Урок русского языка в 4 классе. Тема: Неопределенная форма глагола. УМК "Школа России"
Урок русского языка. Тема: "Неопределенная форма глагола". УМК "Школа России", 4 класс
Тип урока: "Изучение нового материала". Цели.
1. Обучающие:
а/ знакомить учащихся с неопределенной формой глагола (инфинитивом);
б/ учить правильно ставить вопросы к глаголам: что делать? или что сделать?;
в/ уметь определять совершенный и несовершенный виды глагола;
г/ систематизировать материал в кластер.
2. Развивающие:
а/ развивать познавательный и творческий интерес к материалу урока;
б/ повышать внимание школьников к лексическому значению слов;
в/ развивать орфографическую зоркость.
3. Воспитывающие:
а/ воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
б/ знакомить детей с красотой и многообразием русского языка;
4. Оздоровительные:
а/ сохранять здоровье и работоспособность учащихся на уроке;
б/ использовать релаксацию с целью снятия напряжения, связанного с умственной нагрузкой. Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, школьные толковые словари, карточки для самостоятельной работы, сказка П.П.Ершова "Конек - Горбунок", индивидуальные листы А-4, музы-
кальная композиция П.И.Чайковского. Планируемые результаты обучения.
1/ Познавательные УУД:
анализировать материал, применять теоретические знания на практике, строить рассуждение.
2/ Регулятивные УУД:
ставить цель и планировать пути ее достижения, оцениватьсвои действия.
3/ Коммуникативные УУД:
уметь принимать решение, планировать учебное сотрудничество, работать с информацией.
4/ Личностные УУД:
осознавать значение изучаемой темы, поддерживать интерес к предмету, формировать собственное мнение.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Введение в тему.
Сегодня на уроке мы с вами будем изучать новую тему. Но для того, чтобы было легче усвоить материал и разобраться в нем,
мы вы полним ряд подготовительных упражнений. 3. Словообразовательная работа.
- Я продиктую глаголы и ваша задача образовать от них новые
глаголы приставочным способом. / Например, звонить - позвонить./ Аналогическая работа проводится с глаголами: летать,
держать, лечить, смотреть, искать.
Задание: найти орфограммы, подобрать проверочные слова, выделить приставки.
- Какая смысловая разница между глаголами с приставками и глаголами без приставок? Докажите.
- На какие вопросы они отвечают? / Что делать? и Что сделать? / Правильно, молодцы! 4. Вводная беседа. Сообщение темы урока и постановка учебной задачи.
На предыдущих уроках мы говорили о том, что глагол - одна из важнейших частей речи в русском языке. Недаром, в толковом словаре В.И.Даля мы читаем:" Глагол - это речь человека, разумный говор, язык", а А.С.Пушкин, 218-летие которого
отмечал весь мир, обращаясь к собратьям по перу, писал: "Глаголом "жечь" сердца людей". И сегодня на уроке мы продолжим знакомство с этой частью речи.
Вы узнаете о неопределенной форме глагола.
- Почему она так называется? - На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
Запись темы урока. 5. Объяснение нового материала.
1/ Устное выполнение упражнения № 411, с.180.
Задание: - найти в тексте глаголы;
- на какие вопросы они отвечают?;
- можно ли определить время глаголов?
/Глаголы отвечают на вопросы: что делать? или что сделать? и время у этих глаголов определить нельзя./
- А можно ли по данным глаголам определить количество человек, выполнявших действие? / Нет./
- То есть, нельзя определить и число./
Вывод (первичный).
Неопределенная форма глагола - это форма, по которой нельзя определить ни время, ни число. Глаголы отвечают
на вопросы: что делать? или что сделать?
На экране - схема.
Неопределенная форма глагола
(инфинитив)
Что делать? Что сделать?
-ть -ти
Чтение правила в учебнике. 6. Закрепление материала.
1/ Посмотрите запись на экране.
Это отрывок из сказки поэта и драматурга П.П. Ершова "Конек - Горбунок", написанной им в 1834 году.
Эту сказку редактировал А.С.Пушкин и написал к ней вступление. Она переведена на многие языки мира!
Послушайте этот отрывок.
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Мужички такой печали
Отродяся не видали;
Стали думать и гадать -
Как бы вора соглядать;
Наконец они смекнули,
Чтоб стоять на карауле,
Хлеб ночами поберечь,
Злого вора подстеречь.
2/ Выполните задание:
- найдите в тексте глаголы неопределенной формы;
- на какие вопросы они отвечают?;
/ Ответы учащихся./ 7. Минутки релаксации.
/ Звучит музыка П.И.Чайковского.
Детский альбом. " Песня жаворонка. Март"./ 8. Продолжение работы над новым материалом.
Начальная форма глагола ( инфинитив ).
1/ Работа с толковыми словарями.
- Для чего нужны данные словари?
/ В них объясняется смысл слов./
2/ Откройте ваши словари на букве "О".
-Найдите глаголы: обещать,облегчить, облететь,
объяснить.
-На какие вопросы они отвечают? / Что делать? или что сделать?/.
- Значит, что мы можем о них сказать? / Это глаголы неопределенной формы./
- А почему? /Данная форма не имеет отпечатка времени и числа./
- Правильно.
Поэтому, неопределенную форму и выбрали как начальную форму глагола. К тому же, от нее образуются другие формы, т.к. она как бы дает им начало.
Например, крутить + -л- крутил, - крутила.
9. Закрепление материала.
1/ Распознавание глаголов совершенного и несовершенного вида.
Работа над упражнением № 413, стр 181.
/ После чтения и объяснения задания, запись глаголов совершенного и несовершенного вида в разные столбики.
Читать прочитать и т.д.
Устная проверка выполненного./
2/ Прием кластер /для систематизации знаний по теме./
- Напоминаю учащимся, что данный прием в переводе с английского языка означает "пучок", "созвездие". Неопределенная форма глагола
(инфинитив)
Отвечают на вопросы: Имеют совершенный
что делать? и несовершенный вид.
что сделать?
Имеют суффиксы:
- ть, - ти, - чь
Не имеют формы Не имеют
времени. числа.
Не имеют Не имеют
окончаний. лица.
3/ Самостоятельная работа на карточках.
( с учетом уровневой дифференциации)
Карточка № 1.
Подбери к каждому глаголу однокоренной, который отвечает на вопрос что сделать? Где необходимо, вставь безударные гласные. Напиши, выдели суффиксы - ть и - ти.
Что делать? Что сделать?
жечь сжечь
г.в.рить ..............
в.зти ..............
кр.снеть ..............
м.лчать ..............
бл.днеть ..............
б.жать ..............
н.сти ..............
Карточка № 2.
Прочитай текст. Подчеркни глаголы неопределенной формы.
Выдели в них суффиксы -ть и - чь.
* Умение работать дороже золота.
* Прежде думать, потом говорить.
* Надо честно жить, много трудиться и крепко любить и
беречь нашу огромную и счастливую землю. ( А.П.Гайдар)
/ Проверка выполненного./ 10. Итог урока.
- Сегодня на уроке вы познакомились с очень важной и нужной для вас темой. Для того, чтобы узнать как вы ее усвоили, выполните интересное задание. Каждый из вас оценит свою работу.
Это "метод пяти пальцев."
/ У каждого на парте - подписанный лист А-4.
Вы обводите свою ладонь и смотрите на экран, где показано задание. Прочитав его, вы пишете на каждом
"пальчике" свое отношение к уроку./
М ( мизинец) - мыслительный процесс.
- Какие знания по теме я сегодня получил?
Б ( безымянный) - близость цели.
- Чего я достиг на уроке?
С (средний ) - помощь на уроке.
- Чем я порадовал учителя и помог одноклассникам?
У ( указательный) - настроение.
- Каким было мое настроение?
Б ( большой ) - физическая форма.
- Был ли я бодрым на уроке?
/ Ответы учащихся./
Общий вывод. 11. Информационное домашнее задание (ИДЗ).
Сочинить небольшую сказку на тему:" В стране Глаголии".
В тексте подчеркнуть глаголы неопределенной формы, выделить в них суффиксы.
Скачать Урок русского языка в 4 классе. Тема: Неопределенная форма глагола. УМК "Школа России"