Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Цикл наблюдений детьми подготовительной группы за Луной

Наблюдения с детьми подготовительной группы за Луной
Цель Цикла: Развитие наблюдательности и мышления дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о холодном небесном теле Луне.
• Формировать знания детей о движении Луны вокруг Земли
• Формировать знания о размерах Луны и расстоянии до Земли;
Развивающие:
• Развитие логического мышления и способности к анализу.
• Развитие смекалки.
• Развитие диалогической речи
• Развитие памяти.
• Развитие зрительного внимания.
Воспитательные:
• Воспитывать выдержку.
• Воспитывать культуру общения.
Наблюдение за день до полнолуния
Воспитатель: Дети, посмотрите, какое красивое небо! Какие небесные объекты вы видите?
(Ответы детей)
Отгадайте загадку:
Ночь приходит –
Она восходит.
В небе сияет,
Тьму разгоняет.
(Ответы детей)
- Луну называют царицей ночного неба, почему так говорят? (Ответы детей)
- Ребята, что нам даёт тепло и свет? (Ответы детей)
- Правильно, Солнце. Оно горячее, а Луна-это холодное небесное тело, как и Земля. Она не испускает ни свет, ни тепло. Но почему же она тогда светит, конечно не так ярко, как Солнце, но всё же, почему светит? (Предположения детей) -Луну освещает Солнце, и Луна светит отражённым светом.

Давайте сделаем опыт. Пойдём на веранду, где темно. Фонарик - это Солнце. Мячик небольшого размера - модель Луны. Один ребёнок будет держать модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (Солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), мы Луну не видим. Как только фонарик включается, (Солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) , мы Луну видим.

Давайте ещё раз взглянем на красавицу Луну, что вы видите. (Ответы детей)
- Да тёмные и светлые пятна на Луне это неровности поверхности Луны. Там тоже есть горы и низменности. Посмотрите, как красивы облака в лунном свете. Что ближе к земле облака или Луна? (Ответы детей)

Воспитатель:
- Да облака находятся рядом с Землёй, в нашей атмосфере, т.е в воздухе, окружающем Землю. А Луна находится далеко в космосе.

А.С. Пушкин, так описал, Луну, проглядывающую через зимние облака:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печальный свет она.

Посмотрите, сейчас Луна скрылась за облаками, но на участке у нас не стало темнее, почему? (Наш участок освещает не только Луна, но и прожектор на крыше здания и фонари.)

Дети, обратите внимание на форму Луны, почему мы не видим ровный круг. Ведь Луна круглая? (Ответы детей)
-Не вся видимая поверхность Луны освещена Солнцем, на часть лунной поверхности падает тень от Земли, эту неосвещённую часть нам и не видно. Давайте запомним, какая сегодня Луна, чтобы завтра можно было сравнить.
Наблюдение в день полнолуния
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на Луну, что вы заметили? (Ответы детей)
- Да, сегодня мы видим полный круг, такое явление называется полнолунием. От слова полная Луна, т .е. круглая.
Давайте повторим наш вчерашний опыт, но уже с двумя мячами. Большой мяч - модель Земли, а маленький –Луны. Фонарь – Солнце. Сегодня Земля, Луна, Солнце так расположены в космосе. (Воспитатель размещает мячи соответствующим образом)

Посмотрите, освещению Луны Земля не мешает. А вчера небесные тела были расположены вот так (Демонстрация) Видите, что Земля частично перекрывает свет и не вся поверхность луны освещена. А происходит это, потому что Луна движется вокруг Земли и её положение всё время меняется, вот мы и видим её по-разному.

Ребята давайте ещё полюбуемся Луной. Послушайте стихотворение Фета:
Чудная картина, как ты мне родна
Белая равнина, полная луна.
Свет небес высоких и блестящий снег,
И саней далёких одинокий бег.

