Консультация для родителей дошкольников "Каков язычок?"
Автор: учитель-логопед 1 квалификационной категории, МАДОУ «Детский сад № 58» г. Березники Пермского края. Стаж работы более двадцати лет.
Описание: консультация для родителей; может быть также интересна педагогам, работающим с детьми, имеющими нарушения речи.
Цель: познакомить родителей с причинами нарушения речевого развития у детей.
Задачи:
1) познакомить родителей и педагогов с причинами речевых нарушений, в том числе, заболевания нервной системы; а также с особенностями анатомического строения языка, которые являются причиной нарушенного речевого развития у детей;
2) дать рекомендации для родителей и педагогов для организации работы с детьми с нарушением речевого развития
Иногда для правильного формирования речи малышу может понадобиться совет специалиста, а ещё массаж и артикуляционная гимнастика.
Несведущие люди думают, что раз язык у человека без костей, то и болтать можно без умолку хоть целый день... И вообще ничего особенно сложного в его работе нет и быть не может!
На самом деле это не так! Ведь язык, как и любой другой орган, выполняет множество различных функций. А самые важные из них – воспринимать вкус и воспроизводить звуки. И язычок неплохо справляется с этим, потому что у него есть верные помощники: кровеносные и лимфатические сосуды, а также нервные окончания. Хорошо когда все они действуют дружно! Но язычок может вести себя "плохо", если с его хозяином что-то не так.
Отыскать причину - уже половина дела
К сожалению, существуют довольно серьёзные заболевания нервной системы (энцефалопатия, детский паралич, менингит, энцефалит), которые могут влиять на работу отдельных органов, в том числе и языка. Помимо того, иногда он становится вялым и бледным из-за того, что недостаточно снабжается кровью. Не назовёшь нормальной и такую ситуацию, когда кровь в языке застаивается – это заметно по его синюшному цвету.
Папе и маме не под силу решить ни одну из этих проблем. Поэтому, если вы заметили что-то подобное у своего малыша, надо поспешить к врачу, не откладывая дело в долгий ящик.
Кроме того, в самом строении языка встречаются особенности, которые мешают маленькому человеку правильно произносить звуки. Что же это за особенности?
Если крошка чересчур маленький
Ребёнок может родиться со слишком маленьким языком. Специалисты называют это явление микроглоссией. В подобной ситуации, помимо проблем с кормлением (у малыша нарушаются процессы сосания, жевания, и глотания), такая аномалия в будущем может помешать маленькому человечку нормально произносить звуки.
Чтобы не допустить этого, с ребёнком необходимо провести курс специального массажа. Целесообразно как можно раньше начать занятия артикуляционной гимнастикой. Однако прежде вы должны проконсультироваться у двух специалистов: хирурга-стоматолога и логопеда. В особо сложных случаях приходится прибегать к помощи пластического хирурга.
Язык - великан!
Другая крайность – большой или как говорят логопеды, массивный язык. Порой он не умещается в полости рта, буквально вываливаясь наружу. При произнесении большинства звуков язык как бы застревает между верхним и нижним рядом зубов. Речь ребёнка с таким недостатком производит на окружающих неприятное впечатление, а у малыша со временем могут появиться проблемы психологического характера...
Конечно, ребёнка можно научить прятать язык за зубы. Процесс этот длительный и требующий от малыша значительных усилий. Чтобы ускорить и облегчить его, специалисты также советуют использовать массаж и артикуляционную гимнастику.
Слишком большой язык, с гипертрофированной мышечной массой, скорее всего, потребует вмешательство пластического хирурга.
Уздечка, которая сдерживает
Под языком можно увидеть плёнку, которая как бы соединяет нижнюю поверхность языка с дном ротовой полости. Эту связку называют также подъязычной уздечкой. У одних детей она может быть тонкой и прозрачной, у других – плотной и массивной. Размеры и строение уздечки очень индивидуальны. Иногда эта связка бывает настолько короткой, что малыш практически не может приподнять язык вверх. Такая "ошибка природы" сильно затрудняет процесс кормления, оставляя кроху на голодном пайке, поэтому хирургическое вмешательство бывает жизненно необходимо.
В большинстве случаев короткая подъязычная связка лишь частично ограничивает подвижность языка. Но и тут желательна консультация хирурга-стоматолога и логопеда. Подобная аномалия в строении языка заметно тормозит появление звуков. Некоторые из них малыш так и не научится произносить, другие же приобретут в его устах странное звучание.
