Творческий конкурс для педагогов «Замечательная Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Лего-конструирование для младших дошкольников

Тезисы: "Лего-конструирование младших дошкольников как условие возникновения интереса ребенка к техническому образованию"
Автор: Степанова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "Центр развития ребенка - детский сад №4" г. Камышлов
Описание материала: данный материал будет полезен воспитателям детского сада, педагогам дополнительного образования в качестве доклада либо рекомендаций по развитию познавательной активности младших дошкольников средствами лего-конструирования, для подготовки к выступлению на педагогическом совете. При необходимости предложенные тезисы могут быть развернуты в полноценную статью.

Принятие решения о направленности педагогической деятельности было продиктовано положением из Комплексной программы «Уральская инженерная школа»: «…о необходимости комплекса мероприятий по повышению мотивации обучающихся к изучению предметов естественно-научного цикла и последующему выбору рабочих профессий технического профиля…» [1].
Детский сад является первой ступенью на пути ребенка к образованию. Каждая ситуация индивидуальна, поскольку требуется набор ресурсов – административных, людских, организационных, временных. Образовательное пространство дошкольной организации обладает такими ресурсами. В детском саду ребенку позволено играть, рисовать, музицировать, слушать сказки и рассказы, конструировать, помогать взрослым и т. д. Ребёнок действует по собственному желанию и сам процесс деятельности, его итог радует не только детей, но и окружающих взрослых, не имея при этом жёстких норм и правил. Вместе с тем подобное многообразие деятельности даёт детям не только определенный объем знаний, умений и даже навыков, но и развивает их мышление, память, внимание, воображение, тягу к общению, нравственные качества. Таким образом в дошкольном возрасте решаются задачи: образовательные, развивающие и воспитательные.
Дополнительное образование рассматривается как пространство образовательных возможностей, механизм поддержки индивидуализации и самореализации человека, удовлетворения вариативных и изменяющихся потребностей детей, семьи и общества в целом. В.А. Березина подчёркивает: «… система дополнительного образования детей располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно-технической, художественной, …и другой образовательной деятельности» [4].
Снижение когнитивного развития детей дошкольного возраста, проблема развития их познавательных способностей – одни из самых актуальных в современной теории и практике детской педагогики и психологии [3], [8]. Возникает противоречие: между требованиями к уровню развития познавательных способностей современного ребенка и недостаточностью современных методических разработок в сфере дополнительного образования младших дошкольников технической направленности.
Выделение технического и естественно-научного направлений дополнительного образования [2], связанных с приоритетами социального и экономического развития Свердловской области, учет перспективных тенденций развития науки, общества, технологий, особенностей развития современных дошкольников способствует обновлению содержания дополнительного образования, базисным элементом которого является программа, что и предопределило разработку дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности по лего-конструированию для детей раннего возраста.
Принци¬пиальные педагогические установки дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы технической направленности по лего-конструированию для детей раннего возраста:
1) лего-конструирование – это технический процесс;
2) лего-конструирование – это творческий процесс.
Предпочтительные формы организации обучения лего-конструированию:
- по образцу или под диктовку педагога (исследователи: Ф. Фребель, В. Г. Нечаева, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук [7]);
- по простейшим чертежам и наглядным схемам (исследователи: С. Леон Лоренсо, В. В. Холмовская) [7]);
- по теме и по зачину [6].

Условие успешного освоения детьми раннего возраста программы по лего-конструированию – игровая деятельность. Сюжет почти всегда подсказывается, а в ходе игры придумывается, что еще надо построить, чтобы играть дальше.
Конструирование объемных 3-D построек, внедрение в практику техники плоскостного конструирования: «лего-мозаика».

Ресурс: Lego DUPLO «Гигантский набор», Lego XXL, комплект базовых деталей: Lego для творческих занятий. Тематические наборы: Lego DUPLO «Café+», Lego DUPLO «Мои первые конструкции», Lego DUPLO «Дочки – матери», Lego DUPLO «Набор Город».

Исходя из детской, обусловленной биологически потребности в игре и конструировании, реализация дополнительной общеразвивающей программы технической направленности «Лего-конструирование» для детей раннего и младшего дошкольного возраста позволила не только расширить образовательное пространство, но и увеличить возможности личностного развития каждого ребенка, задействованного в ней.
Список литературы:
1. Комплексная программа «Уральская инженерная школа» на 2015-2034 годы 06.10.14
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
3. Баранник Н. В. Познавательные способности детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема // Молодой ученый. – 2015. – №24. – С. 916-919.
4. Березина В.А. Развитие дополнительного образования детей в системе российского образования: учеб. пособие / В.А. Березина. – М.: Диалог культур, 2015.
5. Коняева Е. А., Павлова Л. Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е. А. Коняева, Л. Н. Павлова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. – 131 с.
6. Парамонова Л. А. Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»: лекции 1-4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с.
7. Рыкова Н. В., Емельянова И. Е. Конструирование и его роль в развитии творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. LIX междунар. науч.-практ. конф. № 12(57). – Новосибирск: СибАК, 2015.
8. Фельдштейн Д. И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования / Д. И. Фельдштейн // Вестник практической психологии образования, 2011. – № 4. – С. 3-12.

Рекомендуем посмотреть:

Лего-технология в системе дополнительного образования в ДОУ Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Конспект познавательного занятия в старшей группе по теме: Птицы весной Мониторинг детей старщего возраста по познавательно-речевому и художественно-эстетическому развитию
Шапочка - цветок своими руками для танца в детском саду | Конспект НОД во 2 младшей группе. Звуковая культура речи: [т]
Опубликовано: 1431 день назад (17 февраля 2018)
Просмотров: 1879
+5
Голосов: 5
Марина Ивановна Монастырская # 19 февраля 2018 в 11:54 +1
Очень полезная информация. Наши дети очень любят игра с конструктором "Лего"