Опыт работы педагога-психолога. Об организации надомного обучения в образовательном учреждении
В условиях современной жизни российского общества мы все чаще констатируем тот факт, что постепенно разрушаются сложившиеся в обществе нравственные и этические нормы, семейные традиции. Возрастает напряженность семейных отношений как вследствие низкого материального достатка, культурного уровня. Семейное неблагополучие становится одной из причин эмоциональных отклонений и нарушений детей. Это порождает глубокие проблемы в развитии ребенка и затрудняет коррекционно-педагогическую помощь. Одна из проблем ухудшение состояния здоровья детей. Изыскания в области изучения физического и психического здоровья ребенка дают возможность сделать вывод, что только совместные усилия педагогов и родителей, могут принести положительные результаты. Родители становятся активными участниками образовательного процесса, осознавая какую поддержку от них ждут педагоги.
Представляется возможность учиться не только детям, но и их родителям, делая процесс общения более гармоничным.
Обучение детей ОВЗ на дому в большинстве случаев приводит к изоляции от общества и сверстников, депривации, развитию у обучаемого замкнутости, нежелания и страха взаимодействия с другими детьми.
Задача педагогического сообщества устранить эти проявления, посредством интеграции таких детей в общество, развивая у них коммуникативные навыки, создавая для них комфортные условия общения со сверстниками, в том числе с теми детьми которые не имеют ограниченных возможностей здоровья.
С момента появления в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья меняется уклад, мировоззрение, вся жизнь семьи. Коренным образом изменяется и представление родителей о своей значимости, роли и месте в жизни своего ребенка. Чаще всего родители, узнав об инвалидности ребёнка, длительное время находятся в состоянии стресса. И без посторонней помощи родителям не обойтись при выходе из этого состояния.
Как показывает педагогический опыт – каждый случай уникален, необходим разумный подход и совместное взаимодействие различных специалистов и родителей для плодотворной работы в решении задач в достижении результатов по коррекции недостатков в физическом, психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с Федеральными государственными стандартами одним из компонентов в структуре всего образовательного процесса выступает взаимодействие с семьями обучающихся. Данный документ ориентирует на совместное с родителями сотрудничество: родители должны принимать активное участие в реализации образовательной программы, в создании комфортных условий для полноценного развития личности ребёнка. Родители выступят в роли союзников только в том случае, если станут активными участниками образовательного процесса, участниками всех проводимых педагогом мероприятий, независимо от их способностей, главное, чтобы они стали грамотными помощниками, а не просто наблюдателями.
Перед педагогами выходит на первый план решение важных стратегических задач таких как:
-установление доверительных, партнёрских отношений с семьей
-создание условий для совместной деятельности, единых интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимовыручки в решении проблем.
Самое важное в воспитании детей с ограниченными возможностями в развитии чтобы они не ощущали себя ущемленными и ненужными. Важно не забывать, что каждый ребенок – это личность. Личность, которую надо принимать, уважать и создать все необходимые условия для ее становления и развития. Каждый, даже небольшой, успех ребенка вызывает массу положительных эмоций не только у родителей, специалистов и педагогов, которые делают для этого все, что в их силах.
В коррекционной работе можно условно выделить 4 блока: диагностический, организационно-методический, коррекционно-развивающий, аналитический.
Стартом начала учебного года стали предложенные родителям для заполнения анкеты, совместно составленные учителем — дефектологом, психологом и учителем логопедом. Данные анкеты дают возможность получить общую информацию о ребёнке и спланировать работу с семьёй. Специалисты проводят беседы с родителями по результатам диагностики и даются рекомендации.
Анкетирование выявляет реальные родительские запросы, помогает планировать и проводить работу с учетом трудностей, выявленных при общении с детьми, дает возможность оказывать им необходимую помощь. По результатам обследования можно определить общую картину развития ребенка. Проводится изучение психических и речевых особенностей личности ребенка, факторов риска. Благодаря совместным действиям педагогов и специалистов разработаны передовые формы работы с семьей, способствующие формированию у родителей положительного отношения к своему ребенку и способствующие эффективной деятельности с ребенком в бытовых, социальных, эмоциональных, игровых и учебных ситуациях.
Учителем — дефектологом разрабатывается индивидуальная программа развития (СИПР) на каждого обучающегося, проводится анализ динамики развития коррекционно-развивающей работы с ребенком, отслеживается успешность данной работы.
