Творческий конкурс для педагогов «Увлекательная Осень»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект НОД на экологической тропе в детском саду в средней группе

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по экологии в средней группе на тему:
«Путешествие до станции « Зелёная аптека»
Цель: оказать помощь доктору Айболиту в лечении больных пациентов.
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение ориентироваться по плану экологической тропе;
- формировать правила поведения вблизи муравейника, понимание недопустимости разорения муравейника и уничтожения его жителей, привычку оберегать этих маленьких тружеников.
Развивающие:
- расширять представление детей о многообразии и значении растений-лекарей в жизни человека, особенностях их произрастания и внешнего строения, о правилах сбора растений в лечебных и оздоровительных целях, об общественной жизни муравьиного семейства, о ролях в их семействе;
- развивать умение грамотно применять лекарственные растения и использовать их целебные свойства;
- показать роль муравьёв как санитаров природы и уничтожителей вредных насекомых.
Воспитывающие: воспитывать чувство прекрасного, сострадание к природе, желание оберегать и охранять природу.
Способы организации НОД: игровая ситуация, использование художественного слова, рассматривание живых объектов, беседа, физкультминутка, аудиозапись «Танец цветов», эмблемы.
Средства организации НОД: бумажный «цветик-семицветик», Доктор Айболит-взрослый, живые растения на полянке, Красная книга.
Ход НОД
Воспитатель: Сегодня мы отправимся в очередное путешествие по экологической тропе, на этот раз до станции «Зелёная аптека». Найдите на плане-схеме где находится эта станция .Отгадайте, кто поможет нам туда добраться?
С грядки старушка цветок сорвала,
Девочке Жене его отдала,
В цветке , лепестках есть огромная сила,
Их девочка Женя о чём-то спросила.
Что нужно спросить, лепестки отрывая?
Как называется сказка такая?( Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, цветик-семицветик. Вот он-то и поможет нам сегодня путешествовать по экологической тропе. Давайте все вместе скажем волшебные слова и окажемся на нужной нам станции.
Дети: Лети-лети, лепесток
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся , сделав круг.
Лишь: коснёшься ты земли ,
Быть по-моему вели.
Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на однойиз станций экологической тропинки. Посмотрите, ребята, мы и правда попали на станцию « Зелёная аптека», кто же нас встречает? ( Рядом с полянкой лекарственных растений за столом сидит Доктор Айболит).
Дети: Доктор Айболит .
Доктор Айболит: Здравствуйте, дети.
Дети: Здравствуйте, Доктор Айболит! Почему вы такой грустный?
Доктор Айболит: У меняв Африке заболели зверята, у них ангина, скарлатина, бронхит, и раны болят у них, а я забыл, забыл какие лекарственные растения мне нужны, чтобы помочь моим пациентам.
Воспитатель: Не расстраивайся, Доктор Айболит, наши ребята помогут вспомнить и подобрать нужные лекарственные растения твоим больным зверятам.
Доктор Айболит: Я вам буду очень благодарен.
Воспитатель: Смотрите, доктор, лекарство растёт прямо под ногами. Ребята, вы знаете, как называется это растение?
Дети: Мать-и мачеха.
Воспитатель:Ребята, давайте рассмотрим это растение повнимательней. Какие части у этого растения?
Дети: Корень, стебель.
Воспитатель: Аккуратно потрогайте стебель, чем он покрыт?
Дети: Лёгким пушком.
Воспитатель: Как вы думаете, зачем растению пушок?
Дети: Пушок защищает растение от холода.
Воспитатель: Какие части ещё есть у растения?
Дети: Листья.
Воспитатель: Ребята, приложите ладонь к листу, посмотрите, лист закрыл всю ладонь. Значит , какие по размеру листья у этого растения?
Дети: Большие и крупные.
Доктор Айболит: А почему растение называется мать- и мачеха?
Воспитатель: Сейчас, Доктор Айболит ,ты увидишь, и всё сразу поймёшь. Ребята, погладьте лист с нижней стороны. Что вы ощущаете?
Дети: Мягко, тепло. Словно матушка приласкала.
Воспитатель: Теперь погладьте верхнюю часть листа . Какая она?
Дети: Гладкая и холодная.
Воспитатель: В народе говорят, « как мачеха». Вот поэтому растение и называется мать – и- мачеха.
Доктор Айболит: А как мать – и- мачеха может помочь моим больным?
Воспитатель: Ребята, подскажите доктору, каким больным может помочь это растение?
Дети: Которые кашляют.