Очень редко, но можно встретить раздвоенную уздечку, которая также доставляет крохе массу неудобств.
Часто исправить положение помогает операция на подъязычной уздечке. Однако некоторые родители относятся к этому негативно. Им кажется, что подобное вмешательство только травмирует ребёнка. И всё-таки опытные специалисты считают, что оно необходимо, так как избавит ребёнка от страданий в будущем, когда его "странная" речь начнёт вызывать усмешки у сверстников. У подростков на этой почве могут возникнуть всевозможные комплексы и неврозы.
Рыхлый, как талый весенний снег
Встречаются аномалии, когда язык вообще лишён подъязычной уздечки. Как правило, он выглядит рыхлым, желеобразным. При этом язык трудно заставить принять нужное положение, чтобы произнести тот или иной звук. Наконец, когда это удаётся сделать, язык как бы застревает и не может перейти в следующую позицию.
Всё это может привести к тому, что человек останется косноязычным на всю жизнь. О такой речи обычно говорят "словно каша во рту".
Массаж и артикуляционная гимнастика способны преобразить рыхлый язык. И чем раньше этим заняться, тем успешней в дальнейшем пойдёт речевое развитие ребёнка.
При чем тут географическая карта?
В наши дни логопедам приходится всё чаще сталкиваться с проблемой так называемого географического языка. Его поверхность покрыта разводами белого, бурого и розового цвета, что очень напоминает очертания материков на карте (отсюда и название). При этом поверхность языка выглядит блестящей, на ней мало вкусовых сосочков. Чувствительность такого языка недостаточна, а подвижность существенно ограничена.
Вот такой язычок - старичок
Иногда поверхность языка бывает испещрена глубокими бороздками и морщинами. Ребёнок от этого нередко ощущает болезненную сухость во рту. При каждой попытке произнести какой-либо звук он испытывает дополнительные неудобства и поэтому становится замкнутым и постепенно превращается в настоящего буку и молчуна. Подобная особенность языка часто связана с нарушениями в эндокринной системе. Поэтому ребёнка необходимо показать к опытному специалисту – эндокринологу.
Главное знать, что помощь есть
Среди детишек есть немало озорников, которые любят то и дело показывать язык. Иногда это может оказаться полезным, так как маме легче заметить любые изменения на его поверхности. Если же ваш малыш молчун, не поленитесь сами чаще заглядывать к нему в ротик. В любом случае, если вы вдруг обнаружите какие-либо из перечисленных проблем, не теряйте времени. Есть немало врачей, которые знают, что делать в каждом конкретном случае. Это логопеды и хирурги-стоматологи, пластические хирурги и эндокринологи. Вам обязательно помогут и словом и делом.
На зарядку!
Артикуляционной гимнастикой можно заняться и дома.
"лопатка": приоткроем рот, а плоский язык спокойно положим на нижнюю губу и удержим его в таком положении 10 секунд.
"массаж для языка": исходное положение, как в предыдущем упражнении. пошлёпаем язык с двух сторон губами, чтобы получилось "пя-пя-пя".
"сладкое варенье": оближем широким языком верхнюю губу движениями сверху вниз – не менее 10 раз. Рот при этом открыт, а нижняя губа не поддерживает язык.
"трубочка": широкий язык положим на нижней губе, затем свернём его трубочкой – не менее 10 раз.
"катушка": приоткрыв рот, уберём язык вглубь, затем выкатим его, упёршись кончиком языка в передние нижние зубы, и снова уберём. под счёт "раз-два" повторим не менее 10 раз.
"качели": широкий язык высунем изо рта. Поднимем его к носу, затем опустим к подбородку – не менее 10 раз. Рот всё время открыт, а нижняя губа не помогает языку.
"карусели": кончик языка совершает во рту широкие круговые движения по краю нижних зубов сначала в левую, а затем и в правую сторону – по 10 движений. Рот широко открыт, но язык не высовывается наружу.
"лошадка": звонко цокаем языком о нёбо.
"грибок": широким языком, как присоской, прилипаем к нёбу. Нижнюю челюсть опускаем вниз, растягивая уздечку.
Рекомендуем посмотреть:
Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи
Как научить ребенка рычать
Опыт работы учителя логопеда в ДОУ
Автоматизация свистящих и шипящих звуков у детей в картинках