Конспект урока русского языка в 7 классе
Тема: Раздельное написание не с деепричастиями
Урок проводится в 7 классе В разделе изучения темы "Деепричастие" (учебник Русский язык . 7 класс. Автор:М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская.
Применяемая технология: проблемно-диалогическая.
Цели: познакомить учащихся с правилом написания не с деепричастиями; формировать умение распознавать приставку не и частицу не при деепричастии; закреплять навыки обособления деепричастий и деепричастных оборотов,
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: знать условия раздельного написания не с деепричастиями, глаголами, причастиями, прилагательными, существительными; уметь правильно писать не с деепричастиями, графически обозначать условия правильных написаний, правильно писать частицу не и приставку не- со словами других частей речи (глаголами, причастиями, прилагательными, существительными).
Метапредметные: умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачами коммуникации для выражения своих мыслей; планирование и регуляция своей деятельности.
Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.
Формы работы учащихся: парная, индивидуальная, фронтальная.
№ Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
Планируемый результат
1 Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Проверьте свою готовность к уроку Я вам желаю отличного настроения, успешной работы и , конечно, хороших оценок! Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Личностные УУД:
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
2 Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Сегодняшний урок начнем с притчи.
Кто знает, что такое притча?
Один молодой человек пришел к своему духовному учителю и спросил: «Я каждый день, как Вы советовали, говорю, что буду учиться, но у меня не получается» Мудрец положил перед юношей учебник, игрушку и пряник и попросил:
-Назови, что ты выбираешь из них.
-Учебник, - ответил юноша.
-Произнеси это 5 раз.
-Я выбираю учебник, - постепенно повторил юноша 5 раз.
-Вот видишь, – сказал мудрец, - повторяй хоть миллион раз в день, но знаний больше не станет. Надо…
-Что же надо, чтобы учебник приносил знания?
Вот и мы сегодня будем открывать, добывать знания.
Давайте начнем!
Притча -короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость).
Готовятся к восприятию информации, отвечают на вопросы учителя, высказывают собственное мнение.
(надо учить, повторять, трудиться.)
Коммуникативные УУД:
взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника
Познавательные УУД:
По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы
Регулятивные УУД:
слушают в соответствии с целевой установкой.
2.1 Актуализация знаний и пробное действие Какую часть речи мы начали изучать?
В какой строчке представлены деепричастия?
1)посадившие, запомнивший, думающий,
2)посадить, запомнить, думать,
3)посадив, запомнив, думая
По каким признакам определили деепричастия?
(Обращаемся к опоре на доске!)
А теперь более подробно вспомним, что вы знаете об этой части речи.
Выполните тест.
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
1. Признак предмета по действию
2. Признак предмета
3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
4. Действие предмета
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
3. Найдите неверное утверждение
1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.
2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола
4.Деепричастный оборот – это…
1. Одиночное деепричастие
2. Деепричастие с частицей НЕ
3. Деепричастие с зависимыми от него словами
4. Два деепричастия
5. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.
1) сказуемым
2) определением
3) дополнением
4) обстоятельством
6. Выберите предложения с деепричастным оборотом. Выдели его в предложении.
1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг друга.
Оцените работу товарища по критериям на слайде.
ЗАМООЦЕНКА!
Проверьте правильность выполнения задания №6
Разбираем задание 6.
- Деепричастие.
Выполняют тест, вспоминают определение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическую роль, определение деепричастного оборота, знаки препинания при нем.
Сравнивают результаты своей работы с эталоном на слайде, в парах осуществляют взаимопроверку. Познавательные УУД: систематизируют материал, полученный на предыдущих уроках.
Коммуникативные: отвечают на вопросы, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
Регулятивные УУД: осуществляют взаимопроверку; принимают и сохраняют учебную задачу
Предметные УУД: знать определение деепричастия, морфологические признаки, синтаксическую роль, определение деепричастного оборота, знаки препинания при нем.
3. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии
(определение основной проблемы урока) Ребята, посмотрите на слайд. Какие перед нами части речи? С какой частицей они употреблены?
Или
Как вы думаее, какая тема урока спряталась?
1.(Не)годуя
2. (Не)увлекаясь
3. (Не)взлюбив
4. (Не)требуя
Сформулируйте тему урока.
Каковы будут цели?
Отвечают на вопросы учителя
-Деепричастия
-Не
Формулируют предполагаемую тему урока:
Не с деепричастиями
Формулируют цели урока:
- Узнать, как пишутся не с деепричастиями, учиться применять это правило на письме Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Познавательные УУД: устанавливают причинно-следственные
связи, делают
выводы.
Регулятивные УУД: осознают недостаточность своих знаний; планируют необходимые действия, операции, действуют по плану.
Коммуникативные УУД: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации
Предметные УУД:
Знать определение деепричастия
4 Этап построения проекта выхода из затруднения
- Скажите, от какой части речи образуются деепричастия?
Как пишется не с глаголами?
