Проект "Богатыри-земли русской". Подготовительная группа ДОУ
Паспорт проекта
Название проекта: «Богатыри- земли русской»
Тип проекта: Среднесрочный, познавательный, творческий.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, библиотекарь, родители
Название учреждения: МКДОУ детский сад №3 ОРВ г.Уржума
Автор проекта: Бабайкина О.И.
Срок осуществления проекта: сентябрь 2017г. - май 2018г.
Цель проекта: воспитание любви к своей Родине, воспитание интереса к истории своей страны у детей через знакомство с былинами и легендами русского народа.
Задачи проекта:
- Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях-защитниках земли русской.
- Познакомить с произведениями литературы и искусства о русских богатырях.
- Вызвать интерес к языку былин, преданий о богатырях.
- Раскрыть понятие «былинный богатырь».
- Изучить характерные детали одежды, вооружения, доспехов.
- Развивать умение создавать творческие работы совместно с родителями на тему «Былинные герои».
- Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, в различных формах и видах детской деятельности
- Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу истории родной страны.
Проблема:
- какими были первые защитники земли русской?- Что такое былины?; - Как они возникли? Недостаточная информированность детей о первых защитниках русской земли.
Этот проект является отличной возможность воспитать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину. Вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны
Актуальность темы:
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее. Патриотизм, гражданственность необходимо воспитывать у детей с самого юного возраста. За период дошкольного детства дети должны получить основы представлений о возникновении Государства Российского, о богатырской славе и верности народа своему Отечеству; о богатстве народной культуры, национальных особенностях характера и быта наших предков. Это обогатит их любовь к Отчизне, вызовет стремление быть похожими на наших великих предков.
Новизна проекта:
В процессе проекта дети знакомятся с подвигами богатырей - защитников Земли Русской. Они получают знания о быте русского народа и применяют их в самостоятельном творчестве.
Ресурсы проекта:
учебно-методическое обеспечение:
- методическая и дидактическая литература
- наглядные пособия - репродукция картины художника В. Васнецова «Богатыри»; большие иллюстрации с изображением лесов, полей, лугов, рек, гор; карта России, книги о богатырях.
-видео и аудио материалы - звукозапись песни «Богатырская наша сила» А. Пахмутовой на стихи Н. Добронравова, звукозапись «Звучание гуслей», мультфильм «Илья Муромец», аудио былины «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Алёша Попович и Тугарин Змей», «Садко».
информационные ресурсы:
– мультимедийное оборудование, флэш. карта с записью презентации к данной теме, слайды.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный:
Что мы знаем?
1. Были богатыри.
2. Они воевали с врагами
Что мы хотим узнать?
3. Кто такие богатыри?
4. Как звали русских богатырей?
5. Подвиги русских богатырей?
6. С кем они сражались?
7. Кого защищали?
8. Какое оружие у них было?
9. Как стать богатырем?
1. обсуждение вариантов поиска информации,
2. экскурсия в библиотеку
3. составление плана реализации проекта,
4. подбор художественной литературы,
5. Работа с методическим материалом.
2 этап – содержательный
Этот этап включает в себя интеграцию образовательных областей:
1. Познавательное развитие
2. Социально – коммуникативное развитие
3. Речевое развитие
4. Художественно – эстетическое развитие
Образовательная деятельность в рамках проекта осуществлялась
1. в ходе режимных моментов,
2. в ходе самостоятельной деятельности детей
3. в процессе совместной деятельности педагога с детьми в различных видах детской деятельности.
октябрь
Беседы на тему: «Россия родина моя»,
«Былинные богатыри- славные защитники родной страны".
Консультация для родителей о патриотическом воспитании в семье.
Беседа «Отличие сказки от былины».
Знакомство с пословицами и поговорками о защитниках Земли Русской.Подбор пословиц и поговорок о Родине, её защитниках.
Просмотр иллюстраций по теме «Богатыри». Слушание звукозаписи «Богат. Наша сила».Просмотр мультфильмов с детьми по теме «Русские богатыри»
Сюжетно – ролевая игра: «Защитники заставы ».
Ноябрь
Кто такой русский богатырь?» - презентация
Составление детьми творческих рассказов на тему:«Если бы я был богатырем».
Памятка «Список книг о богатырях, рекомендуемых для прочтения детям»
Рисование «Портрет богатыря»
Сюжетно – ролевая игра: «Богатырские игрища».
Декабрь
Экскурсия в библиотеку
Разбор пословиц о смелости и отваге русских героев
Чтение худ. литературы И.Карнаухова «Русские богатыри»
Подбор и чтение детям энциклопедий, книг по данной теме
Рисование «Оружие богатыря»
Сюжетно – ролевая игра: «Три богатыря».
январь
Составление рассказов по картине В. Васнецова «Богатыри»
Оригами «Богатырский шлем».
