Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе
Назначение материала: методическая разработка данной темы.
Современная школа часто сталкивается с проблемой формирования познавательной активности школьников. Так как же решить ее?
Новый Федеральный государственный стандарт начального общего образования предусматривает формирование универсальных учебных действий обучающихся, что делает содержательное обучение более актуальным.
В процессе обучения учителям необходимо обоснованно и продуманно подбирать к урокам познавательный материал, который бы полностью соответствовал целям и задачам опережающего развития и требованиям ФГОС НОО.
Одним из показателей заинтересованности детей является внедрение в учебный процесс исторических сведений о предметах курса 1 ступени. Коснусь, непосредственно, математики.
Исторические сведения даются на уроках в занимательной форме в виде: лаконичных справок ,кратких бесед, небольших исторических экскурсов и видеоматериалов, показанных на интерактивной доске.
Как люди научились записывать числа.
Сегодня мы отправимся в путешествие в Древний Египет,Индию,Вавилон,узнаем, как записывали цифры и числа разные народы.Очень разные и даже забавные были и эти "цифры".
В Древнем Египте, например, числа первого десятка записывались соответствующим количеством палочек. Десять обозначали в виде подковы. Чтобы записать число 15, нужно было поставить 1 подкову и 5 палочек. Не очень удобно было записывать числа таким способом.
В Древнем Вавилоне изобрели другой способ записи чисел, который стал называться клинописью, т.к. писали на глиняных дощечках специальными клинышками.
После того,как был создан алфавит,во многих странах числа стали записывать, применяя буквы. В Древней Греции и Древней Руси к буквам добавляли еще специальные знаки, чтобы не путать их с обычными буквами. Однако и эта система оказалась громоздкой.
Всем с детства знакома римская нумерация. Чаще всего римские цифры встречаются на циферблате часов.
Большим достижением стало введение в счет нуля, который позволил при записи чисел указывать пропущенный разряд. Способ записи любого числа с использованием всего только десяти цифр: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0 был изобретен в Индии. Эта система оказалась настолько простой и удобной ,что быстро распространилась по всем странам , а так как это делали именно арабы, то эти цифры мы стали называть арабскими.
Число 0.
Сегодня мы познакомимся с цифрой 0. Это самая загадочная и необычная цифра. Вот он, посмотрите на него. Его называют нулем и обозначают им "отсутствие" чего - либо. Прибавьте нуль к 5 получится та же пятерка. Отнимите нуль от 6, получится опять - таки шесть. Казалось бы, что о нем говорить: нуль , он и есть нуль. Значит, подумает кто-то, нуль - вовсе пустяковая цифра,без которой легко обойтись. Но это совсем не так. Если разобраться, то выйдет, что нуль - очень даже важная "персона". Как , например, написать число 10, если нет нуля? Долгие века люди не находили ответа на этот вопрос, пока впервые в Индии, за 2 тысячи лет до начала нашего летоисчисления ,появился нуль. Его тогда называли просто" кружком". А на языке древней Индии "кружок" значит "сунья". Арабы перевели это слово, как "цифр". Не правда ли, напоминает что-то? Правильно! Цифр - цифра. Так уж получилось, что арабскими именами стали называть все остальные знаки. А само слово "нуль" возникло позже от латинского слова "nullum" - ничто.
Числа 3 и 7.
- Какую цифру вы любите больше всего? Вас может удивить такой вопрос. Однако, не все так думают. У некоторых людей есть числа "хорошие" и "плохие". А числа 3 и 7 издревле считаются хорошими. Так уж сложилась их история. Мы знаем, как люди учились считать. Сначала им было известно всего две цифры, а именно: 1 и 2. И каждый раз за двойкой начиналось что-то неизведанное, загадочное. Считали так: "один","два", "много". Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало "все."
Долгое время у многих народов пределом счета была именно тройка. Так, число 3 сталь излюбленным в мифах и сказках. Поэтому, в сказках: 3 медведя, 3 богатыря, три брата, 3 сестры и т.д.
Особым почетом в древности была окружена семерка. Отголоски почитания этого числа дошли до наших дней. Вспомните пословицы нашего народа: "Семь бед - один ответ", "Семеро одного не ждут." Наша неделя состоит из семи дней. Древние заметили,что семь нельзя поделить на равные части. Вот и назвали 7 - "неделя."
Как люди научились измерять время.
Считать предметы мы умеем уже с 1 класса. Это очень просто : 1,2,3... Измерить расстояние тоже не сложно. А как и чем измерить время? Самыми древними "часами" , которые никогда не останавливались и не ломались, оказалось Солнце. Утро, день,вечер - не очень-то точные мерки, но поначалу, первобытному человеку и этого было достаточно. Потом люди стали больше наблюдать за небом и обнаружили, что через определенное время на небосклоне появляется яркая звезда. Эти наблюдения сделали египтяне, и они же назвали эту звезду Сириус. С ее появлением в известная сейчас мера времени - год. Оказалось,что промежуток между появлением Сириуса состоит из 365 дней. Как видите, подсчеты древних египтян оказались достаточно точными. Ведь и наш год состоит из 365 дней.
