Музыкальное занятие в подготовительной группе детского сада с презентацией «Романсы о цветах»
Конспект музыкального занятия «Романсы о цветах» для детей подготовительной группы
Описание работы: занятие может быть полезно для музыкальных руководителей, воспитателей. Музыкальный материал педагоги могут использовать на занятиях и как дополнительный материал в свободной деятельности детей. Материал предназначен для подготовительной группы. Атрибуты: цветы для игры "Соберись в кружок" и игры "Цветочные композиции", искусственные цветы для танца. Цель: формировать знания о цветах. Задачи: Образовательная: закрепить понятие "романс"; продолжать открывать детям удивительный и красочный мир цветов; расширять представления детей о многообразии мира цветов, расширять кругозор детей о языке цветов, закрепить названия цветов. Воспитательная: воспитывать интерес к цветам, желание бережно относиться к природе. Развивающая: закреплять знания детей о цветах; развивать творческую активность; развивать эстетические чувства и понимание прекрасного.
Ход занятия
Зал нарядно украшен. Под музыку дети забегают в зал.
1 слайд Ведущая: Здравствуйте ребята! Дети отвечают. Ведущая: Наше музыкальное занятие сегодня мы посвятим романсам о цветах. Кто мне скажет что такое романс? Дети: Песня. Ведущая: Правильно. Это небольшое музыкальное сочинение для голоса в сопровождении инструмента, написанное на стихи лирического содержания. Скажите, ребята, а какие цветы Вы знаете? Дети называют. Ведущая: Много цветов назвали о которых мы песню знаем. Давайте её споём. (Дети исполняют песню "Цветы" музыка Н.Бахутовой, слова народные.) Ведущая: В природе цветов существует множество. Они все выглядят по-разному, но неизменно одно - они все красивы! Цветами любуется человек, они его радуют и удивляют. Потом они становятся вдохновением для многих композиторов, посвятившим им свои произведения. 3 слайд Ведущая: Есть один прекрасный цветок, вдохновляющий людей на творчество. Этот цветок – сирень! Известно, что сирень воодушевила П.И.Чайковского на создание редкого по красоте балета-сказки "Спящая красавица". С.В.Рахманинов написал великолепный романс «Сирень», который мы сейчас послушаем. (Слушание романса "Сирень" С.В. Рахманинова, слова Е.Бекетовой.) Ведущая: Какое настроение было в музыке? Дети отвечают.
Ведущая: Да. Вы правильно поняли. 4 слайд Ведущая: Романс Сергея Васильевича Рахманинова нежный и проникновенный. Композитор очень любил этот цветок. Однажды после концерта С.В.Рахманинов получил большой букет белой сирени. Ни подписи, ни открытки, ничего, говорящего о дарителе, только благоухающие свежие цветы. С того времени, где бы он ни выступал, в какой бы стране ни находился, кто-то все так же дарил ему сирень. Она неизменно украшала его концерты и комнаты в гостиницах. Каждый День рождения ему приносили домой такой же белоснежный букет. Ведущая: Совсем недавно мы вспоминали названия цветов, а сейчас вспомним, что они все разноцветные. Я приготовила для Вас разноцветные цветы: голубые васильки, красные розы, жёлтые одуванчики, белые ромашки для игры "Соберись в кружок". Давайте поиграем. 5 слайд
(Дети играют в игру "Соберись в кружок". После игры дети занимают места на стульчиках.) 6 слайд Ведущая: Посмотрите на пышный цветок хризантемы. Какой он? Дети отвечают. Ведущая: Название «хризантема» буквально переводится, как «Золотой цветок». Известный мудрец Конфуций описал хризантему в своем труде Ли-Ку называя её - "желтой славой". 7 слайд Ведущая: Композитор Николай Иванович Харито написал романс "Отцвели уж давно хризантемы в саду". Он вложил всю душу, ведь родившись по осени, он очень любил хризантемы. Произведение стало популярно еще при его жизни, а первым исполнителем его был сам автор. Послушаем этот романс. (Слушание романса "Отцвели уж давно хризантемы в саду" Н. Харито.) 8 слайд Ведущая: Этот цветок является уроженцем Китая, там его имя Каллистефус китайский, а значение названия с греческого переводится как «звезда». И не зря, ведь внешний вид соцветия своими лучиками, вполне логично, напоминает лучистую звёздочку. Ведущая: Николай Иванович Харито написал его в 1914 году. Произошло это в Киеве, где он снимал одну из квартир в доме Матвея Строева на Пушкинской улице и работал в семье домовладельца одновременно гувернером и преподавателем музыки. У Строева была дочь Татьяна, ей-то композитор и посвятил предназначавшийся для высокого женского голоса романс. (Слушание романса Н.Харито на стихи С. Грея «Астры осенние».) Ведущая: А сейчас разделимся на 2 команды. Я предлагаю Вам ребята научиться создавать цветочные композиции. Каждый участник команды выбирает цветочек и кладёт его в обруч, когда все выложат цветы мы полюбуемся Вашей композицией. 9 слайд
(Дети под музыку играют в игру "Цветочные композиции". После игры дети занимают места на стульчиках.) 10 слайд Ведущая: В природе существует цветок, который привлечет внимание каждого. Это незабудки, похожие на капельки неба с солнышком внутри, с тонким и нежным ароматом. Название этого цветка состоит из двух греческих слов, которые означают «мышь» и «ухо». У некоторых видов листья имеют густое опушение в виде коротких волосков, отчего появляется схожесть с ушками мышей. 11 слайд Ведущая: Замечательный русский поэт Игорь Северянин написал романтические строки об этом нежном цветке, а композитор Антон Степанович Аренский, наш с вами современник написал чудесную музыку:
Ах, кто там ярко голубеет среди цветов в моем саду.