Воспитатель: Верно, значит, поможет вылечить бронхит у больных Доктора Айболита. Давайте, ребята, подскажем как доктору лечить пациентов с помощью мать- и- мачехи.
Дети: Собрать листья, помыть и залить кипятком, а потом, когда отвар настоится, процедить и лечить больных.
Доктор Айболит: ( обращает внимание детей на растущий одуванчик) Ребята, посмотрите, какое чудо!
Дунул лёгкий ветерок – и остался стебелёк.
Что это такое?
Воспитатель: Давайте его рассмотрим. Как вы его узнали?
Дети: По цвету.
Воспитатель: Ярко-желтые мелкие цветочки одуванчика собраны в круглую корзинку, расположенную на самом верху стебля. Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим , какая часть растения спрятана в почве?( Аккуратно выкапывают одуванчик , стряхивают почву с корня.) Что это?
Дети: Это корень, он толстый, от него отходит множество подземных отростков, которые называются корневищем. В нём запасаются питательные вещества.
Воспитатель: Правильно, что ещё есть у одуванчика?
Дети: Листья, они резные. Есть стебель, он похож на дудочку.
Воспитатель: Давайте посадим одуванчик в почву. Что для этого нужно сделать?
Дети: Выкопать ямку, посадить одуванчик ,закопать корень и полить.
растение не следует поливать в то время, когда на них падают солнечные лучи?
Дети: Когда светит солнце, капельки воды , оставшиеся после полива на стеблях и листья, собирают лучи. Как маленькие увеличительные стекла , и растение при этом может получить ожог.
Воспитатель: Зачем нужно поливать растения?
Дети: Растения тоже хотят пить, как люди.
Воспитатель: Что произойдёт, если не поливать растение?
Дети: Оно погибнет.
Доктор Айболит: Какие болезни лечит одуванчик?
Дети: Если мама или папа не могут заснуть ночью, то им поможет настой из одуванчиков. У многих людей плохая память, и они о чём –то забывают. Улучшить память им поможет настой из одуванчиков.
Воспитатель: Молодые листья одуванчиков содержат много витаминов и используются в салате. Перед применением мы сначала должны подержать листья одуванчика в солёной воде 30 минут. Как вы думаете, для чего это нужно сделать?
Дети: Чтобы удалить горечь, которая содержится в листьях одуванчика.
Доктор Айболит: Ребята, а кто из вас знает стихотворение об одуванчике? Расскажите мне, пожалуйста.
Дети: Глазок золотой, умытый росой,
В небо синее глядит и за солнышком следит!
Стоит солнышку нахмуриться-
Золотой глазок прищурится.
Доктор Айболит: Смотрите, а я ещё какое-то растение нашёл. Что это?
Воспитатель: Ребята, помогите доктору.
Дети: Это подорожник.
Воспитатель: Как вы его узнали?
Дети: По листьям. Они упругие ,с прочными прожилками, словно из капрона.
Воспитатель: Какие листья по форме?
Дети: Овальные.
Воспитатель: Давайте аккуратно выкопаем его и посмотрим, какая часть растения спрятана в почве? ( аккуратно выкапывают подорожник, стряхивают почву с корня.) Что это?
Дети: Корень.
Воспитатель: Верно, только корень здесь не один, а целый пучок корней. Это растение мы с вами возьмём в группу, высушим его и поместим в гербарий. Как его сделать, я расскажу в группе.
Доктор Айболит: Каким больным помогает подорожник, что он лечит?
Дети: Заживляет раны.
Воспитатель: Правильно, ребята, давайте сорвём листик подорожника и проведём салфеткой по листочку. Что осталось на салфетке?
Дети: Пыль.
Воспитатель: Верно, можем ли мы приложить грязный листочек к ранке?
Дети: Нет, он грязный, нужно его сначала вымыть.
Доктор Айболит: Ну, в этом я вам смогу помочь. Вот здесь у меня на столике есть вода и соль. Сейчас мы сделаем раствор: одну столовую ложку соли на два литра воды, растворяем соль в воде и дадим постоять 15-20 минут.
Воспитатель : Ребята, как вы думаете, зачем нужен раствор?
Дети: Чтобы убить микробы.
Воспитатель:Что будем делать дальше.
Дети: Потрём его и приложим к ранке.
Доктор Айболит: Какие ещё болезни можно вылечить подорожником?
Дети: Отвар подорожника лечит болезни горла.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на это растение, как оно называется?
Дети: Это мята. У неё овальные листочки.