Посмотрите на таблицу и проанализируйте написание не с глаголами и не с деепричастиями. –
НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ.
НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ
– Сравните написание деепричастий с НЕ в левом столбике и в правом.
– Какую закономерность слитного или раздельного написания НЕ с деепричастиями вы отметили?
– Сделайте вывод о написании не с деепричастиями.
- Деепричастия образуются от глаголов.
Раздельно, но могут и слитно, если не употребляются без не
Сравнивают материал, представленный на слайде, формулируют выводы о написании деепричастий
Вывод: не с деепричастиями пишется так, как и не с глаголами
1)Частица НЕ с деепричастиями пишется раздельно.
2)Некоторые деепричастия без НЕ не употребляются, поэтому пишутся слитно
Познавательные УУД:
устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей
Регулятивные УУД:
адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.
Коммуникативные УУД
Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.
Предметные УУД: отличие деепричастия от глагола
5 Этап реализации построенного проекта
Давайте попробуем составить алгоритм правописания не с деепричастиями.
Какой будет ваш первый шаг?
1.Определить часть речи.
Дальше попробуйте в парах определить шаги.
2. Проверить - употребляется слово без не.
Да Нет
Раздельно Слитно
Не говоря недоумевая
Определить часть речи.
В парах составляют алгоритм правописания не с деепричастиями
Познавательные УУД
устанавливают закономерности, строят логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей, владеют приемами отбора и систематизации материала.
Регулятивные УУД
слушают в соответствии с целевой установкой, принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Коммуникативные УУД:
взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.
6 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи
Вернемся к первому заданию.
Сможем его выполнить?
1.(Не)годуя
2. (Не)увлекаясь
3. (Не)взлюбив
4. (Не)требуя
Правило мы изучили, что будем учиться делать?
Задание: Спишите предложения, объясните орфограмму «Не с деепричастиями», расставьте необходимые знаки препинания.
1. Гром грохотал (не) переставая
2. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то.
3. В саду за окнами (не) умолкая ни на секунду кричали птицы.
- Какая хитрость в первом предложении?
(Обращаемся к опоре на доске!)
-
Применяют правило на практике, пользуются алгоритмом. Вспоминают правила постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах.
-Нет. Можно заменить наречием.(постоянно) Познавательные УУД: выполняют учебно-познавательные действия
Регулятивные УУД: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины и пути преодоления.
Коммуникативные УУД: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Предметные УУД: знать правила постановки знаков препинания при деепричастиях и деепричастных оборотах,
7. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Ребята, вы наверняка играете в разные компьютерные игры. Вам нужно проходить уровни, чтобы перейти в следующий тур игры. Представьте, что мы тоже играем в игру, где нужно пройти уровни, чтобы получить оценку для перехода в следующий уровень. Только нужно стараться выполнить все задания правильно
1 уровень (самый простой)
Спиши, распределяя деепричастия на две графы: слитно или раздельно
Не)торопясь, (не)годуя, (не) зная, (не)читая, (не)доумевая, (не)говоря, (не)навидя, (не) смеясь, (не) взлюбив, (не) прощаясь
2 уровень (посложнее)
делится
слабые- с подсказками
сильные - самостоятельно
остальные – сначала с учителем, потом самостоятельно.
Спишите, раскройте скобки. Определи часть речи. Объясните правописание с не. Подчеркните слова с не как члены предложения.
(Не)засеянное поле, поле (не)засеяно, (не)засеянное вовремя поле, (не)засеяли поле, (не)засеяв поле,
Определите падеж слова поле!!!
(Не)законченная работа, работа (не) закончена, (не)законченная мною работа, работу (не) закончили, (не) закончив работу
Давайте проверим, вынесите на поля исправленные ошибки, чтобы в следующий раз не допустить.
3 уровень домино
Знаете, как играть в домино? Мы тоже поиграем, только у нас на фишках будут фразеологизмы с НЕ и синонимы к ним.
Что такое фразеологизмы? Синонимы?
САМООЦЕНКА ПОСЛЕ ВСЕХ УРОВНЕЙ!
1-ый уровень обязательный для всех. После выполнения первого уровня можно приступать к следующим заданиям.
Значение фразеологизмов: долго не раздумывая; усердно трудиться; совсем не спать; очень быстро бежать; постоянно произносить; не принимать в доме; не появляться где-либо; не контролировать свои поступки; не участвовать в бою; очень тревожиться; с большим усердием.)
Познавательные УУД: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы
Регулятивные УУД: осуществляют контроль. коррекцию, оценку деятельности
Коммуникативные УУД: задают вопросы с целью получения необходимой для выполнения задания информации.
Личностные УУД:
-выделение и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению; воспитание ответственности.