Но год слишком уж долгая мера времени. А для того,чтобы вести свое хозяйство: посев, сбор урожая и т.д., нужны были более мелкие единицы времени, и люди вновь обратились к небу и звездам. На этот раз на помощь пришла Луна, или по-другому - месяц. Все вы наблюдали за луной и знаете, что через определенное время она меняет свою форму: от тоненького серпа до яркого круглого диска (полнолуния). Промежуток между двумя полнолуниями назвали месяцем,в честь спутника Земли, подсказавшего еще одну меру времени. Оказалось,что месяц состоит примерно из 29 дней. Вот как точно в древнем мире умели определять время.
А вот семидневная неделя возникла в Вавилоне благодаря тем планетам,которые появлялись на небосклоне:
понедельник-день Луны;
вторник- день Марса;
среда- день Меркурия;
четверг- день Юпитера;
пятница- день Венеры;
суббота- день Сатурна;
воскресенье- день Солнца.
Смена этих светил за весь месяц происходила примерно 4 раза. Вот и оказалось, что в месяце - 4 недели. А название наших дней недели произошли от порядкового номера дня в неделе:
понедельник-первый день недели;
вторник- второй день;
среда- середина недели;
четверг- четвертый день;
пятница- пятый день;
суббота и воскресенья- пришли из церковного словаря.
Выходит, что все главные меры времени: год, месяц, неделя, люди позаимствовали у природы еще много лет назад.
Главный шаг для измерения времени был сделан.
Как появились меры длины.
Как измеряли на Руси.
Нельзя представить себе жизнь человека, не производящего измерений: это и портные, и инженеры, и обыкновенные школьники. Сегодня мы все знакомы с линейкой, метром и т.д..
А что же существовало до того, как все это изобрели?
Первыми измерительными были части тела: пальцы рук, служил локоть. Он делился на 7 ладоней, а ладонь - на 4 пальца.Чтобы измерения были более точными, в Англии существовали : "дюйм"- 2,5 см, "фут" - 30 см или 12 дюймов, "ярд"- расстояние от носа короля Генриха 1 до конца среднего пальца его вытянутой руки. В Японии существовала мера, называемая "лошадиным башмаком". Она была равна пути, в течение которого изнашивалась соломенная подошва, привязанная к копытам лошади.
А какими же были меры длины издавна на Руси? Это:- сажень, расстояние между раскинутыми в стороны руками; верста - 1,06 километра; локоть, аршин - 71 см. Раньше, приезжие купцы торговали невиданными тканями: китайским шелком, индийской парчой, бархатом, которые отмеряли аршинами.
Можно предложить учащимся следующие задания:
* измерить длину парты в локтях, ладонях;
* определить рост Дюймовочки;
* 7 футов под килем... Это сколько метров?
Из истории мер массы.
Система мер массы у русского народа.
Сегодня мы узнаем как люди научились определять массу различных предметов. Определите, что весит больше: карандаш или тетрадь? А теперь возьмите 8 карандашей в одну руку и тетрадь - в другую. Что получилось? Равновесие. Значит, 1 тетрадь весит 8 карандашей. Мы придумали новую единицу массы "1 карандаш". Теперь мы можем в "карандашах" измерять все,что угодно. Так поступали и древние торговцы, используя различные подручные средства. Например, на Руси древнейшей мерой массы была гривна или фунт - кусок металла, который по нынешним меркам был равен примерно 410 граммам. Фунт делился на 96 золотников. Почему именно 96? Оказывается, что древние гири весили: 1,2,3,6,12,24 и 48 золотников. Если все гири сложить вместе, то получится именно это число. Получалось очень удобно. Так, 1 золотник весил примерно 4 грамма. Вспомните пословицу:" Мал золотник, да дорог".
В аптекарском деле применялась унция, которая была равна 30 граммам. Чтобы измерить предметы побольше использовали пуд , который равнялся 40 фунтам или 16 кг; тонна, ( столько весила бочка с жидкостью), - 1000 кг .
История линейки.
Знаете ли вы, что в 1989 году у линейки был юбилей. Ей исполнилось 200 лет! Однако, линейки использовались и в более ранние времена. В средневековье, например, немецкие монахи для разметки линий на листах пергамента, ( так называлась бумага), пользовались тонкими свинцовыми пластинками. А в ряде стран Европы , в том числе и в Древней Руси, для этих целей применялись железные прутья - "шильцы".
В разных странах люди измеряли одно и то же расстояние по- разному. Это было очень неудобно. Наконец, во Франции , в 1789 году, было решено ввести единую систему мер. В Париже изготовили платиновые линейки с делениями, которые стали образцом мерок для всего мира. По их образцу изготовили деревянные линейки. В Россию линейка попала после войны 1812 года в качестве военного трофея. Этой системой измерения мы пользуемся и по сей день.
История возникновения названий месяцев года.
