевая рябинка., Зеленый шум.; И.
Опыты и эксперименты, такие как: «Почему?»(годовые кольца на стволе дерева), «Установление способности растения к поиску света», «Определение того, с какой стороны листа растения проникает воздух»
В процессе экологического воспитания могут иметь место и следующие виды деятельности с детьми:
• Практическая деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов в уголке природы детского сада
• Добровольный контакт с объектами растительного и животного мира (оценочные односторонние суждения, наблюдения, любование, ласкание, действия по уходу, приучение, дрессировку (в случае с животными)
• Сюжетно-ролевая игра, отражающие природосозидающую деятельность взрослых и различные события в природе
• Создание индивидуальных коллекций, макетов, творческих работ на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе
• Речевая деятельность (вопросы, сообщения, рассуждения, участье в беседе, диалоге)
• Просмотр картин, книг, телепередач и презентаций природоведческого содержания
В одном ребенке может преобладать познавательный компонент, в другом – эстетический, в третьем – гуманистический.
Преобладание эстетического аспекта в отношении - это внимание ребенка сосредоточено на внешних сенсорных качествах явления, что влечет за собой оценочные суждения.
О познавательной направленности отношения можно рассуждать, если есть выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения проявляются сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Эмоциональная атмосфера играет большую роль в воспитании чувств детей. Многое зависит от того, как воспитатель прочитает рассказ, стихи, какими словами, с какой интонацией расскажет ту или иную историю. Искренность чувств взрослого непременно передаётся и воспитанникам.
Активация умственной деятельности детей заключается не только в том, чтобы дать им знания, но и научить использовать их в разнообразной деятельности. Если предоставить возможность для открытий, творений, рассуждений, споров, творчества, тогда обучение развивает ребёнка.
Детская деятельность подразумевает умение направлять свою умственную активность на поиск знаний и действий для решения конкретной задачи, поиск новых задач. Чем интереснее такая деятельность, тем больший эффект она даёт, оказывая эмоциональное воздействие на умственную активность и нравственное воспитание ребёнка.
Таким образом, природа предоставляет большие возможности для разнообразной деятельности детей, для формирования у них гуманных чувств к представителям животного и растительного мира, что способствует активному умственному восприятию.
Основная задача статьи - оказать практическую помощь руководителям и педагогическому персоналу ДОУ в разработке системы методической работы и планирования по экологическому образованию.
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе детского сада ознакомлению с природой с целью интеллектуального развития, нравственного и эстетического воспитания детей должно уделяться особое внимание.
Литература:
• Аксенова, З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).
• Горькова, Л.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
• Егоренков, Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
• Ковинько, Л.В. Секреты природы - это так интересно! - Москва: Линка-Пресс, 2004. – 72с.: ил.
• Лопатина, А.А. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания / А. А.Лопатина, М.В. Скребцова. - 2-е изд. - Москва: Амрита-Русь, 2008. - 256 с. - (Образование и творчество).
• Мазильникова, Н.Н. Эколого-валеологическое воспитание дошкольников. Организация прогулок в летний период / Н.Н. Мазильникова, С.В. Терехина. – Санкт-Петербург: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. – 96с.
• Николаева, С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
• Николаева, С.Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 96с.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование бережного отношения к родному краю у детей старшего дошкольного возраста
Сценарий экологического праздника в детском саду, посвященного Всемирному дню Воды
Формирование экологической культуры личности ребёнка-дошкольника
Экологическое воспитание младших дошкольников
Похожие статьи:
Игры и упражнения по экологии в старшей – подготовительной группе
Сюжетно – дидактические игры по окружающему миру в детском саду. Средняя группы