Наблюдения с детьми подготовительной группы за Луной
Цель Цикла: Развитие наблюдательности и мышления дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать представление о холодном небесном теле Луне.
• Формировать знания детей о движении Луны вокруг Земли
• Формировать знания о размерах Луны и расстоянии до Земли;
Развивающие:
• Развитие логического мышления и способности к анализу.
• Развитие смекалки.
• Развитие диалогической речи
• Развитие памяти.
• Развитие зрительного внимания.
Воспитательные:
• Воспитывать выдержку.
• Воспитывать культуру общения.
Наблюдение за день до полнолуния
Воспитатель: Дети, посмотрите, какое красивое небо! Какие небесные объекты вы видите?
(Ответы детей)
Отгадайте
загадку:
Ночь приходит –
Она восходит.
В небе сияет,
Тьму разгоняет.
(Ответы детей)
- Луну называют царицей ночного неба, почему так говорят?
(Ответы детей)
- Ребята, что нам даёт тепло и свет?
(Ответы детей)
- Правильно, Солнце. Оно горячее, а Луна-это холодное небесное тело, как и Земля. Она не испускает ни свет, ни тепло. Но почему же она тогда светит, конечно не так ярко, как Солнце, но всё же, почему светит?
(Предположения детей) -Луну освещает Солнце, и Луна светит отражённым светом.
Давайте сделаем опыт. Пойдём на веранду, где темно. Фонарик - это Солнце. Мячик небольшого размера - модель Луны. Один ребёнок будет держать модель Луны в руках. Когда фонарик не включен
(Солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), мы Луну не видим. Как только фонарик включается,
(Солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) , мы Луну видим.
Давайте ещё раз взглянем на красавицу Луну, что вы видите.
(Ответы детей)
- Да тёмные и светлые пятна на Луне это неровности поверхности Луны. Там тоже есть горы и низменности. Посмотрите, как красивы облака в лунном свете. Что ближе к земле облака или Луна?
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Да облака находятся рядом с Землёй, в нашей атмосфере, т.е в воздухе, окружающем Землю. А Луна находится далеко в космосе.
А.С. Пушкин, так описал, Луну, проглядывающую через зимние облака:
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льёт печальный свет она.
Посмотрите, сейчас Луна скрылась за облаками, но на участке у нас не стало темнее, почему?
(Наш участок освещает не только Луна, но и прожектор на крыше здания и фонари.)
Дети, обратите внимание на форму Луны, почему мы не видим ровный круг. Ведь Луна круглая?
(Ответы детей)
-Не вся видимая поверхность Луны освещена Солнцем, на часть лунной поверхности падает тень от Земли, эту неосвещённую часть нам и не видно. Давайте запомним, какая сегодня Луна, чтобы завтра можно было сравнить.
Наблюдение в день полнолуния
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите на Луну, что вы заметили?
(Ответы детей)
- Да, сегодня мы видим полный круг, такое явление называется полнолунием. От слова полная Луна, т .е. круглая.
Давайте повторим наш вчерашний опыт, но уже с двумя мячами. Большой мяч - модель Земли, а маленький –Луны. Фонарь – Солнце. Сегодня Земля, Луна, Солнце так расположены в космосе.
(Воспитатель размещает мячи соответствующим образом)
Посмотрите, освещению Луны Земля не мешает. А вчера небесные тела были расположены вот так
(Демонстрация) Видите, что Земля частично перекрывает свет и не вся поверхность луны освещена. А происходит это, потому что Луна движется вокруг Земли и её положение всё время меняется, вот мы и видим её по-разному.
Ребята давайте ещё полюбуемся Луной. Послушайте
стихотворение Фета:
Чудная картина, как ты мне родна
Белая равнина, полная луна.
Свет небес высоких и блестящий снег,
И саней далёких одинокий бег.
В какое время года поэт Фет наблюдал полнолуние?
(Ответы детей)
-Правильно зимой. А теперь скажите мне, почему сейчас почти не видно звёзд?
(Ответы детей)
-Да, Луна ярче светит. Более тусклый свет звёзд почти не виден.
Наблюдение убывающей Луны
Воспитатель:
- Дети отгадайте
загадку:
Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба краюшка,
Собака лает, достать не может.