Названия месяцев и их разная продолжительность ведут свое начало из Рима. Первым у римлян считался месяц,название которого произошло от имени бога войны Марса. Догадайтесь, что это за месяц? Конечно, март. Рим славился своими мифами и легендами,поэтому многие вещи и предметы называли в честь вымышленных героев. Так божество Янус дало название месяцу...январю. Остальные месяцы стали называться от своих порядковых номеров. Были и такие месяцы, которые называли именами правителей государств: Юлий Цезарь - июль, император Август - август.
Но не только римляне были такими изобретательными. Многие старинные славяно - русские названия месяцев года существуют и по сей день в некоторых языках. В основном, все они отражают названия сельскохозяйственных работ или природных явлений каждого месяца.
Январь - сечень ( сечь,рубить дрова).
Февраль - сухень или лютень ( лютый,холодный ветер высушивал деревья).
Март - березень (сожжение деревьев до золы для удобрения почвы).
Апрель - квитень ( цветение растений).
Май - травень (появление травы).
Июнь - червень (появление насекомых).
Июль - липень (цветение липы).
Август - живень или серпень (пора жатвы).
Сентябрь - вересень (сбор урожая).
Октябрь - жовтень (начало листопада).
Ноябрь - обильный листопад.
Декабрь - снежень или грудень ( груда - замерзший ком земли.)
Из истории календаря.
Вы, вероятно. знаете, что календарь появился много тысяч лет назад. Но каким он был? Похожим на современный или другим? Сначала люди вообще не записывали чисел, а завязывали узелки на веревочках,представляя что каждый узелок - это один день. Или делали зарубки на деревянных брусках. Год в календарях древних начинался не зимой, как у нас, а летом. Отсчет вели от самого продолжительного дня в году - 21 июня.
Календари были солнечные и лунные, в зависимости от того, за каким небесным телом велось наблюдение. Год по этим календарям начинался в разное время и был очень неудобным.
Но вот 4 тысячи лет назад в Англии создали первый письменный календарь. Он был высечен из камня. Само слово "календарь" произошло от латинского слова" калере" - "выкликать","выкрикивать".Специальные служащие криками объявляли появление серпа Луны в начале месяца. И все же наиболее удачным был египетский календарь, составленный по солнечному году. Египтяне установили, что в году 12 месяцев по 30 дней в каждом и еще 5 добавочных дней.
Все трудности при создании календаря возникали по причине того, что ни месяц,ни год нельзя было поделить на целое число суток. И эти "лишние" доли за годы накапливались и образовывали новые сутки. Чтобы решить эту проблему, император Юлий Цезарь приказал прибавлять эти новые сутки к каждому четвертому году, который называли високосным, т.е. 365 дней +1 день.Но и эта мера оказалась недостаточной. Тогда римский церковный правитель Григорий Третий приказал с 4 октября сразу перейти к 15 октября, нагнав, таким образом, упущенные 10 суток. С этого момента начался новый стиль счисления времени. Этот стиль назвали григорианским и распространили во многих государствах, в том числе и у нас. Летоисчисление договорились вести условно от Рождества Христова, а Новый год начинать с 1 января.
Из истории часов.
Хозяйственная деятельность человека требовала знания точного времени уже в древнейшие времена. Сначала своеобразными часами было Солнце. Так как земля вращается вокруг своей оси, то кажется, что солнце движется по небосводу. Если вы наблюдательны, то наверняка замечали, что утром солнце"встает" с одной стороны горизонта, а"садится" на противоположной. В полдень же оно находится в самой высокой точке. А замечали ли вы , как при этом "движется" тень от предметов? Греки заметили это несколько тысяч лет назад и изобрели солнечные часы, которые достаточно точно показывали время, но были хороши только днем в ясную погоду.
Чтобы определить время ночью, древние люди использовали звездные часы. Ученые заметили,что все небесные тела кажутся движущимися из-за вращения Земли, и только одна единственная яркая звезда остается неподвижной. Эта звезда называется Полярной. По положению созвездий , относительно этой звезды, и определялось ночное время.
Основная сложность в этих природных часах состояла в том, что по ним невозможно было засекать минуты и секунды. Так появились водяные и песочные часы, с помощью которых можно было измерять 1,3,5.10... минут. До сих пор в языке сохранилось такое выражение:" Ваше время истекло". И только сравнительно недавно появились современные механические, а потом и электронные часы.
Данный материал носит рекомендательный характер для учителей начальных классов.
Рекомендуем посмотреть:
Рефлексия учебной деятельности как способ формирования адекватной самооценки учебных достижений млад
Из опыта работы учителя начальных классов на тему: ЗОЖ
Опыт работы учителя начальной школы. Электронные формы учебников
Развитие проектно - исследовательских навыков у младших школьников 1 класса
Похожие статьи:
Школьная адаптация первоклассников
Активизация познавательной деятельности младших школьников на уроках литературного чтения
Формирование исследовательской деятельности младших школьников
Изучение элементов геометрии на уроках математики в начальной школе
Устный счет на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы