Научно-методическая разработка по теме: «Развитие относительного слуха»
Педагога дополнительного образования «Детско-подросткового клуба «Айсберг» Аржановой Натальи Леонидовны.
Содержание
Введение
1. Определение относительного слуха.
2. Определение ладового и интервального слуха.
2.1 Метод ладового воспитания (упражнения)
3. Определение звуковысотного слуха.
3.1 Методы развития звуковысотного слуха.
4. Тестирование.
Приложение
Литература
Введение
Исследования в области музыкального слуха ведутся с XIX века. Тем не менее в музыкальной педагогике остаются еще нераскрытыми некоторые вопросы, касающиеся теории развития музыкального слуха. Данное обстоятельство подтверждает актуальность новых разработок в этой области. На современном этапе музыкального образования выявилась тенденция развития именно относительного (интервального, ладового) слуха среди множества остальных видов. В данной разработке будет исследоваться изучение особенностей развития относительного музыкального слуха.
Цель разработки состоит в обосновании необходимости развития относительного музыкального слуха.
Цель формирует
задачи:
- Кратко дать понятие музыкального слуха и охарактеризовать классификацию музыкального слуха по видам.
- Ознакомить с методами и формами развития относительного слуха.
Новизна разработки в том, что уточнено понятие «относительный музыкальный слух», которое рассматривается как специальная способность человека, базирующаяся на общих и физиологических свойствах, развивающаяся в процессе музыкальной деятельности. Обобщена и дополнена методика развития относительного слуха, что повышает уровень интереса к занятиям музыкальной грамотой и улучшая качество музыкального слуха.
Что же такое музыкальный слух и какова история его развития?
Развиваться музыкальный слух начал вместе с речью, когда у людей появилась потребность в общении через звуки. И чтобы научиться разговаривать было необходимо распознать звуки по тембру, высоте, силе и длительности.
Музыкальный слух – это совокупность способностей, необходимых для сочинения, исполнения и активного восприятия музыки. Эта способность подразумевает высокую тонкость восприятия как отдельных музыкальных элементов или качеств музыкальных звуков (высоты, громкости, тембра), так и функциональных связей между ними в музыкальном произведении (ладовое чувство, чувство ритма, мелодический, гармонический и др. виды слуха).
Организованный и развитый слух это - единая сложная способность, направленная на целостное воспроизведение и исполнение музыкального произведения как выражение идейно-образного содержания. В самом широком смысле этого слова – способность различать звуки по их качественным характеристикам, в первую очередь – по высоте звучания. Эта характеристика, несомненно, составляет основу музыкального слуха. Это специальная способность человека, базирующаяся на общих психических и физиологических свойствах, поддающаяся развитию в процессе музыкальной деятельности у людей даже с минимальными музыкальными способностями. Качество слуха зависит от развитости всех сторон (видов слуха).
Структура музыкального слуха включает в себя:
1) основные виды (внешний, внутренний, архитектонический);
2) компонентные (обязательные и необязательные).
Обязательные компонентные виды слуха сориентированы на воспроизведение отдельных структурных компонентов музыкального целого. Среди них: относительный, ритмичный, мелодичный, интервальный, эмоциональный, гармоничный, ладовый, тональный, звуковысотный, интонационный, тембральный, фактурный и др. Необязательные компонентные виды музыкального слуха – это экстраординарные уникальные проявления музыкального слуха. Среди них – абсолютный и цветной. Так как практически все виды слуха взаимосвязаны между собой, то, нередко, развивая один вид слуха у учащегося, развиваются и другие. Хотя на практике встречаются дети с ярко выраженным каким-либо одним, двумя, тремя видами слуха. Главной целью педагога должно быть стремление развивать все виды слуха. На занятиях музыкальной грамотой наряду с развитием основных видов слуха, отдается предпочтение воспитанию относительного слуха, т.е. способности определять звуковысотные отношения на основе заданного тона или слуховой настройки в ладе и тональности. Поэтому он нужен каждому музыканту. Считается, что относительный слух может быть развит у любого человека в любом возрасте.
1. Определение относительного слуха.
Относительный слух – это возможность слышать интервал и определять его в независимости от тональности, тона и ключа. Он позволяет определять интервал мелодически (при проигрывании последовательно), а со временем и гармонически (т.е. при одновременном проигрывании обеих нот данного интервала).
Относительный слух – подвид музыкального слуха, когда человек может «правильно» определить отношения между различными нотами мелодии или аккорда. Ноты мелодии воспринимаются не сами по себе, а по отношению друг к другу. Первая нота, тональность мелодии, музыкальные произведения могут быть произвольными. Человек слышит, что кто-то поет или играет «нечисто», фальшиво или испытывает дискомфорт. Испытывает ли он счастье или комфорт от прослушивания музыки, сыгранной или пропетой «чисто», зависит совсем от других вещей: таланта композитора или исполнителя, тембра голоса или инструмента. Т.е. относительный слух является как бы первичным фильтром, отсеивающий «неправильные» музыкальные звуки от «правильных». Конечно, это относится к определенному музыкальному строю, музыкальной традиции. Любого человека со здоровым слуховым аппаратом можно научить определять отношения между звуками, нотами с большей точностью. Однако делать он это будет медленно. У человека с хорошим «природным» относительным слухом все происходит автоматически, что позволяет ему наслаждаться музыкой, а не мучительно ее анализировать.
С помощью анализа музыкальных данных музыкальный слух у вновь прибывших детей развит только примерно у 30 из 100. Таким образом, выявляется проблема неразвитого музыкального слуха. С каждым годом таких детей становиться все больше и больше. Научно доказано, что музыкальный слух у ребенка развивается уже в утробе матери. Рождаясь, ребенок уже имеет слух, но он еще не развит. Чтобы развить его, нужны систематические занятия: сначала дома с родителями, а затем в детском саду на музыкальных занятиях. Способность верно воспроизводить мелодию голосом формируется у ребенка в период от 4 до 7 лет, причем большой прогресс наблюдается на 5 году жизни. В целом, по данным исследований, чистота исполнения у большинства детей на сегодняшний день остается весьма невысокой. Одна из причин – отсутствие системной и целостной работы в развитии музыкальных способностей. Развитие у детей звуковысотного слуха зависит от направленности тех видов музыкальной деятельности, которые для этого необходимы (пение и развитие слуха). Чем раньше ребенок попадет на занятия музыкальной грамотой, тем быстрее и эффективнее разовьются у него музыкальные способности, в том числе и относительный слух. Ребенок, обладающий относительным слухом, может пропеть или построить интервал только после определения и прослушивания ноты.
Относительный слух в значительной мере поддается развитию, и обладание им несравненно важнее наличия абсолютного слуха.
2.Определение ладового и интервального слуха.
Основой относительного слуха является так называемое ладовое чувство, т.е. взаимосвязь устойчивых и неустойчивых звуков. Поэтому в своей работе по развитию относительного слуха я большое внимание уделяю воспитанию ладового чувства.
Ладовое чувство заключается в восприятии одних звуков как опорных и устойчивых, так и неустойчивых, стремящихся к устойчивым. И.П. Гейнрихс отмечал, что «ступеневые представления формируются значительно легче и быстрее, чем интервальные, а при образовании интервальных выполняют роль некого корректора их точности». Практика показывает, что чем лучше развиты у учащегося ступеневые представления, тем точнее ими воспроизводятся соотношения интервальные, и тем легче развиваются интервальные слуховые преставления. Формирования и развитие ступеневых представлений являются поэтому основой ладового чувства и, следовательно музыкального слуха. П.Ф. Вейс восклицает: «Немало написано о музыкальных слуховых представлениях музыкального слуха. До сих пор не является общепризнанным то положение, что важнейшие качества развитых музыкально-слуховых представлений – их расчлененность, что их ядром должны быть преставления ладовых ступеней». Е.В. Незайкинский, исследуя взаимосвязи интервальных и ступеневых представлений, считает, что возможен подход, при котором «умение строить интервалы, слышать и определять их ограничивается определением ступеней лада». Исследование ладовых функций ступеней дало бы ценный материал не только для теории лада, но и для практики воспитания музыкального слуха. Итак, первым, наиболее верным, рациональным, простым, доступным и чрезвычайно перспективным шагом в формировании относительного музыкального слуха является воспитание ступеневого чувства. Но абсолютного ладового чувства не бывает. Отсюда вытекает важный педагогический вывод: «первоначально воспитание слуховых навыков следует строить на развитии у учащегося одного определенного лада».
На первоначальном этапе работы предпочтительнее брать натуральный мажорный лад. Условием выработки относительного слуха должно быть также длительное освоение одной тональности. Сторонник многотонального принципа А.П. Агажанов писал: «Долгое «сидение» в одной тональности не может явиться «тормозом» развития музыкальности, такое «сидение» может быть методическим приемом, и это вполне допустимо». Тональности «До» предпочтительнее, так как не имеет ключевых знаков, располагается на белых клавишах клавиатуры фортепиано и удобна своей наглядностью.