Воспитатель: Правильно. Сорвите аккуратно листик мяты, вначале помоем его, а потом потрём его в ладошке. Понюхайте, что вы почувствовали?
Дети: Запах, аромат.
Воспитатель: Верно, ребята, мята имеет приятный запах, так и хочется попить чай с мятой.
Доктор Айболит: А это растение сможет помочь моим больным?
Дети: Если болит горло, можно прополоскать его настоем мяты, сразу почувствуете облегчение. Если у дедушки болит печень, то мята поможет снять боль. Папа пришёл с работы расстроенный , у него вдруг заболело сердце- мята и здесь поможет- улучшит сердечную деятельность и успокоит. Если выпить перед сном чай с мятой – сон будет крепкий и здоровый.
Доктор Айболит: Ребята, посмотрите, какое растение я ещё нашёл?
Дети: Это ландыш.
Воспитатель: Верно, а из каких частей он состоит?
Дети: Корневище, корень, стебель, листья, цветок, плоды.
Воспитатель: Приложите свои ладошки к листу ландыша. Какой лист?
Дети: Большой, крупный.
Воспитатель: Правильно, большой и крупный, закрыл всю ладонь. Какой он по форме?
Дети: Овальный.
Воспитатель: Давайте рассмотрим лист ландыша. Посмотрите, на листовой пластинке имеются жилки. Они крупные и мелкие. Как вы думаете, для чего они нужны растению?
Дети: По этим трубочкам течёт сок.
Воспитатель: Посмотрите на стебель, что на нём расположено?
Дети: Побеги с цветками. Они белые, круглые по форме, похожи на маленькие колокольчики. Приятно пахнут, на месте цветов потом появляются зелёные ягоды, осенью они становятся оранжевого цвета.
Доктор Айболит: Можно ли их есть?
Воспитатель: Есть их нельзя, они очень ядовиты.
Доктор Айболит: Какие болезни лечит ландыш?
Воспитатель: На прогулке дети шалили и не слушали маму, мама огорчилась, расстроилась, чтобы ей успокоиться , нужно принять несколько капель ландышевого отвара. Ребята, ландыш занесён в Красную книгу. Посмотрите, вот она ,и в ней иллюстрации ландыша. Их на Земле осталось мало. Когда вы с родителями поедите за город, не забывайте о том, что эти растения рвать нельзя, и напоминайте об этом взрослым и детям.
Доктор Айболит: Как мне собрать и сохранить эти растения для моих больных зверушек, ведь путь до Африки неблизкий.
Воспитатель: Ребята, давайте поможем Доктору Айболиту и подскажем ему, как можно сохранить эти растения и расскажем о правилах сбора и хранения лекарственных растений.
Дети: Травы и цветущие растения собирают в лесу, на лугах и в поле. Есть они и на нашей экологической тропе. Их высушивают и хранят в тёмном месте.
Воспитатель: Ребята, расскажите Доктору Айболиту, где нельзя собирать растения.
Дети: Нельзя собирать около дорог, заводов и других промышленных предприятий, в черте города.
Воспитатель: А я вам расскажу почему. Как мы с вами дышим , так и растения дышат, поэтому впитывают в себя всё что есть в воздухе: ядовитые отходы с заводов, выхлопные газы автомобилей. Когда растения подышат таким воздухом, они становятся сами опасными для здоровья людей.
На нашем участке есть ещё два лечебных кустарника. Давайте оторвём лепесток и скажем волшебные слова.
Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся , сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались там, где растут лекарственные кустарники. ( Дети работают с планом). Какие растения называются кустарниками?
Дети: Это растения, у которых много тонких стволов, соединенных у основания, но нет одного главного толстого ствола.
Воспитатель: Молодцы, какие кустарники вы здесь видите.
Дети: Смородина и шиповник.
Доктор Айболит: А как эти лекарственные кустарники помогут моим больным?
Дети: Его дают тем, кто сильно кашляет, у кого низкий гемоглобин и не хватает витамина С. Нужно собрать листья смородины, помыть и залить кипятком. Отвар настоится ,его нужно процедить и поить больных. Больного укладывают в постель , чтобы он пропотел, и простуда пройдёт. В ягодах смородины очень много витамина С, он хорошо сохраняется в варенье и джемах.
Доктор Айболит: А кто из вас знает стихотворение о смородине?
Дети: Растёт в саду смородины куст,
К нему подойду, попробую на вкус.
Крупные да гладкие, сочные на вкус,
Будут очень сладкими сок, кисель и мусс.
Есть рецепт старинный, как варить компот,
Чтобы витамины были круглый год.
