Конспект НОД по развитию речи "Путешествуем с водомеркой"
Цель: Развитие связной речи.
Задачи:
Образовательные:
• Упражнение детей в умении задавать вопросы по алгоритму.
• Упражнять в умении определять ударный звук.
• Закреплять умения детей подбирать слова с определённым ударным звуком
• Упражнение детей в умении составлять рассказ - рассуждение на определённую тему.
• Упражнять в знании букв и чтении коротких слов.
Развивающие:
• Развитие логического мышления и способности к анализу.
• Развитие смекалки.
• Развитие диалогической и монологической речи
• Развитие памяти.
• Развитие зрительного внимания.
Воспитательные
• Воспитывать выдержку.
• Воспитывать культуру общения.
Материалы:
Картинки: «Водомерка», « Лягушка», «Бобр», «Хатка бобра», «Кувшинка» схема шифровки и ключ к ней, магнитная азбука.
Предварительная работа: разгадывание кроссвордов и шифровок, головоломок, составление описательных рассказов, составление рассказов – рассуждений, рассматривание картинок насекомых, земноводных, растений, рассказывание по картине «Бобры», определение ударных звуков в словах, игры «Угадай по описанию», «Угадай по вопросам».
Ход НОД
Воспитатель:
- Сегодня мы отправимся в путешествие. А с кем, вы сейчас отгадаете.
Игра «Угадай по вопросам»
Вызванный ребёнок держит картинку обратной стороной к детям, лицевой стороной к себе. Задавая вопросы по определённому алгоритму, дети угадывают, что изображено на картинке. Вопросы задаются по цепочке для охвата игрой всех детей.
Примерный алгоритм вопросов:
Живое, или нет?
Живое.
Царство растений?
Нет.
Царство животных?
Да.
Это рыба?
Нет.
Это птица?
Нет.
Это насекомое?
Да.
Чем насекомое питается?
Более мелкими насекомыми
Это насекомое летает?
Нет?
Насекомое умеет плавать?
Нет.
Что умеет делать насекомое?
Бегать по воде.
Это водомерка?
Да.
(картинка поворачивается изображением к детям)
Воспитатель:
Все водомерки бегают по воде, вот и наша водомерка тоже бегает по речке и приглашает нас попутешествовать вместе с ней. Вы согласны?
(Ответы детей)
Воспитатель:
Побежала наша водомерка и встретила, угадайте по вопросам.
(вызывается ребёнок)
Продолжение игры «Угадай по вопросам»
Примерный алгоритм вопросов:
Это живое или нет?
Живое.
Относится к царству растений?
Да.
Это дерево?
Нет.
Это куст?
Нет.
Это травянистое растение?
Да.
Оно растёт воде или на суше?
В воде.
Это кувшинка?
Да.
(Поворот картинки изображением к детям)
Воспитатель: Рядом с кувшинкой наша водомерка заметила:
На листе кувшинки
Смирно я сижу,
Комаров да мошек
Здесь я стерегу.
Если цаплю угляжу,
Тотчас в воду я нырну.
(Ответы детей, выставляется картинка лягушки)
Воспитатель:
"Я тебя знаю,-сказала водомерка, ты лягушка"
(Слово произносится с неправильным ударением)
Неправильно меня называешь, - рассердилась лягушка.
Воспитатель:
Дети в чём ошибка водомерки?
(Ответы детей)
Лягушка сказала водомерке:
«Я люблю есть комаров, но, если ты не назовёшь мне несколько слов с ударным звуком «У», я тебя тоже съем!»
Воспитатель:
Дети, помогите водомерке, назовите слова с ударным звуком "У".
(сумка, утка, утюг, кукла, курица, туфли...)
Воспитатель:
Выполнив задание лягушки с нашей помощью, водомерка продолжила путь по водной глади и увидела, что на берегу, дети делают разминку.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мы к плечам прижали руки,
Начинаем их вращать.
Прочь, усталость, лень и скука,
Будем мышцы разминать!
Чтобы лучше нам размяться,
Будем глубже наклоняться.
Наклоняемся вперёд,
А потом наоборот
И ещё разок вперёд,
А потом наоборот.
А теперь мы приседаем,
И колени разминаем.
Сели – встали, сели – встали.
И совсем мы не устали.
Напоследок пошагаем,
Выше ноги поднимаем.
Воспитатель:
Бежит водомерка дальше и видит впереди ….. Разгадайте шифровку и узнаете, что же оказалось впереди.
(Выставляется шифровка и ключ к ней)
Шифровка
Ключ к шифровке:
(После расшифровки на доску выставляется картинка хатки бобра)
Воспитатель:
«Ах, какое жилище! - воскликнула водомерка, - кто же в нём проживает?»
(ответы детей)
Дети, кто хочет рассказать водомерке, о хозяине хатки?
(Вызвавшийся двое детей составляют совместный рассказ про бобра. (Дети оценивают рассказ, вносят свои добавления)
Воспитатель:
Водомерка сказала: "Я теперь знаю, что в хатке живёт хищник - бобр".
(возражения детей)
Воспитатель:
_- Докажите, что бобр не хищник, а грызун.
(Вызвавшийся ребёнок составляет рассказ – рассуждение)
Водомерка благодарит детей за объяснение.
Итог занятия.
Воспитатель:
Дети, скажите мне, чем мы сегодня занимались. (Ответы детей)
Вы сегодня очень хорошо рассказывали, думаю, что ваши ответы понравились и водомерке. Давайте с ней попрощаемся. Дети прощаются.
Литература
1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 368с.
2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. М.: Издательство: Балас, 2012-390с.
3. Узорова О.В. Нефёдова Е. А. Физкультурные минутки.
4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб .--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. — 288 с.
Рекомендуем посмотреть:
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада
Конспект НОД в подготовительной группе детей с ТНР на тему: "Звуки А, У. Буквы А, У"
НОД по развитию речи для подготовительной группы по сказке "Три медведя" (блок "Моя семья")
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе детского сада на тему: «Структура рассказа»