Из опыта моей работы могу сказать, что в тональности «до мажор» мы работаем на начальной и подготовительной ступени развития детей. Только в конце обучения подготовительной ступени я ввожу тональности (бемольные и диезные) с одним знаком при ключе. Это позволяет лучше усвоить ладовую основу, закрепить слуховые представления каждой ступени. Как следствие идет безошибочное определение ладовых и интервальных функций.
Для ладового чувства характерно, что оно упорядочивает восприятие мелодии; при отсутствии такого объединяющего чувства получается эстетически неприятное впечатление неоформленности и непонятности; при этом впечатление законченности мелодии зависит не только от качества последнего звука, как такового, но и от того пути, которым приходят к этому звуку от общей структуры мелодии. Целью ладового воспитания является создание ясных слуховых ориентиров в различных ладовых системах. Лад как основа музыкальной логики. Ладовое чувство – главный механизм вскрытия закономерных связей между звуками, организующий слуховое внимание и мышление. Определение ладового чувства, как способности различать элементы ладовой системы (ступени) на основе их функциональности и интервальных взаимосвязей.
Необходимо охватить в учебном процессе разнообразие ладовых структур профессиональной и народной музыки. В мировой практике сложились два способа освоения лада:
1) движение от маленькой двух-трехзвучной попевки к целому звукоряду,
2) вычленение ступеней из полного звукоряда.
Первый способ – позволяет на раннем этапе обучения активно включать в процесс освоения лада интервальный компонент слуха и рано осваивать ладовую переменность.
Второй – связан с освоением классической функциональной тональности. Интервальный слух – это способность точно оценить интервал, как высотное соотношение двух звуков, обладающих определенным устойчивым выразительным свойством. Важность работы над развитием интервального слуха обусловлена возрастающей ладово-конструктивной ролью интервала в музыке.
Связь интервальных и ступеневых представлений:
- изучение интервала в ладу способствует развитию интонационного чуткого слуха,
- изучение интервала «самого по себе» формирует константные представления о нем.
Различия мелодического и гармонического интервала:
- мелодический интервал как интонация, как наименьшая выразительная ячейка, «измеритель эмоционального строя звукопроизношения» (Асафьев)
- упражнения на разрешение интервалов в ладу
- упражнения в исполнении «цепочки» звуков, образующих мелодический интервал.
- гармонический интервал как созвучие, обладающее тембровой и функциональной характеристикой, как одно их средств развития гармоничного и тембрового слуха.
- Упражнения в слушании гармонических интервалов в условиях двух, трёхголосия
2.1 Метод ладового воспитания (упражнения).
В музыкальной педагогике утвердился метод ладового воспитания слуха. Существует распространенный путь ориентировки слуха учащегося в мажорных и минорных ладах.
1. Движение по ступеням мажора и минора вверх и вниз.
2. Тяготение неустойчивой ступени к устойчивой.
3. Мелодические скачки по устоям лада и на неустойчивые ступени, прилегающие к ним.
4. Движение по звукам аккордов Д (доминанты).
Этот метод – метод прогрессивный, развивался как бы в борьбе против прежней интервальной методики сольфеджио.
Навык скачков с одной ступени лада на другую, который отыскивается не только по ее месту в гамме, но и по ее ладовому колориту, значительно облегчает восприятие и исполнение больших и трудных интервалов. Например, чтобы исполнить интервал «соль-си и ля-си в до мажоре, следует вспомнить основной тон (тонику) и затем найти к ней вводный тон. Важное значение, с точки зрения методики сольфеджио, имеет включение вокальных упражнений: пение интервалов в тональности от заданного тона, пение интервалов вверх и вниз вне ладовой инерции. Крепкое знание интервалов выручит особенно при интонировании мелодий, построенных на переменных ладах, когда понадобиться умение перемещать опорные тоны мелодии, переключаться с одной тонической опоры на другую. Умение оперировать интервалами необходимо и при усвоении внезапных скачков, резких модуляций и тональных сдвигов, когда необычный интервал требует четкого, чистого, самостоятельного его интонирования.
Последовательность изучения ладов и тональностей. В каком порядке следует чередовать ладовые наклонения – минор или мажор? Мажор – параллельный минор, мажор – одноименный минор, его натуральный или гармонический вид.
Так, А) мажор – одноименный минор – яркие для слуха ладовые сопоставления мажора и минора; Б) параллельный минор удобен общностью звукового состава.
