Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект викторины для детей подготовительной группы по обучению грамоте

Конспект викторины для дошкольников 6-7 лет по обучению грамоте. «В гостях у дедушки сома»
Автор: Масейкина Людмила Петровна, воспитатель, ГБОУ Школа №138.
Материал может быть полезен воспитателям подготовительных групп ДУ.
Интеграция образовательных областей: познание, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Цель. Познакомить с типом текста рассуждением.
Образовательные задачи:
• Познакомить с новым типом текста - рассуждением.
• Продолжать учить определять тип текста.
• Упражнять в определении количества слов в предложении.
• Упражнять в составлении звуковых схем коротких слов.
• Закреплять и углублять знания детей о рыбах.
Развивающие задачи:
• Развивать монологическую речь.
• Развивать фонематический слух.
Воспитательные задачи:
• Воспитывать целеустремлённость и сотрудничество.
• Воспитывать любовь к живой природе.
Материалы.
Картинки: «Сом», «Щука», «Карп», «Налим», наборы фишек для составления звуковых схем, шапочка сома для ребёнка, фишки – рыбки для подсчёта баллов, принадлежности для игры "Сом и рыбёшки", мультимедийный проектор.
Предварительная работа: знакомство с пресноводными рыбами, составление звуковых схем небольших слов, характеристика звуков русского языка, определение количества слов в предложении, упражнение в составлении описательных и повествовательных текстов, заучивание с одним из детей текста, необходимого для проведения викторины, п.и. "Сом и рыбёшки".
Ход викторины
Дети сидят на ковре, включается музыка звуков природы -текущей воды.
Воспитатель: -Сегодня мы отправимся в гости, угадайте к кому?
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно.
(сом)
Появляется мальчик в шапочке сома. (Звук воды выключается)
- Здравствуйте дети! Я предлагаю вам провести викторину, разделитесь на две команды, пусть одна команда называется «Щука», а другая – «Карп», выберите капитанов своих команд Садитесь за игровые столы. За каждый правильный ответ я буду давать команде игрушечную рыбку.
Задание№1
Составьте звуковые схемы названий своих команд.

( ребёнок - сом проверяет правильность выполнения заданий, . выдаёт фишки-рыбки)
Задание№2
Воспитатель:
-Определите тип текста.
Текст для команды «Щука»:
«Щука стояла в зарослях водорослей и поджидала добычу. Вдруг что-то блеснуло в воде. Щука бросилась на добычу и схватила блесну. Щука стала рваться и крутиться, стараясь оборвать леску. Вот, она рванулась изо всех сил и оборвала леску. Освободившись, щука спряталась под корягу.»
Что это: повествование или описание? ( повествование)
Текст для команды «Карп»:
«Щука – хищная пресноводная рыба. У неё вытянутое тело, покрытое чешуёй. У щуки есть и спинной плавник, и брюшные плавники. у неё есть жабры. В пасти у щуки – острые зубы»
Что это: повествование или описание? (описание)
А теперь, послушайте ещё один текст. Текст называется «Налим -полярник» ( выставляется картинка)
« Налима называют полярником, потому что он:
во- первых, активен зимой, а летом подолгу спит где -нибудь на
дне; во – вторых, у него двойная чешуя и толстый подкожный
жир, что позволяет ему не мёрзнуть в холодной воде ;в – третьих, - у него зоркие глаза, налим может охотиться в темноте. Налим водится в северных холодных реках, а в южных почти не встречается, значит, полярником его называют правильно»
.
Можно ли назвать этот текст повествованием? А описанием?
Как же нам узнать, что это за тип текста?
- Спросить у воспитателя, посмотреть в интернете.
В тексте рассуждается о том, почему налима можно назвать полярником. Поэтому такой тип текста называется.............................рассуждение.
-Да такой тип текста называется рассуждением. В таких текстах о чем – то рассуждают, доказывают свою правоту, делают вывод. В текстах- рассуждениях часто встречаются слова: во -первых. во -вторых, следовательно, значит, таким образом.
А сейчас наш сом расскажет о себе, а вы постарайтесь определить тип текста.
Задание №3
Рассказ сома для команды "Щука"
Меня называют ночным хищником, потому что я: во- первых, не люблю яркое солнце, я люблю полежать в яме на дне или заплываю под корягу. во вторых, днём я сплю где-нибудь в укромном месте, в- третьих, на охоту выхожу ночью, хватаю сонных рыбёшек. Могу даже схватить спящую на воде утку. Следовательно, я действительно ночной хищник.
-Рассуждение
Воспитатель:
- Да, вы правильно сказали, это рассуждение.
А теперь команда "Карп" попробует определить тип текста.
Сома никогда не встретишь в море. Сом - житель рек. А в реках вода пресная. Если сома пустить плавать в солёную воду, то сом погибнет. Следовательно , сом - пресноводная рыба.
_ Рассуждение. (дети получают рыбку - фишку)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Игра имитация «Сом» - дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Широка и глубока
Под мостом текла река.
Под корягой, под мостом,
Жил в реке усатый сом.
Он лежал на дне часами,
Шевелил во сне усами.
На охоту выходил,
Плавниками шевелил.
«Если вверх я приплыву,
И утёнка проглочу.
А потом опять на дно,
Где спокойно и темно.
Воспитатель: Продолжаем нашу викторину. Мы с вами выяснили, что в текстах – рассуждениях, что – то доказывается, вот и вы сейчас попытаетесь составить такие тексты.
Задание№4
Команда «Щука» докажет утверждение – «Сом имеет защитную окраску» (Команде даются две картинки сома, вид сверху на фоне дна, вид снизу на фоне поверхности воды) , команда «Карп» докажет утверждение – «Сом - это рыба.» Каждая команда, посовещавшись, составляет рассказ и рассказывает его. получает фишку, если рассказ правильный.
Рассказ команды " Щука":
Сом сверху тёмный, дно тоже тёмное. Если смотреть на сома сверху, то на дне его не заметишь. Снизу сом светлый. Если смотреть на него со стороны дна, то его не увидишь на светлом фоне поверхности воды. Окраска тела сома позволяет ему быть незаметным. Значит у него защитная окраска.
Рассказ команды "Карп":
Во - первых у сома есть жабры, а жабры есть у рыб.
Во -вторых у сома тело покрыто чешуёй. как у рыб
В -третьих, у сома есть плавники, как у рыб. Рыбы живут только в воде.. Когда сома вытаскивают из воды, сом погибает. Значит. сом -это рыба.