Предметные УУД: знать определение фразеологизмов, особенности правописания не с различными частями речи
Включение в систему знаний и повторение
1.Не разгибая спины-
2.Усердно трудиться/ Не чуя ног
3.Очень быстро
бежать / Не смыкая глаз
4.Совсем не спать / не пуская на порог
5.Не принимать в доме
Составьте с одним из фразеологизмов предложение. Будете его выделять запятыми?
Обратиться к опоре!!!
Выполняют предложенное задание Познавательные УУД: приобретают умения ис-пользовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Регулятивные УУД: оценивают свою работу, исправляют и объясняют
ошибки.
КоммуникативныеУУД: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
Рефлексия
Достигли ли мы целей?
Заполните карточку рефлексии.
Продолжи предложения
• На уроке я научился…
• Мне понравилось…
- Поставьте смайлики напротив утверждений:
- хорошо усвоил
- отлично усвоил и могу применить на практике
- усвоил хорошо, но есть вопросы
- многое непонятно Оценивают степень усвоения темы, выбирая подходящий смайлик Регулятивные УУД: уметь оценивать результаты своей деятельности.
Д/з Уровень 1
§ 30, стр.82.(выучить правило); упр. № 192,
Уровень 2
§ 30, стр.82.(выучить правило); упр. № 192, объяснить смысл 2-х пословиц
Уровень 3
§ 30, стр.82.(выучить правило);упр. 195
Записывают домашнее задание в дневник, планируют выполнение домашнего задания. Личностные УУД:
-выделение и осознание учащимися усвоенного материала и материала, который подлежит усвоению; воспитание ответственности.
Рабочая карта урока
Задание 1. Выполни тест.
1. Деепричастие – самостоятельная часть речи, которая обозначает:
1. Признак предмета по действию
2. Признак предмета
3. Добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом
4. Действие предмета
2. Найдите словосочетание с деепричастием:
1. Закутанный в тулуп 2. Укрепил болт 3. Вырастив урожай 4. Запер на замок
3. Найдите неверное утверждение
1. Деепричастие изменяется по родам, числам и падежам.
2. Деепричастие в предложении является обстоятельством.
3. Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида
4. Деепричастие объединяет в себе признаки наречия и глагола
4.Деепричастный оборот – это…
1. Одиночное деепричастие
2. Деепричастие с частицей НЕ
3. Деепричастие с зависимыми от него словами
4. Два деепричастия
5. Укажите, каким членом предложения чаще всего бывают деепричастия.
1) сказуемым
2) определением
3) дополнением
4) обстоятельством
6. Выберите предложения с деепричастным оборотом. Выдели его в предложении.
1. Ребятишки прыгали любуясь на ёлку.
2. Ребятишки прыгали и любовались на ёлку.
ВЗАИМООЦЕНКА! _____________
Задание 2.
(Не)годуя
(Не)увлекаясь
(Не)навидя
(Не)требуя
ТЕМА УРОКА:
Задание 3.
НЕ ГОВОРИТЬ – НЕ ГОВОРЯ
НЕДОУМЕВАТЬ – НЕДОУМЕВАЯ
Задание 4.Составьте алгоритм НЕ с деепричастиями (на отдельном листе!)
Задание 5. Вернитесь ко второму заданию. Пользуясь алгоритмом, объясните правописание не с деепричастиями.
Задание 6. Спишите предложения, объясните орфограмму «Не с деепричастиями», расставьте необходимые знаки препинания.
1. Гром грохотал (не) переставая
2. Дождь барабанил по крыше точно сердясь и (не) годуя на кого-то.
3. В саду за окнами (не) умолкая ни на секунду кричали птицы.
САМООЦЕНКА! Поставь галочку V напротив утверждения
• С заданием справился
• Испытывал затруднения
• Не справился
Задание 7.
Уровень 1.
Спиши, распределяя деепричастия на две графы: слитно или раздельно.
(Не) торопясь, (не) годуя, (не) зная, (не) читая, (не) доумевая, (не)говоря, (не )навидя, (не) смеясь, (не) взлюбив, (не) прощаясь
Раздельно Слитно
Уровень 2.
Спишите, раскройте скобки. Определи часть речи. Объясните правописание с не. Подчеркните слова с не как члены предложения.
(Не) засеянное поле, поле (не) засеяно, (не) засеянное вовремя поле, (не) засеяли поле, (не) засеяв поле,
(Не) законченная работа, работа (не) закончена, (не) законченная мною работа, работу (не) закончили, (не) закончив работу
УРОВЕНЬ 3. ДОМИНО
САМООЦЕНКА за 3 уровня!___________________
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе коррекционной школы VIII вида
Конспект урока русского языка в 7 классе
Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание суффиксов наречий"
Похожие статьи:
Итоговый тест с ответами по русскому языку для 5-6-7 классов
Конспект урока русского языка в 7 классе с использованием электронного учебника
Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Правописание частиц НЕ, НИ с различными частями речи в составе предложения»
Методическая разработка урока по русскому языку. Творческое эссе: Морское путешествие в будущее
Тест по русскому языку «Причастие» 7 класс 1 вариант с ответами