Консультация для педагогов ДОУ. Занимательная физкультура. Коррекционно – речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками с ЗПР
Физическое воспитание является одной из важных частей общей системы обучения и воспитания детей с задержкой психического развития
(ЗПР). Оно осуществляется в процессе всей жизнедеятельности ребенка: на занятиях, прогулках, в режимных моментах. Перед физическим воспитанием детей с ЗПР стоят те же задачи, что и перед физическим воспитанием здоровых детей. Но так как специфические особенности психомоторного развития таких детей требуют разработки специальных методов и приемов работы, то и задачи физического воспитания составляют единый и неразрывный процесс с коррекционным обучением. Поэтому при правильно организованном физическом воспитании можно не только укрепить здоровье ребенка, но и скорректировать имеющиеся у него нарушения моторики, предупредить формирование неправильных двигательных стереотипов, что, несомненно, будет способствовать развитию полноценной личности, которая сможет активно включиться в социальную жизнь и найти себе достойное место в общественно-полезном труде.
В сады компенсирующего вида поступают дети с такими данными раннего физического развития, как гидроцефальный синдром, энцефалопатия, внутричерепное давление, есть случаи синдрома гипервозбудимости, мышечной гипотонии, начальной стадии детского церебрального паралича
(ДЦП). На момент поступления в детский сад дети имеют, как следствие этих заболеваний, тяжелые нарушения речи. Эти дети по своему физическому развитию отличаются от своих сверстников нарушением моторики, общей скованностью, дискоординацией и слабостью движений, двигательной расторможенностью, слабой ориентировкой в пространстве.
Наличие речевого дефекта приводит к изменениям в психической сфере, к появлениям таких черт, как повышенная раздражительность, возбудимость, замкнутость, заторможенность и другие. Поэтому для детей с ЗПР планирование физкультурно-оздоровительной работы составляется с учетом коррекционно - воспитателъных задач. Система физического воспитания таких детей предполагает правильное рациональное питание, четко организованный режим, закаливание организма и создание благоприятных условий для развития и коррекции движений. Эти условия включают в себя: массаж, лечебную гимнастику, физкультурные занятия с элементами коррекции, подвижные игры, упражнения спортивного характера.
Коррекция особенностей моторного развития таких детей направлена на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, развитие статической выносливости, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции, развитие тонких двигательных координации, необходимых для полноценного становления навыков письма.
Развитие двигательных функций ребенка - сложный процесс, который определяется, с одной стороны - поэтапным созреванием ЦНС, а с другой — многообразными влияниями окружающей среды. При работе с детьми с ЗПР, у которых имеются нарушения моторики за счет раннего органического поражения ЦНС, уделяется особое внимание развитию движений. Двигательная активность способствует укреплению здоровья и физического развития таких детей. Движения активизируют функции всего организма, усиливают процессы дыхания, кровообращения, улучшают аппетит, нормализуют сон.
Физическое воспитание детей с ЗПР неразрывно связано с развитием их мышления. Для таких детей характерна несформированность пространственных представлений
(имеет место замедленный и неравномерный темп созревания ЦНС). Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства.
У детей с ЗПР нарушено словесное определение пространственных отношений между предметами, замедленно по сравнению со здоровыми сверстниками. Поэтому для этих детей большое значение имеет проведение ранней коррекционной работы по развитию пространственных представлений. Эта работа проводится в процессе игровой деятельности ребенка, регулируемой взрослыми.
Одним из эффективных приемов в коррекционной работе с детьми является использование упражнений, где речь взаимосвязана с движениями. Эти упражнения можно использовать в различных моментах физкультурно-оздоровительной работы. Это, безусловно, физкультурные занятия, где помимо общеобразовательных задач решается ряд коррекционных задач, направленных на устранение недостатков эмоциональной, интеллектуальной и моторной
сфер, обусловленных особенностями речевого дефекта, а также физкультурные праздники, досуги, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, физкультминутки на других занятиях, прогулка.
Работу следует начинать со средней группы. Прежде всего, надо учить детей понимать обращенную речь, показывать и называть части тела. Например, во время ходьбы с заданиями полезно «обговаривать» ходьбу:
(пошла кошечка на подушечках — ходьба на носочках, подражание какому-либо животному).
На занятиях по физической культуре при закреплении основных движений выполняются следующие задания.
НОРМАЛИЗАЦИЯ РОТОВОГО ВЫДОХА.
Это задание выполняется при закреплении всех видов ходьбы и бега.
Дети выполняют следующие имитации: «движение сильного и слабого ветра», «прогоним тучку», «сдуем одуванчик», «задуем свечку», «нюхаем цветы».
Артикуляция гласных звуков, темп речи: «маленькие вагончики поехали - у-у-у-у-у» — тоненьким голосом; «большие вагончики поехали — у-у-у-у» — низким голосом; бег в среднем темпе; «лошади медленно идут — и-и-и-и» - отрывисто, «побежали лошадки -и-и-и-и-и-и» — протяжно.