И ароматом тонким веет, и всюду вносит красоту.
Природы чудное творенье давно поэтами воспета.
О, незабудка, ты –волненье, цветок прекраснейший у лета! Давайте его послушаем.
(Слушание романса А.С.Аренского "Незабудка" слова И.Северянина) 12 слайд Ведущая: Лилия – королевский цветок с богатой историей. Своих поклонников лилия приобрела еще много столетий назад. Считается, что свое название цветок получил от древнегальского слова «ли-ли», что в переводе означает белый-белый. У многих народов цветок лилии ассоциируется с символом чистоты, легкости и утонченности. 13 слайд Ведущая: Романс «В цветах белоснежных лилий» написал немецкий композитор Роберт Шуман. Это одна из песен цикла "Любовь поэта" для голоса с фортепиано. В ней слышится трепетность, нежность, взволнованность. Давайте его послушаем. (Слушание романса «В цветах белоснежных лилий» Р.Шуман из вокального цикла "Любовь поэта" из "Книги песен" Г.Гейне.) 14 слайд Ведущая: Вы сегодня замечательно пели, слушали музыку, играли, а теперь давайте потанцуем. (Дети исполняют "Танец с цветами" Т. Киреевой, вокал М.Мельник.) Ведущая: На этом наше занятие подошло к концу. Настало время отправляться в группу. Под музыку дети выбегают из зала.
Добрый день Виктория Анатольевна! Прочитала Ваше музыкальное занятие на тему: "Романсы о цветах" конспект для детей подготовительной группы. Занятие увлекательное, разнообразное. Дети слушают романсы великих композиторов, особенно Рахманинова С. В (любимый мой композитор). В Вашем конспекте прописаны цель и задачи, которые реализуются в процессе всей музыкальной деятельности. Яркие, красочные картинки дополняют ваш материал.
Слушая Романсы у детей дошкольного возраста развивается интерес к музыке, расширяется их музыкальный кругозор. У детей развиваются умственные способности, воспитывается музыкальный вкус.
Творческого Вам вдохновения. Примите голос!
Добрый день Елена Дмитриевна! Спасибо, что прочитали моё занятие! Стараюсь рассказывать детям о музыке по-новому, что привить им любовь к музыкальному искусству! Благодарю за Ваше мнение!
Добрый день! Интересное мероприятие, которое дает не только новые знания, оно еще и не наскучит детям, так как вы использовали различные игры. Тема, конечно, сложная для дошкольников, им сложно в полной мере оценить данные музыкальные произведения, так как они рассчитаны для восприятия детей постарше. Но, несмотря на это, считаю, что вы справились с задачами. Выбрали интересные решения, раскрыли тему в полной мере. Спасибо за ваши идеи! Мой ГОЛОС вам!
Здравствуйте Алёна Владимировна! Большое спасибо за высокую оценку моей работы! Я своей работе всегда стремлюсь расширять границы детского восприятия, может они что-то и не поймут, что-то не усвоят, они всегда это смогут наверстать. А мы по зёрнышку, по зёрнышку будем вкладывать и дальше! Благодарю!
Занятие хорошо продуманное и интересное. На этом мероприятии дети смогут узнать много нового о цветах и песнях про них. Информация о композиторах очень интересная и запоминающаяся, потому что подобраны самые яркие моменты их жизни, связанные с цветами. Деятельность детей меняется по ходу занятия и они постоянно активно в нём участвуют.
Спасибо за материал.
Добрый вечер Виктория Анатольевна. Познакомилась с вашей разработкой. Мне очень понравился материал, увлекательно и интересно. Дети узнают о композиторах легко и ненавязчиво.Обязательно дам своим детям. Спасибо.
Здравствуйте Виктория Анатольевна. Я считаю, что вами разработано отличное занятие, с внедрением мультимедийных технологий в образовательную деятельность дошкольников, для развития эмоциональной выразительности у детей старшего дошкольного возраста. Данная игра соответствует ФГОС ДО.
Здравствуйте, Ольга Владимировна! Спасибо за прекрасный отзыв о моём музыкальном занятии! На протяжении многих лет работаю над развитием эмоциональной отзывчивости детей на музыку и результаты меня радуют! Благодарю!