Педагоги ведут контроль, за соблюдением речевого режима на уроках и внеклассных занятиях, в проведении индивидуальных занятий.
Так например, работа психолога направлена на развитие и коррекцию когнитивных процессов, которые непосредственно влияют на успешность занятий, он помогает детям преодолеть негативное отношение к занятиям.
Уроки музыки способствуют развитию у обучающихся неречевого и речевого дыхания, чувства ритма, координации движений.
Занятия физкультурой способствуют развитию общей моторики и координации движений, комплексы упражнений на мышечную релаксацию и речевые игры с движениями способствуют постановке звука.
Задача социального педагога вести планомерную работу с семьей. Все педагоги сотрудничают между собой, в соответствии с рекомендациями медико-психолого-педагогического консилиума.
Специалисты проводят:
Групповые и индивидуальные консультации по вопросам коррекции недостатков речи, знакомству с приемами логопедической и
дефектологической работы
– анкетирование родителей,
– открытые занятия, досуговые мероприятия, тренинги,
– круглые столы и встречи родителей со специалистами.
Логопед информирует родителей об основных приемах обучения, применении в своей работе наглядного и речевого материала, дидактических игр, а также о требованиях, предъявляемых к речи детей на занятиях.
Педагог-дефектолог вводит в курс по развитию познавательной деятельности, психических процессов.
Успех обучения непосредственно зависит от эмоционального контакта специалистов с ребенком и его родителями, доступной формы проведения мероприятий, соответствующей ведущей деятельности, которая побуждает познавательную активность воспитанника, подбора приемов работы, способных избежать утомления.
Среди родителей бытует примитивное представление по решению речевых и познавательных проблем у ребенка, которые, по их мнению, можно устранить при помощи исключительного специалиста взятого со стороны. Нарушения любой степени тяжести у ребенка успешно устраняется только при поддержке любящих, внимательных и терпеливых родителей.
Внеурочная и кружковая деятельность по интересам в активном взаимодействии со сверстниками, где ребят учат трудиться, получать удовольствие от результата совместного труда играет значительную роль в социализации личности ребенка с ограниченными возможностями в развитии.
Волонтёрская деятельность, направлена на организацию совместных мероприятий - встреч учащихся общеобразовательной школы и детей с ограниченными возможности здоровья.
Самое важное, в совместной работе специалистов –ориентировать ребенка на успех, не использовать в общении с ребенком частицу “не”. Предупреждение: “Не ошибись!” – не работает. Правильно будет сказать: “ У тебя все получится”. Установки: “Я смогу, мне нравится заниматься, я буду стараться” – как варианты способствуют повышению самооценки ребенка, дают веру в собственные силы. Задачи коррекционной работы тесно взаимосвязаны между собой и решаются в рамках целостного подхода к развитию психической деятельности обучающего. Обучение направлено на общее развитие, ребенку необходимо научиться управлять своим вниманием, произвольно запоминать, подчинять мыслительную деятельность поставленной задаче. И только потом, на этом фундаменте можно работать над коррекцией и развитием речи и познавательных процессов.
Специалисты уверяют, что родителям надо знать о ребенке не только положительную информацию, но и отрицательную. Родители должны жить проблемами своего ребенка и помогать их разрешению.
Активное участие родителей в жизни своих детей помогает:
– преодолеть авторитаризм и увидеть окружающий мир глазами ребенка;
– принять, что недопустимо сравнивать его с другими детьми,
- радоваться его успехам и сопереживать в случае неудачи;
–узнать сильные и слабые стороны ребенка;
– установить демократический стиль общения с ребенком.
Практика показывает, что психолого-педагогическая помощь оказывается более эффективней тогда, когда с семьей работает команда специалистов, нацеленных на общий результат: понять и принять то, что жизнь не теряет смысл с рождением особого ребенка - она продолжается, и надо жить дальше, воспитывать ребенка, принимать его таким, какой он есть, не жалеть. Свято верить в то, что даже самый безнадежный малыш – это особенный маленький но уже человек, живущий в своем удивительном мире. И этот мир не такой, каким мы его видим.
Рекомендуем посмотреть:
Организация урока производственного обучения для обучающихся - выпускников образовательных учреждени
Логопедическая работа по развитию памяти школьников
Применение арт терапевтических методик в работе с детьми с ОВЗ
Социально-ориентированный воспитательный проект для детей с ОВЗ