Консультация для педагогов ДОУ на тему "Организация коррекционной работы с детьми с ЗПР"
Коррекция психологического недоразвития детей разных групп с ЗПР возможна только при всестороннем развитии ребенка на основе его сохранных сторон психики. Учитывая сохранные функции и опираясь на них в педагогическом процессе необходимо знать, какое место занимает эта функция в общем психическом развитии ребенка, чтобы определить, какие нарушенные функции можно корригировать на базе сохранной.
Каждая последующая частично или полно скорригированная функция, обусловливает более широкие возможности для дальнейшей коррекции.
При организации коррекционной работы с детьми-дошкольниками необходимо исходить из того, что
ведущий вид деятельности дошкольника - игра. Следовательно, наибольший эффект педагогический процесс будет иметь в случае, если он реализуется преимущественно в ситуации игры.
Организовывая коррекционную работу в дошкольных учреждениях для детей с ЗПР, необходимо начинать с правильной организации общего и охранительного педагогического режима.
Охранительный режим
Поскольку физическое и психическое развитие человека неразрывно связаны между собой и представляют единый процесс его формирования, поэтому режим учения, труда и отдыха ребенка должен быть организован так, чтобы были обеспечены оптимальные возможности для его физического и психического развития, для наибольшей продуктивности всех видов деятельности. Правильно организованный режим является одним из условий успешной коррекционной и педагогической работы и сохранения сил и здоровья ребенка.
Педагогический режим является общим для всех учреждений дошкольного типа. В учреждениях же для детей с задержками психического развития внутри общего педагогического режима должен соблюдаться режим охранительный, который направлен на охрану нервной системы детей и их физического здоровья. Известно, что нервная система большинства групп детей с ЗПР склонна к быстрому утомлению и истощению. Вместе с тем от ее состояния зависит продуктивность всех видов деятельности, в которых участвуют дети находясь в учреждении постоянно или в течение определенного времени.
Охранительный режим обусловлен не только утомляемостью нервной системы детей, но и низкой выносливостью, особенно в области умственной деятельности. В связи с этим они нуждаются в менее сложной по содержанию и объему интеллектуальной нагрузке, чем нормально развитые, здоровые дети того же возраста.
При организации охранительного режима необходимо учитывать следующее:
- устранение умственных перегрузок, в связи с чем определить относительно группы и отдельно каждого ребенка возможную дозировку материала на занятиях и вне занятий;
- предусмотреть правильное чередование и сочетание интеллектуальной работы с другими видами деятельности в течение дня и внутри одного занятия;
- соблюдать гигиенические требования (освещение помещений, проветривание, организация рабочего места, подборка мебели соответственно росту и т. д.);
- правильно и эффективно использовать наиболее продуктивные для умственной деятельности дни недели и время дня (наиболее продуктивные дни недели —вторник, среда, четверг, время занятий в первой половине дня);
- обеспечить отдых ребенку в ходе занятий, между занятиями (физкультминутки, спокойные игры, не требующие напряжения и т. п.);
- внутри занятия чередовать сложные задания с менее сложными и совсем простыми по выполнению, интересные с менее интересными;
- обеспечить снятие возбуждения и напряжения в начале занятия (создание спокойной обстановки, использование инструкций типа: «послушаем тишину», «послушаем: кто что слышит», «посмотрите на меня, делайте, как я: поднимите руки, плавно опустите их на стол, глубоко вздохните» и т. д.). Начинать занятие можно только после того, как все
дети успокоились и у них снялось нервное и мышечное напряжение;
- проводить с родителями работу по соблюдению охранительного режима в домашних условиях.
Работа над охранительным режимом должна проводиться в двух направлениях: установление твердого режима работы и отдыха детей в детском саду и дома, каждый день должен быть четко регламентирован.
Нарушение педагогического и охранительного режима, несоблюдение норм нагрузки влекут за собой перенапряжение нервной системы детей, утомление и переутомление, в результате чего может произойти нарушение деятельности и срыв нервной системы, что может повлечь за собой и различные изменения в психической деятельности. В ходе работы с детьми с ЗПР необходимо укрепляющее лечение, укороченные по продолжительности занятия, дополнительный сон и т. д.
Обучение детей с ЗПР
В случаях задержек психического развития у детей на каждом возрастном этапе происходит недоразвитие таких психических функций, как восприятие, память, мышление, имеют место задержки речевого развития и моторики. Исходя из этого, возникает необходимость организации специального обучения, проводимого фронтально в сочетании с индивидуальной работой.