Доктор Айболит: Какие вы молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте расскажем доктору, как лечить пациентов с помощью шиповника. Какие целебные свойства есть у шиповника?
Дети: Плоды шиповника очень богаты витаминами, плоды собирают, сушат и готовят из них настои, чаи, отвары.
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним стихотворение о шиповнике?
Дети: Шиповник цветёт,
Посмотри, красивый какой
Куст шиповника над рекой!
Пышно он украшен цветами
С тёмно-красными лепестками.
Птицы в нём находят приют,
Пчёлы сок ароматный пьют,
Покоряет людей красотой
Этот куст высокий, густой!
Воспитатель: Ну, что, доктор, помогли тебе наши ребята?
Доктор Айболит: Да. Спасибо большое, я всё вспомнил, теперь смогу вылечить своих пациентов. До свидания, ребята, мне пора в путь. ( Дети прощаются, Доктор Айболит уходит).
Воспитатель: Сейчас мы с вами превратимся в красивый одуванчик.
Физкультминутка « Распускается одуванчик»
Прямо к солнцу, на восток. Растут, тянутся к солнышку.
Так прекрасны, так тонки
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, Стряхивают руки
Как упавшая слеза к глазам и в стороны. Руки к глазам и в стороны
Листик ярок и зелен, Качают руками
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, Руки вперёд и назад
Он согнётся тут и там. Наклоны в стороны
Даже буря не сломает, Круговые вращения
Лишь немного помотает, Раскачиваются из стороны в сторону
Всех приветствует головкой, Ладошки под подбородком
Улыбается, звенит. «Фонарики», повертели ладошками
Свежесть дарит, наслажденье, Повороты
Береги его , малыш!
Воспитатель: Нам пора отправляться дальше. Давайте скажем волшебные слова и окажемся на следующей остановке нашей экологической тропы.
Дети: Лети-лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся , сделав круг,
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
Воспитатель: Вели, чтобы мы оказались на станции «Муравейник» (Дети работают с планом). Посмотрите, ребята, кто-то плачет. (Ребёнок в костюме муравья из другой группы). (Дети с воспитателем подходят к Муравью ).
Муравей: Беда. Наш муравейник разорили.
Воспитатель: Кто же это сотворил? Муравейник разорил?
Муравьишки бедные, остались без жилья,
Многолетняя работа их пропала зря!
Кто же это здесь не знает,
Что без муравейника
Лес здоровым не бывает!
Давайте посмотрим с вами на муравейник, кто в нём живёт?
Дети: Муравьи .Они маленькие, но зато большие труженики.
Воспитатель: Послушайте поговорку про муравьёв: Трудолюбив, как муравей. Они очень сильные и выносливые. У них очень большая семья, в ней насчитывается несколько миллионов особей. Главная в семье самка. Заботятся о потомстве муравьи-няньки. Из чего они строят свои домики?
Дети: Из мелких веточек, кусочков коры, из крупной хвои, укрепляют всё это почвой, смоченной слюной.
Воспитатель: Каких муравьёв называют пастухами?
Дети: Муравьи, которые выводят из подземелья перезимовавших тлей, потом собирают капельки, которые выделяют тли, и несут их в муравейник для голодных муравьёв.
Воспитатель: Как вы думаете, в каком муравейнике муравьи чувствуют себя спокойнее – в лесном или городском?
Дети: В лесном, так как в лесу безопасней, меньше людей.
Воспитатель: Почему муравьёв называют санитарами леса?
Дети: Они защищают лес от всяких вредителей- насекомых, которые поедают листья и кору деревьев, стаскивают личинок, гусениц, жуков, мошек. Нужно рядом с муравейником повесить знак «Нельзя уничтожать муравейники».
Воспитатель: Теперь тебе Муравьишко, нечего бояться.
Ну, а нам пора возвращаться в детский сад. Сегодня мы многое узнали, стали юными друзьями природы, знатоками и любителями. В память о нашем путешествии я дарю вам эмблемы, а наши девочки приготовили музыкальный подарок « Танец цветов». (Исполняется танец).

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД по эмоциональному развитию в средней группе Конспект НОД для средней группе. Волшебное добро Конспект занятия по развитию речи для детей средней группы с ОНР Конспект ООД с применением ЭОР в средней группе: Бабочки
Конспект праздника в детском саду «День матери». Подготовительная группа
Опубликовано: 1327 дней назад (9 февраля 2018)
Просмотров: 2218
Рубрика: Без рубрики
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!