(Ответы детей)
Воспитатель:
- Да, сегодня Луна похожа на краюшку хлеба, как –будто кто-то оторвал край от хлебного каравая. Такая Луна называется убывающей. А почему мы сегодня не видим полную Луну?
(Ответы детей)
- Да, правильно сегодня опять Земля мешает полному освещению Луны. Вы знаете, что Луна – спутник Земли. Она не может улететь прочь от Земли, потому что притягивается Землёй. А мы с вами притягиваемся ли Землёй?
(Ответы детей)
- Давайте подпрыгнем. Куда мы с вами приземлились?
(Ответы детей)
- А, если бы не было земного притяжения, мы бы улетели с вами в космос, после прыжка. Вот и Луна тоже прочь улететь не может.
Продолжение наблюдения за убывающей Луной
Воспитатель:
- Ребята, давайте снова полюбуемся Луной. Посмотрите внимательно, что вы заметили? Да сегодня освещённая сторона Луны ещё меньше. Давайте на моделях, попробуем выставить взаимное расположение небесных тел. На веранде с помощью мячей и фонарика дети пытаются показать расположение Солнца, земли и Луны друг относительно друга. Ребята, а могут ли Луна и Земля оказаться в таком положении, что тень Земли полностью закроет и Луну?
Давайте попробуем на наших моделях. Да, такое возможно, когда Земля находится точно между Луной и Солнцем и перекрывает весь солнечный свет. Можем мы тогда увидеть Луну
(Ответы детей)
- Конечно, нет. Вы правы, когда Луну не освещает Солнце, для нас Луна не видна. Тогда говорят : «Новолуние»
Ребята, давайте ещё раз посмотрим на Луну и придумаем про неё свою загадку
(Дети придумывают варианты загадок).
- Дети, а как вы думаете, сколько времени летит ракета до Луны?
(Предположения детей)
Ракета достигнет Луны примерно за трое суток полёта. А если бы можно было воспользоваться автомобилем, то пришлось бы ехать полгода. Так почему же ракете требуется меньше времени?
(Ответы детей)
- Да, вы правы, ракета летит намного быстрее, чем едет автомобиль.
Наблюдение Луны в форме месяца
Воспитатель:
- Дети, что вы можете сказать, про сегодняшнюю Луну.
(Ответы детей)
- Да, она стала похода на месяц. Значит, мы можем сделать вывод, что месяц это тоже Луна, на которую Земля отбрасывает большую тень.
Такие изменения в науке называют фазами Луны. Даже существует
загадка про фазы Луны.
Ночью на небе один золотистый апельсин.
Миновали две недели, апельсина мы не ели,
Но осталась в небе только апельсиновая долька.
Какая же фаза Луны в загадке называется апельсином?
(Ответы детей)
- Правильно, полнолуние. А долька апельсина – это что?, Догадались?
- Да, это месяц.
Давайте подбросим мяч. Он падает. Как вы думаете почему?
(Земля делает тяжелым все, что на ней есть. Она все притягивает к себе)
- Да, как только предмет лишается опоры, он падает вниз. Земля притягивает к себе свой спутник Луну. Почему же Луна не падает на Землю?
(Ответы детей).
- Чтобы это понять, сделаем опыт.
Луна
(небольшой шарик, привязанный к нитке). Нитка – это видимая часть силы притяжения. Я буду Землей. Я тяну к себе Луну, но она сопротивляется
(крутит шарик на нитке вокруг себя). Падает Луна на меня?
(Нет). Почему?
(Ответы детей).
- Что будет, если перестать крутить шарик?
(Он упадет).
- Если Луна перестанет лететь по своей орбите вокруг Земли, остановится, то Земля притянет ее к себе силой притяжения, и Луна упадет. Значит, оставаться на своей орбите Луне помогает что?
(ответы детей)
- Да, движение.
Давайте постоим молча и просто полюбуемся Луной.
Я считаю, что Луна в любой фазе является украшением нашего неба. Вы со мной согласны?
(Ответы детей)
- Да, недаром про неё говорят: « Ах, Луна красавица, всем землянам нравится!»
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД "Познание" Окружающий мир в 1 младшей группе
Ознакомление с окружающим миром дошкольников
Похожие статьи:
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи «Зимующие птицы» в старшей группе ДОУ
Тематические дни в подготовительной группе детского сада
Ознакомление дошкольников с растительным миром