Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательной сферы у детей средней группы с ОВЗ

Конспект интегрированного занятия по развитию познавательной сферы у детей 4-5 лет с ОВЗ с использованием метода сенсорно-интегративной терапии на тему “Путешествие”
Актуальность
Познание окружающего мира начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные ребёнком сведения об окружающем мире. Успешность умственного, физического, эстетического, экологического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, то есть от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Чувственное познание внешнего мира - важнейшее звено в системе познавательной деятельности ребёнка, необходимая предпосылка интеллектуального развития.
Поэтому, для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Сенсорная интеграция нужна всем детям. Не важно, говорим ли мы об обычном ребенке или ребенке с задержкой психомоторного развития, о ребенке с ДЦП или синдромом Дауна, ребенке с нарушением зрения или слуха. Абсолютно всем детям нужен сенсорный опыт, адекватная способность обрабатывать и интегрировать различные виды сенсорной информации, формирование адаптивных ответов.
Сенсорная интеграция представляет собой упорядочивание ощущений, которые потом будут как-либо использованы. Ощущения дают нам информацию о физическом состоянии нашего тела и окружающей среды.
Сенсорная интеграция, необходимая для движения, речи и игры, - это фундамент более сложной интеграции, сопровождающей чтение, письмо и адекватное поведение.
Чем правильнее работают сенсорные системы, тем больше достаточной информации полу-чает мозг и выдает больше адекватных ответов. Нервная система при этом работает правильно, что очень важно для нормального развития ребенка. Сенсорная интеграция питает мозг нужными знаниями, без которых мы не сможем адекватно оценивать ситуацию. Знания эти получаются из испытываемых нами ощущений. Если по каким-то причинам интеграция слабая, и мозг не может получить достаточное количество знаний и дать адекватный ответ, это может привести к проблемам различного характера.
Учитывая актуальность данной проблемы и накопленный опыт, мы предприняли попытку активизировать работу в этом направлении.
Цель: дать каждому ребенку новые чувственные ощущения, используя методы сенсорной интеграции через базовые виды восприятия: тактильное, обонятельное, слуховое и вкусовое, проприорецепцию и ощущений от вестибулярной стимуляции.
Основные задачи:
• содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими фор-мы, цвета, фактуры предметов, сделанных из различного материала (дерево, бумага, ткань, пластмасс);
• развивать речевую активность детей, побуждать детей отвечать на поставленные вопросы и закреплять умение передавать ощущения в вербальной форме;
• увеличивать исследовательскую активность детей, улучшать процесс подражания;
• развивать вестибулярную, проприоцептивную и тактильную системы;
• воспитывать у детей чувство отзывчивости, добра; желание помочь.
Материалы: сенсорные дорожки; мелкие игрушки разной величины из разных материалов; бассейн двух видов: из крупы и непрозрачного киселя; таз с водой; щётки хозяйственные и одежные; щётки металлические посудные; соломка пищевая тонкая; пена для бритья; пачка крахмала; одеяла
ВОМ: педагог предложила отправиться в путешествие на поезде, чтобы спасти животных попавших в беду и поиграть в снежки прямо в группе. Для этого все разулись и "сели" в воображаемый поезд.

Игра «Заведём мотор».
Цель: отстукивание определенного ритма по спине друг друга, заданного педагогом, сначала в медленном темпе, затем увеличивая его.

Основная часть
После того, как завели мотор, все "едут" спасать зверей и найти им пропитание. Дети любят фантазировать, поэтому достаточно попросить пройти до воображаемого пруда, проскакать по мостику или тропинке, чтобы спасти зверей и ребёнок будет увлечен процессом и с удовольствием выполнит все задания. Все хотят демонстрировать ловкость, смелость.
1. Игра «Веселый поезд».
Цель: ознакомление с разнообразием тактильных ощущений при помощи массажных ков-риков, посредством воздействия на биологически активные точки стопы.

Педагог предлагает детям двигаться по дорожкам, преодолевая препятствия, прыгая с кочки на кочку, перешагивая через брёвнышки, при этом, он спрашивает о признаках данных предметов. Если при выполнении задания у детей возникают затруднения, педагог поясняет им, какие это предметы (твердый, шершавый, колючий и т.д.).



2.Все вместе приезжают на станцию "Звериная". Здесь у зверей случилась беда: попали они в море липкое, а пищу их камнями засыпало. Педагог предлагает помощь им.