В какое время года поэт Фет наблюдал полнолуние? (Ответы детей)
-Правильно зимой. А теперь скажите мне, почему сейчас почти не видно звёзд?
(Ответы детей)
-Да, Луна ярче светит. Более тусклый свет звёзд почти не виден.
Наблюдение убывающей Луны
Воспитатель:
- Дети отгадайте загадку:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает, достать не может.
(Ответы детей)

Воспитатель:
- Да, сегодня Луна похожа на краюшку хлеба, как –будто кто-то оторвал край от хлебного каравая. Такая Луна называется убывающей. А почему мы сегодня не видим полную Луну? (Ответы детей)
- Да, правильно сегодня опять Земля мешает полному освещению Луны. Вы знаете, что Луна – спутник Земли. Она не может улететь прочь от Земли, потому что притягивается Землёй. А мы с вами притягиваемся ли Землёй? (Ответы детей)
- Давайте подпрыгнем. Куда мы с вами приземлились? (Ответы детей)
- А, если бы не было земного притяжения, мы бы улетели с вами в космос, после прыжка. Вот и Луна тоже прочь улететь не может.
Продолжение наблюдения за убывающей Луной
Воспитатель:
- Ребята, давайте снова полюбуемся Луной. Посмотрите внимательно, что вы заметили? Да сегодня освещённая сторона Луны ещё меньше. Давайте на моделях, попробуем выставить взаимное расположение небесных тел. На веранде с помощью мячей и фонарика дети пытаются показать расположение Солнца, земли и Луны друг относительно друга. Ребята, а могут ли Луна и Земля оказаться в таком положении, что тень Земли полностью закроет и Луну?
Давайте попробуем на наших моделях. Да, такое возможно, когда Земля находится точно между Луной и Солнцем и перекрывает весь солнечный свет. Можем мы тогда увидеть Луну (Ответы детей)
- Конечно, нет. Вы правы, когда Луну не освещает Солнце, для нас Луна не видна. Тогда говорят : «Новолуние»

Ребята, давайте ещё раз посмотрим на Луну и придумаем про неё свою загадку (Дети придумывают варианты загадок).

- Дети, а как вы думаете, сколько времени летит ракета до Луны? (Предположения детей)
Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта. А если бы можно было воспользоваться автомобилем, то пришлось бы ехать полгода. Так почему же ракете требуется меньше времени? (Ответы детей)
- Да, вы правы, ракета летит намного быстрее, чем едет автомобиль.
Наблюдение Луны в форме месяца
Воспитатель:
- Дети, что вы можете сказать, про сегодняшнюю Луну. (Ответы детей)
- Да, она стала похода на месяц. Значит, мы можем сделать вывод, что месяц это тоже Луна, на которую Земля отбрасывает большую тень.

Такие изменения в науке называют фазами Луны. Даже существует загадка про фазы Луны.
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька.

Какая же фаза Луны в загадке называется апельсином? (Ответы детей)
- Правильно, полнолуние. А долька апельсина – это что?, Догадались?
- Да, это месяц.

Давайте подбросим мяч. Он падает. Как вы думаете почему? (Земля делает тяжелым все, что на ней есть. Она все притягивает к себе)
- Да, как только предмет лишается опоры, он падает вниз. Земля притягивает к себе свой спутник Луну. Почему же Луна не падает на Землю? (Ответы детей).

- Чтобы это понять, сделаем опыт.
Луна (небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется (крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня? (Нет). Почему? (Ответы детей).

- Что будет, если перестать крутить шарик? (Он упадет).
- Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, остановится, то Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет. Значит, оставаться на своей орбите Луне помогает что? (ответы детей)
- Да, движение.

Давайте постоим молча и просто полюбуемся Луной.
Я считаю, что Луна в любой фазе является украшением нашего неба. Вы со мной согласны? (Ответы детей)
- Да, недаром про неё говорят: « Ах, Луна красавица, всем землянам нравится!»

Рекомендуем посмотреть:

Конспект НОД "Познание" Окружающий мир в 1 младшей группе Ознакомление с окружающим миром дошкольников

Похожие статьи:

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ

Тематические дни в подготовительной группе детского сада

Ознакомление дошкольников с растительным миром

Сценарий летнего досуга в мир насекомых для дошкольников 6-7 лет
Опубликовано: 262 дня назад (4 апреля 2024)
Просмотров: 416
+1
Голосов: 1

Нет комментариев. Ваш будет первым!