Вот примерный порядок:
1. Натуральный мажор, параллельный минор, одноименный минор, натуральный, гармонический и мелодический минор, гармонический мажор. Мелодическое движение на основе тонической квинты, тонической октавы, движение по звукам аккордов.
2. Неаккордовые звуки (вспомогательные и проходящие).
3. Модуляция в параллельную и доминантовую тональность.
4. Хроматизм
Пение гамм.
1. Пение гамм необходимо организовать так, чтобы преодолеть его механизирующие воздействия на слух.
2. Натуральный мажор представить, как два связанных между собой четырехзвучая: До – ре – Ми – Фа и Соль – Ля – Си – До
3. Важно, чтобы в процессе обучения учащийся научился импровизировать различные упражнения в настройке в тональности.
4. Упражнения, состоящие из небольших мелодических попевок (мотивов) должны строиться так, чтобы они четко выявляли лад и тональность. Эти импровизации необходимы в качестве настройки в тональности перед пением музыкального примера по нотам.
5. В качестве итогового упражнения в пении гамм следует рекомендовать пение в непрерывной последовательности звукорядов всех видов мажора и минора, натуральных ладов (вверх и вниз) без повторения октавного звука.
Интервалы.
Последовательность следующая:
1. Поскольку слух имеет мелодическую природу, поэтому учащийся при угадывании на слух гармонического интервала, представляет его в мелодической последовательности. Но так как выразительное значение мелодических и гармонических интервалов различно, педагогу необходимо методически раздельное слуховое усвоение гармонических и мелодических интервалов.
2. Воспитание гармонического слуха начинается с усвоения гармонических интервалов и двухголосия. Начинать работу над двухголосием следует с пения гаммообразных оборотов в терцию. Для развития слуховых навыков следует производить запись учащимися последовательность гармонических интервалов.
3. Упражнения на определение по слуху гармонических интервалов. Перед прослушиванием педагогу необходимо дать краткие характеристики выразительности каждой группе интервалов: прима и октава – сливающиеся интервалы; секунда и септима – резкие диссонансы; терция и секста – мягкие консонансы; кварта и квинта – жесткие и сухие консонансы. Эти интервалы проигрываются в различной последовательности. Так как аккорды состоят из цепи интервалов, их слуховое ознакомление не требует специальной подготовки.
Упражнения:
1. Дается интервал – терция или кварта – и предлагается спеть недостающий звук для образования трезвучия или его обращения (звук может быть выше или ниже заданного интервала).
2. Дается квинта или секста и предлагается заполнить недостающий звук и образовать заданный аккорд.
3. Дается малая или большая терция и на ее основе предлагается задание – образовать весь комплекс возможных аккордов.
4. Одновременно давать упражнения на одноголосное пение связных последований аккордов, трезвучий с обращениями, Д-септаккорда с его обращениями
5. Овладение трехголосной фактурой на слух представляет известную сложность. В особенности это относиться к музыкальному диктанту. На первом этапе работы над трехголосием педагог должен подбирать примеры, фактура которых предельно проста и прозрачна, голоса определяются по характеру движения.
3. Звуковысотный слух.
Чувство лада и звуковысотный слух неразрывно связаны между собой и развиваются путем:
- восприятия выразительной сущности регистров;
- восприятия и воспроизведения звуков по высоте в ярких, образных интонациях, мотивах, мелодиях; осознание выразительной сущности направления движения мелодии;
- последовательного знакомства со ступенями лада и освоение лада через характерные ладовые интонации на музыкальном материале наложенных песен;
- формирования представлений о ладовой интонации, как носителе образной характеристики (на основе песен, попевок, простых по своим интонациям оборотам);
- формальное представление о тонике, тоническом трезвучии, устойчивых и неустойчивых ступенях;
- формальное представление о ладе и его разновидностях;
- определения лада и анализа его выразительной сущности на примере знакомого музыкального материала;
- осознание роли лада в создании общей эмоциональной окраски музыки, противопоставления мажора и минора, как средства отражения света и тени, радости и горя;
- осознания значения лада, как средства воплощения музыкального образа, связи лада с другими элементами музыкального языка.