Задание №5
Определите сколько слов в предложении.
Мы поймали карася. (3) - команда «Щука»
Налим ест много рыбы. (4) Команда «Карп»
Итог. Воспитатель:
-Дети, с каким типом текста мы сегодня познакомились?
-Рассуждение
- Давайте подведём итог нашей викторины. Команды, посчитайте заработанные очки, у кого рыбок больше? Команда-победитель совершает круг почёта под аплодисменты детей.
Воспитатель: -Вам понравилось в гостях у сома? Дети, давайте поблагодарим нашего сома- помощника. (Дети хлопают). Сейчас можете поиграть в игру "Сом и рыбёшки" ( включается фонограмма звуков текущей воды) Рыбёшки двигаются по группе, по команде "Сом" рыбёшки подходят к укрытиям, на которых написаны числа. обозначающие максимальное количество спрятавшихся рыбёшек. Сом проверяет соответствие числа и количества укрывшихся рыбёшек. Лишних рыбёшек сом уводит к себе. Игра продолжается со сменой ведущего и сменой мест укрытий.
Литература
1. «От рождения до школы» Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под. Ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез. 2015. – 368с.
2. Вахрушев А.А. Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников. Методические рекомендации для воспитателей. М.: Издательство: Балас, 2012-390с.
3. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н.Невская. \под ред. Н.д.Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2001. — 144 с.
4. Ушакова О.С, Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учеб .--метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.- 288 с.
5. Физкультминутки: Материал для проведения физкультурных пауз / О.Узорова, Е. Нефёдова.- М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО АСТ»; ЗАО НПП «Ермак»,2004. -96с.

Рекомендуем посмотреть:

КВН «Путешествие по сказкам» для детей 6-7 лет Литературная викторина по сказкам Сутеева для детей подготовительной группы Викторина с ответами по сказам Бажова для детей старшей группы детского сада Викторина по сказкам Андерсена с ответами. Подготовительная группа

Похожие статьи:

Экологические викторины для дошкольников 5-6-7 лет

Литературные викторины с ответами для дошкольников

Викторины для детей 5-6 лет в детском саду

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе детского сада. Счёт в пределах 10 | Конспект НОД по развитию речи для детей подготовительной группы ДОУ
Опубликовано: 2196 дней назад (21 апреля 2018)
Просмотров: 1848
+6
Голосов: 6
Анна Сергеевна Милейко # 21 апреля 2018 в 08:21 +3
ваша разработка составлена грамотно, логически. хорошо просматривается индивидуальность разработки
Людмила Петровна Масейкина # 21 апреля 2018 в 10:53 +1
Спасибо за положительную оценку.
Волкова Ольга Валентиновна # 23 апреля 2018 в 08:43 0
Людмила Петровна. извините, но я не поняла, почему во время викторины дети с чем то знакомятся? Ну, например,с рассуждением.Я думаю викторины проводятся для закрепления материала, а не для знакомства с чем то новым.
Людмила Петровна Масейкина # 23 апреля 2018 в 18:18 0
Здравствуйте, Ольга Валентиновна. Мои дети очень любят сюжетные занятия и викторины. Большинство викторин провожу именно на закрепление изученного материала. Но иногда ввожу и новый материал, если он не очень сложный. При данной форме проведения занятия значительно повышается мотивация детей на освоение нового материала. Спасибо за отзыв.
Морекова Анна Алексеевна # 26 апреля 2018 в 12:27 0
Очень интересная и познавательная викторина. Дети одновременно упражняются в учебном материале по обучению грамоте и уточняют знания пресноводных рыб. Уверенна, что детям такая форма занятий нравится, а значит, и повторение, и усвоение нового материала пройду "на ура"
Светлана Валерьевна Кулеш # 26 апреля 2018 в 12:44 0
Очень интересный материал! Дети могут в увлекательном формате повторять старый материал и узнать что-то новое для себя.
Людмила Петровна Масейкина # 9 мая 2018 в 18:04 0
Здравствуйте, Светлана Валерьевна, спасибо за положительный отзыв.
Елена Рудольфовна Ивкина # 15 июля 2019 в 20:52 0
Людмила Петровна,здравствуйте.Ознакомилась с вашим занятием. Оно грамотно составлено.Форма викторины всегда выигрышная, если даже добавить новый материал.Успехов Вам и вашим деткам.