Игровое упражнение: "Спасатели"
Цель: активизация тактильного восприятия и различение предметов по величине, цвету и материалу; развитие мелкой моторики пальцев рук; тонизирование языковых отделов головного мозга, обогащение сенсорного опыта детей; стимулирование поисковой деятельности.
Дети "спасали"из бассейна с киселём - зверей. Вначале надо опустить руки в "море", найти зверя, попробовать угадать кто это, а потом только спасти его.


А в сухом бассейне из крупы, дети ищут грибы, орехи, шишки. При этом, они должны разложить их по тарелочкам (гриб к грибам, орех к ореху, шишка к шишке ).

Не все дети могут опустить руки в песок, кисель, крупу, пену и т.д. На это есть много причин: наличие страха, вплоть до неадекватной агрессии, тактильная гипо- или гиперчувствительность и т.д. Но наша основная задача- это расширение сенсорного опыта ребёнка. И в таком случае, целесообразно использовать знакомые материалы и любимые игрушки для такого ребёнка
3.Станция "Чувствуй, слушай, нюхай"
Игровое упражнение "Весёлый ёж"
Цель: развивать тактильную чувствительность у детей через поглаживание, прикосновение, ритмичное похлопывание щёткой доступных частей тела (щек, шеи, ладоней, пальцев, рук, ног, спины, живота)


Игровое упражнение: «Что звучит?»
Цель: развивать устойчивое слуховое внимание, умение различать на слух необычный материал (одноразовая пластмассовая посуда);
- развивать умение переключать слуховое внимание. Развивать координацию движений, умение соотносить свои действия со звучанием бубна;
-коррекция проприорецептивной дисфункции (трудно понимают расположение тела в пространстве , поэтому они часто подают; трудно поднимаются и спускаются по ступеньками; плохо удерживают позу; не способны поддержать баланс, стоя на одной ноге.)
Вначале просто шуршим и наслаждаемся. Смотрим. Далее, шуршим у правого уха под бубен. Бубен звучит в медленном темпе под счёт до 3. Теперь у левого уха. Ускоряемся.

А теперь меняем положение рук на ноги. Встаем на стаканчик ногой и ударяем по нему под удары бубна.
Игровое упражнение « Обезьянка».
Цель: развивать умение детей определять по запаху съедобное – несъедобное; удерживать палочку между верхней губой и носом, отвернуть голову влево – вправо.
4. Станция "Фокус"
На этой станции дети сами могут сделать своими руками снег . Верят или не верят, могут проверить. Искусственный снег похож: на мокрый снег, хорошо лепится, довольно сильно липнет к рукам. Постепенно пена начинает таять и наш снег напоминает какую-то пасту или крем. В общем для обогащения сенсорных впечатлений самое то.


5. Станция "Пора домой".
Домой возвращаемся кто как может: кто на одеяле, кто ногами, а кто и "брёвнышком".
Цель: "переподготовка" мозга распознавать и обрабатывать сигналы от вестибулярного аппарата во взаимодействии со зрением и проприоцепцией. Как правило, дети боятся:
- медленно и осторожно двигаются, часто просто сидят на месте, или наоборот, испытывают потребность в постоянном движении;
- испытывают дискомфорт в лифте, на эскалаторе, укачиваются при езде в машине;
- боятся упасть, даже если такой угрозы нет;
- пугаются, когда находятся вниз головой.


Вывод
Дополнительные перцептивные действия ребенка в процессе занятий (попробовать на вкус, облизнуть, угадать по запаху) обеспечивают эмоциональный отклик детей, наполняют занятие эмоциональной экспрессией, обогащают представления о предмете или явлении, делают их более точными и полными.
Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка в контексте этого занятия.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД в средней группе по сказкам Чуковского Конспект НОД в средней группе. Нетрадиционная техника рисования Конспект занятия в средней группе Конспект НОД для детей средней группы. В зимнем лесу

Похожие статьи:

Конспект занятия в средней группе на тему «Детский сад и его сотрудники»

Конспект занятия по социально - коммуникативному развитию в средней группе детского сада. Тема «Одежда русских людей»

Обучение детей дошкольников счёту
Опубликовано: 2467 дней назад (20 февраля 2018)
Просмотров: 4151
+1
Голосов: 1
Ольга Седова # 25 февраля 2018 в 17:03 0
Большое спасибо, Надежда Анатольевна. Я молодой специалист, только начинаю работать и ваш конспект очень в работе.
Валентина Петровна # 25 февраля 2018 в 17:38 0
Очень информативно, профессионально, новаторски. Видно работу с детьми с ОВЗ.
Ирина Анатольевна # 27 февраля 2018 в 18:53 0
Интересный опыт работы с детьми ОВЗ. Понравились игры, которые вы использовали в своей работе,обязательно попробую провести со своими детками.