Звуковысотный слух – способность ощущать звуковысотное выражение определенного жизненного содержания. По словам Теплова «не может быть музыкальности без слышания музыкальной высоты». Регулярные занятия музыкой на любом инструменте развивают звуковой слух. Особенно интенсивно эти ощущения развиваются на уроках муз. грамоты. Подпевание во время игры на фортепиано связывает слуховые представления с двигательными ощущениями и таким образом в различии высоты начинают участвовать сразу два анализатора, что ведет к повышению точности различия и чистоте интонирования. Как указывает Г.М. Цыпин «пение с опорой на звучание инструмента в условиях, позволяющих подравниваться к точному звуковысотному эталону, создает оптимальные предпосылки для успешного решения проблемы».
Звуковысотный слух имеет 2 основы: ладовое чувство и музыкальные слуховые представления. Первая – эмоциональная, необходима для восприятия. Вторая – репродуктивная, благодаря которой происходит воспроизведение мелодий. Современная психология считает, что ладовое чувство опережает в развитии музыкально-слуховые представления.
3.1 Методы развития звуковысотного слуха
1. Игра гармонических интервалов и аккордов, интонирование голосом отдельных звуков, сыгранных педагогом, небольших гаммаобразных последовательностей, входящих в комплекс тренировочных упражнений.
2. Подбор по слуху и транспонирование мелодий известных песен.
3. Сольфеджирование разученных произведений.
4. Пропевание одного из голосов в многоголосном произведении с одновременным исполнением остальных на фортепиано.
5. Определение на слух интервалов и аккордов.
6. Чередование фраз, исполняемых на инструменте с фразами, пропеваемыми голосом.
При правильном подходе к процессу обучения можно воспитать и довести звуковысотный слух до совершенства. На уроках музыкальной грамоты дети исполняют на инструменте и поют ансамблевые и сольные песни, что в результате дает чистое интонирование нот, является главной задачей музыкального воспитания учащегося.
Основные формы работы сопровождаются системой интонируемых упражнений, согласованной с требованиями, диктуемыми музыкальным материалом курса научно-методической разработки (пение интервалов, гамм, ладов, ступеней, аккордов и их последовательностей, игра по нотам исполняемых песен).
Все эти методы и формы работы приводят к правильному и чистому развитию певческих данных, что очень важно для исполнительской деятельности. Ребенок чувствует себя уверенно и с удовольствием принимает участие в концертной и конкурсной деятельности.
4.Тестирование
Воспитание и развитие относительного слуха является основной темой программных занятий по музыкальной грамоте. Итогом моей работы является подготовка учащихся к концертно-конкурсной деятельности. Участие детей в выступлениях способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, чувство ответственности и уважения не только к сверстникам, но и к старшему поколению.
Чтобы определить готовность ребенка к концертно-конкурсной деятельности проводиться тестирование 2 раза в году. Оно является проверкой вокально-певческих навыков, как оценка уровня развития детей, их творческий рост в данном направлении на данном этапе. На тестировании обучающийся должен знать музыкально- теоретические понятия, нотную грамоту, уметь чисто интонировать мелодию музыкальных произведений, петь и строить интервалы, читать ноты с листа, уметь подбирать партитуру вокальных произведений и аккомпанемент к ним.
Пункты, по которым проводиться тестирование разработаны по основным критериям, которые составляют основу музыкального слуха.
1. На начальном этапе определением звуковысотности мы проверяем развитие звуковысотного слуха. На начальной ступени по всей клавиатуре нажимаем звуки и определяем по высоте (нижний регистр, средний, высокий). На подготовительной ступени в пределах трех октав, на тренировочной – в пределах двух октав, на закрепительной ступени – в пределах одной октавы.
2. Определение лада (мажор, минор) в различных трезвучиях на начальной ступени. На последующих ступенях в определении лада тонического трезвучия и в изучаемых песнях звучат трезвучия с обращениями и аккорды.
3. Интонирование интервалов вверх в пределах одной октавы – начальная ступень. Начиная с подготовительной ступени интервалы звучат в пределах двух октав в восходящем и нисходящем движении.
4. Интонирование трезвучий: на начальной ступени – простейшие тонические трезвучия в пределах одной октавы; на следующих ступенях развития – трезвучия, и их звучание в пределах двух октав в восходящим движением.
5. Поступенность – исполнение мажорной гаммы (до) на начальной ступени, на подготовительной ступени – мажорной и минорной гамм в двухголосии.
6. Устойчивость звука – проверяем чистоту исполнения. На начальной ступени – исполняется один звук несколько раз, на тренировочной ступени – исполняется двухголосие, один звук поет, другой играет, на закрепительной ступени – исполняется звук в трехголосии.
На начальной ступени нет тестирования игры на фортепиано, она начинается с подготовительной ступени развития.