Рисование с детьми «Русские богатыри»
Д.И. «Помоги богатырю собраться в путь»
Февраль
Беседа «Крепости и богатыри»
Придумывание сказки о богатырях
Аппликация «Щит и меч богатыря»
Спортивное развлечение «Богатырские состязания»
март
Словесные игры «Подбери слова, близкие по смыслу»
Лепка «Славные воины»
Д.И. «Что нужно богатырю»
апрель
Буклет «Русские былины, как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям"
Конструирование «Крепость»
Изготовление костюмов для богатырей
Май
Викторина по теме «Русские богатыри»
Лепка «Змей Горыныч». Выставка творческих работ детей и родителей
Эстафета «Дорога препятствий»
-
3 этап –заключительный(подведение итогов)
Анализ проведённой работы:
На первом этапе перед детьми была поставлена задача (домашнее задание) выяснить были ли богатыри? С кем они воевали? Откуда можно взять информацию о богатырях? Далее была проведена экскурсия в библиотеку, Где библиотекарь подготовила для нас очень хороший материал о богатырях. Выставку книг, иллюстраций, пословиц. Рассказала нам, как звали трёх самых главных богатырей, прочитала быль об Илье Муромце. Дети рассматривали иллюстрации в книгах, обсуждали, читали отрывки некоторых произведений, делились своими знаниями. Дети узнали, кто такие богатыри.
В группе был создан альбом с иллюстрациями «Богатыри земли русской», альбом с иллюстрациями доспехов и оружия богатырей. Оформлена выставка книг. Проводили образовательную деятельность. Дети узнали, что такое былина, рассмотрели картину Васнецова «Три богатыря». Способом оригами изготовили богатырский шлем, сделали из бумаги мечи щит.
Нарисовали богатырей . Предложили картинки раскраски с изображением богатырей. Проводили дидактические игры, сюжетно – ролевые игры. В заключении было проведено спортивное развлечение «Богатырские состязания».
Дети узнали, что богатыри были не только смелыми и сильными, умными и добрыми, но самое главное они очень любили свой народ, защищали свою Родину от любого врага.
Перспектива дальнейшего развития.
Любовь к Родине – это одно из самых сильных чувств. Поэтому мне хотелось, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал причастность к своей Родине, личную ответственность за родную землю и ее будущее
Возможность распространения в других ДОО.
Проект может быть использован педагогами других ДОО для развития познавательно-исследовательской деятельности, для расширения кругозора детей старшего дошкольного возраста, формирования чувства патриотизма, для приобщения детей к истокам русской народной культуры и родителями, для организации познавательно-творческой деятельности детей.
Риски и пути их преодоления:
Возможный риск: отказ родителей от участия детей в данных мероприятиях.
Пути преодоления: проведение данных мероприятий для заинтересованных детей, чьи родители не будут против.
Вывод:
В ходе реализации проекта дети познакомились с историей и традициями русского народа. Произошло обогащение интеллекта детей средствами русского фольклора и продуктивной деятельности, музыкальными средствами. Детям понравилось рассматривать и рисовать картинки о богатырях. У них сформировалась эстетическая оценка к изображениям героев на картинах и в музыкальных произведениях. Также очень активно проявилась работа воспитателей и родителей в изготовлении костюмов, что значительно обогатило процесс проектной деятельности.
Проведя такую большую работу, убедилась, что дети моей группы познакомились с былинными героями, вместе с родителями постарались привить уважение и любовь к былинам, вызвать желание быть похожими на смелых и отважных воинов своей страны. В дальнейшем будем воспитывать чувство гордости за свой народ, за армию, Родину.
Таким образом, можно сделать вывод, что данная работа способствовала формированию патриотических чувств, всестороннему развитию детей и установлению взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и развития ребенка средствами исторического прошлого родной страны.
Результат:
-Созданы условия для организации непрерывного ознакомления с историей земли русской на основе знакомства с былинными богатырями.
-Созданы условия для формирования у детей чувств патриотизма, выражающихся в чувстве гордости и ответственности за родную страну.
-Созданы условия для развития творческих проявлений личности ребенка.
-Дети познакомились с былинами и их героями-богатырями.
-Для многих ребят, русский богатырь, отныне, пример для подражания в своей жизни.
-Родители стали активными участниками педагогического процесса
Продукт проекта:
-Продукты детского изобразительного творчества.
-Картотека пословиц, поговорок и крылатых выражений.
- Выставка книг.
Литература:
1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Мы живем в России. – М., 2013.
2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей 6-7 лет. – М., 2007.
3. Кодрыкинская Л. А. С чего начинается Родина? – М., 2005.
3. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду: Подготовительная к школе группа».
4. Н. В. Алёшина «Патриотическое воспитание дошкольников».
5. Аникин В. П. Мир былин и сказок
6. Былины. Русские народные сказки. Древнерусские повести. М., 1986
7. Пословицы русского народа, В. Даль, Москва, 1984
8. Русский эпос, Ф. М. Селиванов, Москва, «Высшая школа», 1988
9. Русское народное поэтическое творчество», Ю. Г. Круглов, М., «Высшая школа, 1986
10. Н.А. Виноградова, Н.В. Позднякова Сюжетно-ролевые игры для старших дошкольников: практическое пособие – М.: Айрис – пресс, 2011;
11. Г. Н. Данилина. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы». – М.: АРКТИ, 2003.;
12 От рождения до школы. Общеобразовательная программа дошкольного образования под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – М.: Мозаика-Синтез, 2011 год. ;
13. Т. М. Пименова, В. В. Архипова - Формирование художественно-речевых навыков у детей 5 – 7 лет: занятия по былинам, богатырские игры и потешки. Волгоград:
Рекомендуем посмотреть:
Проект в подготовительной группе. Огород на подоконнике
Проект в подготовительной группе детского сада: «Овощи на нашей грядке»
Проект в подготовительной группе детского сада «Белый снег пушистый»
Спортивно – оздоровительный проект в детском саду. Подготовительная группа