Из опыта работы воспитателя ДОУ. Применение STEАM-технологий в детском саду
СТЕМ-образование – один из основных мировых трендов. Оно основано на слиянии всех направлений в единую схему развития.
Как расшифровывается STEAM?
S – естественные науки
T – технология
E – инженерия
A – творчество
M – математика
Применение STEM-технологий в детском саду (направлений науки, технологий, инженерии и математики) – это возможность развивать у детей мышление и важные навыки через игру и простые эксперименты. Несмотря на юный возраст, дети способны осваивать базовые понятия из этих областей в увлекательной и доступной форме.
Вот несколько примеров, как можно внедрять STEM в образовательный процесс детского сада.
1. Наука
Эксперименты с водой и природными материалами: игры с водой, песком, растениями помогают детям понимать свойства материалов, концепции плавания и погружения, растворения и смешивания. Это учит их наблюдать, исследовать и делать простые выводы.
Исследование природы: прогулки и наблюдения за природой, растениями и животными помогают развивать интерес к окружающему миру. Дети могут вести "дневники наблюдений", собирая листья, изучая следы животных и т.д.
2. Технологии
Развивающие интерактивные игрушки и планшеты: обучающие приложения с играми по математике, изучению букв и логике помогают ребенку развивать когнитивные навыки. Важно, чтобы игры были адаптированы для возраста и не занимали слишком много времени.
Использование проекторов и интерактивных досок: помогают сделать обучение более наглядным. Например, можно показывать фото животных, планет, простые видеоролики с наглядными объяснениями природных явлений.
3. Инженерия
Конструкторы и кубики: игра с конструкторами развивает пространственное мышление и навыки решения проблем. С помощью воспитателя можно добавлять задания по созданию определенных объектов — мостов, башен, домов — объясняя основы устойчивости и равновесия.
Простые инженерные задачи: постройка простых конструкций из бумаги, палочек, ниток, которые "работают" (например, крутятся или двигаются), позволяет познакомить детей с простыми принципами инженерии.
4. Математика
Игры с числами: простые считалки, пазлы с цифрами, измерительные игры (например, "сколько шагов до конца комнаты") развивают математические представления.
Сортировка и классификация: сортировка предметов по форме, цвету и размеру помогает детям развивать логическое мышление и готовиться к освоению основ математики.
Изучение формы и пространственных понятий: игры с геометрическими фигурами, выкладывание из них картинок позволяет познакомить детей с основами геометрии.
5. Проекты и творческие задания
Проектная деятельность отлично подходит для дошкольников: можно предложить ребятам "создать робота" из подручных материалов, сделать модель вулкана, провести "ярмарку наук", где каждый ребёнок расскажет о своем "эксперименте". Важно, чтобы воспитатели поддерживали инициативу детей, помогали задавать вопросы и искать ответы, развивая их любознательность.
Преимущества использования STEM в детском саду
1. Развитие критического мышления и навыков решения проблем: дети учатся анализировать и находить решения, что пригодится им в будущем.
2. Формирование интереса к науке и технике: дети знакомятся с наукой через игру, что формирует положительное отношение к обучению.
3. Повышение уверенности в себе: выполнение интересных задач и экспериментов позволяет детям поверить в свои силы и способности.
4. Стимулирование креативности: использование конструкторов и материалов для создания собственных проектов способствует развитию воображения.
Таким образом, применение STEM-технологий в детском саду помогает детям развивать навыки и компетенции, которые являются важной базой для их дальнейшего обучения.
Рекомендуем посмотреть:
Технология развития познавательной активности детей дошкольного возврата на основе корректурных табл
Из опыта работы воспитателя детского сада по конструированию
Использование ламинатора для аппликаций в детском саду
Использование инновационных технологий в воспитании патриотизма у детей дошкольников