В случаях задержек психического развития необходима профилактическая и коррекционная работа. Дети с ЗПР требуют создания особой педагогической среды и особых методов и приемов обучения и воспитания.
В ходе обучения нужно не ребенка приспосабливать к программе, к себе, а самому приспособиться к ребенку, к его дефекту, относительно которого подбирать материал, определять приемы работы, способы объяснения, свое поведение относительно каждого ребенка (к дистонику — ровное, ласковое, поощрительное отношение; к возбудимому — ровное, требовательное, сочетающееся с постоянным контролем и т.д.).
Готовясь к занятию, педагог должен прежде всего обратить внимание на то, чтобы при составлении конспекта занятия, подборке методов и материала предусмотреть условия, позволяющие каждому ребенку наилучшим образом использовать свои возможности и сохранные функции. В ходе занятия периодически контролировать эффективность усвоения материала детьми и качество выполнения: одним детям в сторону упрощения задания, другим — в сторону усложнения. Готовя индивидуальные задания, учитывать нe только уровень развития ребенка, особенности его дефекта, но и наличие неправильно или недостаточно сформированных навыков или их несформированность.
Подобранный материал должен соответствовать уровню развития детей и быть им доступным, что можно осуществить только при условии знания «зоны ближайшего развития» каждого ребенка. В ходе объяснения использовать адекватные средства выражения.
К организации занятий с целью успешного проведения коррекционной работы предъявляются определенные требования:
1. Хорошее знание существующей программы обучения, определение в перспективе хода занятий.
2. Постепенное расширение знаний и совершенствование умений и навыков, постепенное усложнение материала.
3. Предусмотреть возможные затруднения в ходе занятий и причины этих затруднений с целью своевременного оказания помощи фронтально и индивидуально.
4. В ходе занятия учитывать эмоциональное состояние детей. Ребенок часто не в состоянии активно отнестись к тому заданию, которое ему предлагается. Необходимо приспособить форму преподнесения задания к особенностям реакции каждого ребенка.
5. В начале занятия снять возбуждение, заторможенность, напряжение, утомление, после чего фиксировать внимание, установить контакт.
6. Материал должен находиться в пределах возможностей и знаний каждого ребенка, в пределах его опыта. Материал должен соответствовать своему назначению: реализации намеченных целей.
7. До выполнения задания дать соответствующую инструкцию, при необходимости продублировать ее фронтально и индивидуально.
8. В ходе занятия правильно определить причину его невыполнения данным ребенком (неправильная подборка материала, несформированность навыка, повышенное утомление, материал вне зоны ближайшего развития ребенка и т.д.).
9. Порядок предъявления заданий должен соответствовать последовательности развития психических функций (например: натуральный предмет, а затем его изображение).
10. Периодически в ходе занятия снимать утомление и напряжение у детей.
В ходе предъявления заданий убедиться, что ребенок понимает, чего от него ожидают, что он конкретно должен сделать и каким способом. Если большинство детей затрудняются в выполнении, возможна модификация задания прямо в ходе занятия.
Очень важно в ходе занятия постоянно следить за выражением лица каждого ребенка, осмысленностью его взгляда, осмысливанием предлагаемых заданий, ситуаций.
При необходимости использовать разнообразные меры помощи: повторение инструкции, поощрение ребенка в ходе выполнения задания, наводящие вопросы, показ, обучение способу деятельности и др. Иметь в виду, что когда ребенку дается понятное, доступное, интересное для него задание, у него снижается напряжение, интерес к заданию и желание выполнить его становятся более стабильными.
Определяя пути и методы, подбирая материал к данному занятию, необходимо ориентироваться на сочетание нарушений и сохранной стороны функций в разных сферах: слухо-зрительной, слухо-моторной, сочетание движений пальцев рук с движением глаз, включать речевое сопровождение. Все это помогает реализации возможности целостного развития ребенка.
Литература:
1.Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. – М.: «Гном – Пресс»,2000.
2.Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., «Просвещение», 1973.
3. Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика и коррекция. –М.: Просвещение, 1992.
Рекомендуем посмотреть:
Формирование зрительно-вербальной сферы у детей с ЗПР при подготовке к школе
Опыт работы учителя-логопеда. Особенности формирования словаря и словообразовательных процессов у де
Индивидуальная карта развития детей 5-6 лет с ЗПР в ДОУ по ФГОС. Образец
Развитие воображения у детей с ЗПР