Рекомендации для родителей "Основные правила общения с ребенком с задержкой речевого развития"
1. Начинайте работу с ребенком с того уровня, который ребенок демонстрирует («тянет»), не форсируйте события.
2. Присоединяйте к жестам крохи, слова-определения. Говорите за него то, что он не может произнести.
3. Опредмечивайте эмоции малыша и свои чувства.
4. Говорите кратко, четко, эмоционально и по делу.
5. Привлекаете внимание малыша и заставляете его сознание воспринимать объект как выделенный собственным вниманием.
6. Активно используйте руки ребенка, поглаживая их, чтобы расслабить тонус мышц рук (тем самым удлиняя время концентрации внимания ребенка).
7. Следите, чтобы ребенок имел возможность видеть ваши губы, когда вы общаетесь с ним. Ловите взгляд, старайтесь, чтобы во время вашего общения и взгляд малыша концентрировался на вашем лице и руках.
8. Если вы даете инструкцию ребенку, следите, чтобы она была краткой и состояла сначала из одного слова.
9. Иногда дети отказываются реагировать даже на односложный призыв. Разыграйте перед ребенком пантомиму.
10. Убедившись в том, что ребенок начал использовать небольшой активный запас определений по назначению, начинайте присоединять к определениям глаголы.
11. Комментируйте все подряд, не молчите. Давайте оценку всему, на что обращает или может обратить внимание ребенок, но — коротко, двусложно. Не забывайте сопровождать восклицания действиями руки.
12. Изучая глаголы, помните о принципе логичности и непрерывности. Причем особенно ценными для работы с ребенком будут постоянно повторяющиеся комментарии относительно ежедневно наблюдаемых процессов.
13. Комментируя, используйте в работе с ребенком на первых порах только наглядные ситуации: помня о том, что речь должна быть понятна ребенку. А понятна она ему или нет, вы должны будете постоянно анализировать сами: малыш сам вряд ли даст вам знать, задав вам соответствующий вопрос.
14. Работая с глаголами, не допускайте регресса речи — теперь только вперед, следите, чтобы он не скатывался назад к односложной речи, состоящей только из глаголов или только из определений.
15. Эмоциональное единство крайне важно для воздействия на разум ребенка. Следите за тем, что интересно малышу в данный конкретный момент, какие чувства ой испытывает, и переводите на язык слов его ощущения, впечатления и т.д. Присоединитесь к детской эмоциональности.
16. Используйте интерес ребенка для увеличения времени концентрации внимания. Прогулка, воздушные и водные ванны способствуют релаксации, а потому именно в это время концентрация внимания ребенка может быть максимальной.
17. Чтобы ребенок запоминал языковые штампы, старайтесь каждый раз использовать их в неизменном виде (особенно в быту).
18. Следите, чтобы языковые штампы употреблялись ребенком только по назначению. Не допускайте, чтобы малыш, например, говорил «больше никого» вместо «больше не буду». Объясняйте смысл каждого варианта.
19. Абстрактное мышление у детей с ЗР, как правило, развивается с трудом. Поэтому первое время избавьте речь от сослагательного наклонения, поговорок и междометий. Каждый раз говорите медленно, при этом по возможности водя руками ребенка по предмету разговора.
20. Мультфильмы неразговорчивые дети любят гораздо больше. Во-первых, фильм не требует концентрации внимания (малыш вообще может не понимать, о чем идет речь, быстро меняющиеся картинки это компенсируют), во-вторых, мультфильм не требует обратной связи от ребенка, к которой последний не расположен. Поэтому просмотры должны быть кратко временными и желательно рядом со взрослым, чтобы по окончанию обсудить содержание.
21. По мере роста способностей ребенка, постепенно объясняйте малышу смысл сослагательного наклонения («если бы коровы летали...»), сложных предложений с деепричастными оборотами («я пошел в магазин, чтобы...»), предложений с двумя основами и дополнениями. И только добившись понимания (а лучше и воспроизведения), переходите к отработке понимания смысла, заложенного в новой грамматической структуре.
22. Поговорки, которые следует усвоить самим родителям малышей с ЗР: «Лучше меньше да лучше», «Вода камень точит». На отработку одного речевого «шага» отводите достаточное количество времени (в среднем около месяца). Пока механизм «обратной связи» у вас не возникнет, не переходите к изучению других языковых форм и средств.
23. Следите за развитием своего ребенка. Когда ребенок будет способен сочинять предложения из двух слов (или использовать закрепленные штампы), начинайте привлекать малыша к тому, чтобы повторять за вами все произнесенное. Постоянное проговаривание речи не только тренирует артикуляционный аппарат, но и способствует наработке механической памяти. Последнее приобретает особую важность еще и потому, что созревание нервной системы ребенка может запаздывать, но, когда оно все-таки состоится, у малыша будет возможность «вытащить» из механической памяти много интересного и рассказать об этом словами, а то и целыми предложениями.
24. Проявляйте терпение. Если вы будете срываться на крик и обидные оплеухи, малыш потеряет в вас друга, заслуживающего доверия. В результате он может эмоционально закрыться, и вы потеряете с малышом главное — эмоциональный контакт, который также важен для развития речи крохи. Ребенок может начать из упрямства демонстрировать вам свой характер, что также будет являться препятствием к обучению.
Рекомендуем посмотреть:
Развитие речи у детей 3-4 лет. Консультация для родителей
Консультация для родителей. Связная речь дошкольников
Обучение детей рассказыванию. Из опыта работы воспитателя ДОУ
Развитие речи у детей 5-6 лет. Консультация для родителей