Игровое упражнение «потерялись в лесу». Дети идут на носках и произносят «ay, ay, ay, ay» то громко, то тихо.
Игровое упражнение «карлики и великаны» — закрепление ходьбы в полуприседе и беге на носках; «карлики и великаны заболели» — высоким и низким голосом стонут «о-о-о-о-о».
ФОРМИРОВАНИЕ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ.
Закрепление понятия «существительные с суффиксами»:
Девочки и мальчики
Прыгают как мячики,
(Прыжки с продвижением вперед.)
Ножками топают,
(Семенящий шаг.)
Ручками хлопают,
(Обычная ходьба с хлопками над головой.)
Глазками моргают,
(Стоп.)
После отдыхают.
(Полный присед.)
Закрепление понятия о предлоге «между»:
Между грядками шагаю,
Ноги выше поднимаю.
(Бег или ходьба с высоким подниманием колен.)
Дифференциация предлогов «на» и «под»:
На горе растут грибы,
(Хлопок над головой.)
Под горой растут грибы.
(Наклон вниз, хлопок.)
Закрепление понятия о предлоге «в» в ходьбе:
Утром дети в лес пошли,
(Ходьба обычная.)
И в лесу грибы нашли.
(Ходьба в полуприседе.)
Наклонялись, собирали,
(Ходьба на четвереньках.)
По дороге растеряли.
(Встать, развести руки в стороны.)
Закрепление существительных, выраженных числительными «два, две»:
Две руки хлопают,
(Ходьба с хлопками.)
Две ноги топают,
(Топающий шаг.)
Два локотка вращаются,
(Вращение локтей.)
Два глаза закрываются.
(Приседают, закрывают глаза)
НОРМАЛИЗАЦИЯ РИТМИКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ.
Упражнение. При ходьбе на носках дети произносят следующие слоги на каждый шаг: «ма-мо-му»; при ходьбе спиной вперед — «па-по-пу»; при ходьбе «змейкой» дети произносят ряд слогов, делая при этом ударение на разные слоги: «на-на-на»
(на ударный слог — хлопок).
ВЫРАБОТКА СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, УМЕНИЯ СО-ГЛАСОВЫВАТЬ СЛОВА С ДВИЖЕНИЯМИ, РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ И ОРИЕНТИРОВКИ В ПРОСТРАНСТВЕ.
При обучении ориентировке в пространстве закрепляются такие понятия
(пространственные наречия): «вперед-назад», «высоко-низко», «вправо-влево». Во время выполнения строевых упражнений дети дают хоровые ответы и индивидуальные. Для закрепления этих понятий используются четверостишья, потешки. При выполнении заданий детей надо контролировать.
Для выполнения коррекционных задач очень важно использовать подвижные игры.
Например: «Угадай, чей голосок», «Улиточка», «Лягушки» — для развития слухового внимания; «Жмурки с голосом», «Часовой» — для обучения ориентированию в пространстве; «Скок-поскок», «Вороны» — для развития умения согласовывать слова с движениями.
Характер игры, ее содержание должны быть разнообразны. Это может быть сюжетная игра или игра-инсценировка. Возможно проведение бессюжетных игр, игр с предметами. Нормализуя моторную функцию ребенка, игра помогает решить и ряд других коррекционно-воспитательных задач: повышает активность, развивает подражательность, формирует игровые навыки, совершенствует просодические компоненты речи, поощряет творческую активность детей. Подвижные игры одновременно помогают успешному формированию речи, способствуют развитию ритма, гармоничности движений, положительно влияют на психологическое состояние детей. Согласование речи с движением используется и в подвижных играх.
Физкультурные праздники и досуги также являются большим полем для работы над коррекцией речи. Здесь решаются такие же задачи, как и на физкультурных занятиях: работа над дыханием, ритмом, формирование грамматического строя языка, умение согласовывать свою речь с движением, памятью. Упражнения с согласованием речи и движения можно включить как в начало досуга — приветствие команд, разминка, так и в основную часть — эстафеты, подвижные игры или упражнения на закрепление понятия какого-нибудь предлога или звука.
Прогулки тоже являются одним из моментов физкультурно-оздоровительной работы, где также осуществляется коррекция речи, и используются упражнения на согласование речи с движением.
Таким образом, специфика организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми с ЗПР заключается в совместной коррекционно-обучающей деятельности логопеда, дефектолога, инструктора по физической культуре, воспитателя группы. Перед ними стоят задачи не только научить детей различным видам движений, привить определенные качества, научить ориентироваться в пространстве, координации движений, но и провести коррекцию различных речевых дефектов и недостатков. Этой работе должен помогать умело подобранный речевой материал, используемый во всех режимных моментах двигательной деятельности детей.
Литература:
1. Зуева Т.Л. Коррекционно-речевое направление в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. Учебно-методическое пособие. – М., Центр педагогического образования, 2008.
2. Утробина К.К. Занимательная физкультура в детском саду для детей 3-5 лет.- М.:ГНОМ и Д, 2006
Рекомендуем посмотреть:
Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе
Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де
Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец
Развитие воображения у детей с ЗПР