1. По фортепиано мы смотрим и оцениваем игру по нотам исполняемой ансамблевой или сольной песни.
2. Слушаем произведение, выученное наизусть.
3. Творческое задание: ребенок подбирает на слух произведение на выбор, простые детские песни.
По хорошим результатам тестирования отбираются дети для концертно-конкурсной деятельности.
Приложение.
1. Замчалкина Анастасия, 29.12.1999 г.р., пришла в вокальную студию «В.Е.К.» ДПК «Айсберг» в 2005 году:
2007г.: -- Первый детский фестиваль эстрадно-джазовой музыки Калужской области г.Обнинск, Финалист;
-- Всероссийский и Международный Фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Юность» г.Москва, Лауреат II степени;
2008г.: -- V Международный фестиваль-конкурс детской песни «Улыбка мира» г.Одинцово, Финалист;
-- Российский конкурс детского художественного творчества «Жар птица» г.Иваново, Сертификат;
-- Областной Конкурс молодых исполнителей г.Калуга, Дипломант;
2009г.: -- Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров» г.Серпухов, Лауреат III степени;
-- Городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Лучики надежды» г.Калуга, Второе место;
2010г.; -- Межрегиональный открытый фестиваль детского художественного творчества «Веснушка» г.Москва, Лауреат II степени;
-- Городской конкурс-фестиваль фольклора, народной песни и музыки «Калужские просторы» г.Калуга, Лауреат II степени;
2011г.; -- Городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Лучики надежды» г.Калуга, Специальный приз;
-- Городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Пою тебе, моя Россия» г.Калуга, Первое место;
-- Городской конкурс-фестиваль фольклора, народной песни и музыки «Калужские просторы» г.Калуга, Лауреат II степени;
-- Областной конкурс юных вокалистов «Путь к звездам» г.Калуга, Первое место;
-- Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Семь нот» г.Домодедово, Лауреат II степени.
2. Листова Людмила, 16.06.2000г.р., пришла в вокальную студию «В.Е.К.» ДПК «Айсберг» в 2008 году:
2009г.: -- Всероссийский конкурс детского и юношеского творчества «Роза ветров» г.Серпухов, Лауреат III степени;
-- Международный молодежный фестиваль «Ритмы юности» г.Москва, Финалист;
2010г.; -- Межрегиональный открытый фестиваль детского художественного творчества «Веснушка» г.Москва, Лауреат II степени;
-- Городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Лучики надежды» г.Калуга, Второе место;
2011г.; -- Городской конкурс-фестиваль детского художественного творчества «Пою тебе, моя Россия» г.Калуга, Второе место;
-- Городской конкурс-фестиваль фольклора, народной песни и музыки «Калужские просторы» г.Калуга, Лауреат I степени;
-- Областной конкурс юных вокалистов «Путь к звездам» г.Калуга, Первое место;
-- Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Семь нот» г.Домодедово, Дипломант и Лауреат II степени;
-- Городской конкурс-фестиваль фольклора, народной песни и музыки «Калужские просторы» г.Калуга, Лауреат I степени;
-- Городской открытый фестиваль-конкурс «Радуга талантов» г.Калуга, Лауреат I степени;
-- Областной фестиваль культур народов, проживающих на территории Калужской области г.Калуга, Дипломант.
Литература:
1. А.П. Агажанов «Методика изучения ступеней лада в абсолютной системе сольфеджио. Воспитание слуха», 1985г.
2. Б.И. Теплов «Способности и одаренность».
3. П.Ф. ВЕЙС «Абсолютная и относительная сольмизация. Вопросы методики воспитания слуха», 1967г.
4. А.А. Островский «Вопросы методики воспитания слуха». Сборник статей. Москва, 1967г.
5. Е.В. Давыдова «Методика преподавания сольфеджио», 1986г.
6. Л.С. Картавцева «Развитие муз. способностей на уроках сольфеджио», 1989г.
7. В.А. Красноскулов «Некоторые аспекты методики воспитания проф. качеств муз. слуха», Ростов, 1998г.
8. И.П. Гейприхс «Музыкальный слух и его развитие», Москва, 1978г.
Рекомендуем посмотреть:
Приобщение старших дошкольников к народной культуре в условиях ФГОС дошкольного образования
Развитие речи детей у дошкольников через музыкальные занятия
Опыт работы музыкального руководителя детского сада
Роль песни в гражданско-патриотическом воспитании детей дошкольников
Похожие статьи:
Сценарий музыкально-танцевальной сказки «Колобок» для отчетного концерта в ДОУ