Конспект урока по русскому языку. Тема: "Общее понятие о наречии", 4 класс
Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России". 4 класс
Тема: "Общее понятие о наречии". Цели урока: 1. Обучающие:
а/ знакомить учащихся с новой частью речи - наречием;
б/ совершенствовать у них умение отличать наречие от других частей речи;
в/ расширять словарный запас учащихся. 2. Развивающие:
а/ развивать познавательный и творческий интерес к материалу урока;
б/ концентрировать внимание школьников к лексическому значению слов;
в/ развивать орфографическую зоркость. 3. Воспитывающие:
а/ воспитывать любовь и уважение к русскому языку;
б/ знакомить учащихся с красотой и многообразием русского языка; Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, материал к составлению кластера, музыкальная композиция для релаксации, тематический материал учебника.
Ход урока.
1. Введение в тему.
Послушайте стихотворение А.А.Фета "Вечер" и подумайте, какие слова в нем привлекли автора? Правильный ответ на этот вопрос и будет темой сегодняшнего урока.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу.
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, лугами
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном.
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.
- Какие слова, на ваш взгляд, привлекли внимание автора?
/ Далеко, сыро, жарко, ярко ./
- А как вы определили, что это именно те слова? Что их объединяет?
/ Они отвечают на один и тот же вопрос и очень важны для рифмы в стихотворении./
- Мы уже встречались с похожими словами и раньше, я вам говорила, как они называются. Кто помнит их название?
/ Наречия./
- Да, правильно.
Запись числа и темы в тетради. 2. Изучение нового материала.
1) Перед вами - ряд слов: медленно, сегодня,вверх, оттуда, впереди.
- Подумайте, на какие вопросы отвечают данные слова?
/ На вопросы: как?, когда?, куда? откуда?, где?/.
- Составьте предложения с данными словами и скажите, каким членом предложения они могут быть?
/ Обстоятельством./
- Попробуйте изменить форму наречий по числам, родам, падежам или лицам.
/ Форма наречий не изменяется./
- Следовательно, какую характеристику вы можете дать этой части речи?
Первичный вывод учащихся.
/ Наречие - неизменяемая часть речи. Отвечает на вопросы: где?, когда?,куда?, откуда?,как? В предложении является обстоятельством ./
2) Теперь внимательно посмотрите на экран. Прочитайте предложения и сравните их.
* Дождь вскоре прекратился. * Дождь прекратился.
* На экране телевизора быстро * На экране телевизора -
сменялись кадры. сменялись кадры.
* Ребята дружно жили в лагере. * Ребята жили в лагере.
- Как вы считаете, какие предложения более интересны с грамматической точки зрения?
/ В левом столбике, так как они дополнены наречиями./
А теперь выясним, с какой частью речи связаны наречия?
глагол нареч. глагол нареч.
/ Прекратился (как?) вскоре. Сменялись ( как?) быстро.
глагол нареч.
Жили (как?) дружно./
Дополнение к первичному выводу.
/ Наречия связаны по смыслу с глаголами./
3) Запись предложений в тетради.
4) Страничка истории о наречии.
"Наречие" - старое слово, оно было известно еще в древнерусском языке. И если мы обратимся к этимологии, то есть к происхождению слова, то выделим корень - реч-. Слово же "речь" имело несколько значений , одним из которых было слово "глагол". Видимо, это не случайно: само слово "наречие" указывает на приближенность его к глаголу. 3. Релаксация под музыку композитора Сергея Грищука
"Мир в капле росы". 4. Закрепление нового материала.
Определение роли наречий в русском языке.
- Прочитайте на экране отрывок из сказки замечательного детского писателя Самуила Яковлевича Маршака "Двенадцать месяцев", которую он написал в далеком 1942 году.
..." Посмотрела на мачеху девочка: шутит она или вправду
посылает ее в лес? Страшно теперь в лесу! Да и какие
зимой подснежники? Раньше марта они и не появятся
на свет, сколько их не ищи.
- Каким станет текст без наречий?
/ Он будет менее точным, неполным./
- Следовательно, какой можно сделать вывод?
/ Роль наречий в русском языке очень велика. Они де-
лают речь яркой и выразительной./ 5. Словообразовательная работа.
Выполнение упражнения из учебника.
Задание: подобрать к наречиям синонимы, то есть слова,
близкие по смыслу, записать их.
/ Мелко (неглубоко), внезапно (неожиданно), тихо (неслыш-
но, близко (недалеко), тяжело (нелегко), срочно (немед-
ленно, свободно (непринужденно), спокойно (невозму -
тимо.)
- Проверка выполненного. 6. Прием "Кластер".
- Напоминаю учащимся, что это слово в переводе с англий -
ского означает пучок, созвездие. Это размышления
о данной теме.
- Назовите любое наречие.
/ Например: "хорошо"./
- Отвечаем на вопросы и составляем кластер.
( Коллективная работа .)
Вопросы.
- Наречие -это изменяемая часть речи? / Неизменяемая./
- Это самостоятельная часть речи? / Да./
- На какой вопрос отвечает? / Как?/
- С какой частью речи связано? / С глаголом./
- Каким членом предложения является? /Сказуемым./
Общий вид кластера.
Неизменяемая Самостоятельная
часть речи. часть речи.
НАРЕЧИЕ
Зависит Член предложения- Отвечает
от глагола. обстоятельство. на вопросы:
как?, когда?,
откуда?, куда?, где? 7. Самостоятельная работа учащихся.
Задание: списать строки стихотворения, найти наречия и подчеркнуть их.
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу! За тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
- Проверка выполненного. 8. Итог урока.
- Сегодня на уроке вы были исследователями, изучали наре-
чие, старались понять его особенности.
Как же вы можете охарактеризовать эту часть речи?
( Ответы учащихся.) 9. ИДЗ (информационное домашнее задание.)
Написать небольшое сообщение, ( 3-5 предложений), на тему:"Что будет, если в русском языке "исчезнут" наречия?"
Скачать Конспект урока по русскому языку на тему "Общее понятие о наречии" 4 класс