Нравственно - патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в условиях ДОО и семьи
Аннотация
Родина, Отчизна, Отечество, Отчий край. Так мы называем землю, на которой родились. И нет ничего дороже у человека. Родина, родной город, улица, дом, родные люди в этом доме. Патриотизм – это сложное чувство, возникающее ещё в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Человеческий фактор, поставленный в центр политической жизни нашей страны, делает статью актуальной, раскрывая современные формы общения с ребёнком – дошкольником и его родителями в нравственно – патриотическом направлении.
* * *
В рамках изменения ситуации в социально – экономической, политической, социальной, духовной сфере и сознании граждан РФ, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас, в период становления новых ценностных ориентиров в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Современное общество, конечно, нуждается в деловых, независимых, уверенных в себе людях, смело смотрящих в будущее, принимающих, понимающих и умело использующих опыт прошлого. Наряду с этим, немаловажное значение приобретают такие качества человека, как эмпатия, толерантность, бескорыстное желание помочь ближнему. В связи с этим происходит переосмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в общественной жизни. Требуется разработка новых и расширение, обогащение уже применяемых в детском саду форм работы с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию, подбор оптимальных принципов и подходов, активное вовлечение в эту работу родителей.
Часто утром, во время приёма детей, я наблюдала такую картину. Ребёнок, придя в детский сад, заходил в раздевалку с мамой, (но чаще это происходило с бабушкой), садился на скамеечку и требовал, чтобы его взрослые раздевали. Бабушка начинала суетиться около ребёнка, торопливо стягивать колготки, согнувшись в три погибели, застёгивать сандалии. А ребёнок, довольный, сидел и ждал, когда его взрослые экипируют. Хотя в садике, во время режимных моментов, этот же малыш самостоятельно одевается на прогулку и раздевается после прогулки. Вечером, перед уходом домой, повторяется то же самое. Вечером мы можем наблюдать другую ситуацию. Бабушка стоит, часто по несколько часов, и потихоньку уговаривает ребёнка пойти домой. Ребёнок же делает вид, что не видит своего родного человека. Вечером может быть и другая ситуация. Ребёнок гневно высказывает своему родному человеку претензии по поводу позднего прихода. Может ударить бабушку или маму.
Наблюдая эту картину, я понимала, что в детях отсутствует элементарное уважение к близким, их труду, возрасту. Скорее всего, в семье этому уделяется очень мало внимания или вообще не входит в круг общесемейных ценностей.
В свете вышеизложенного становится актуальным вовлечение семьи к взаимодействию в одном из центральных направлений ДОО – нравственно – патриотическом воспитании дошкольников.
Цели и задачи по нравственно – патриотическому воспитанию заложены в ФГОС ДО в образовательной области «Социально – коммуникативное развитие», которое предполагает усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие и взаимодействие ребёнка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе [28].
В настоящее время, время инновационных преобразований, Российскому обществу требуется новый социальный тип личности, что обуславливает перспективность опыта проделанной работы и сподвигает современного воспитателя к поиску всё новых и новых форм общения с дошкольниками и их родителями (законными представителями) в вопросах нравственно – патриотического воспитания.
Если на детей школьного возраста в вопросах нравственно – патриотического воспитания в большей степени оказывают влияние СМИ, сети интернет, мнение сверстников, то на мировоззрение дошкольников максимальное, ключевое влияние оказывают родители. Именно они прививают ценностные ориентиры дошкольникам.
Актуальной концепцией является повышение компетенции родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников.
В детском саду в рамках сотрудничества детского сада и родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников оказывается всесторонняя помощь: проводятся родительские собрания, мастер – классы, круглые столы, консультации, родители привлекаются к участию в различных мероприятиях ДОО.
В своей работе по нравственно – патриотическому воспитанию мы опираемся на научные подходы такие, как: системный, диалектический и культурологический.
Системный подход – в основе лежит рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, рассмотрение объекта как системы. Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации действий, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач[14, 15].
В рамках ДОО можно рассматривать организацию работы по нравственно – патриотическому воспитанию как сложившуюся систему. В то же время существует структуризация, позволяющая детскому саду работать с дошкольниками, а также вступать в партнёрские отношения с родителями.
Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализ окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах [5].
В результате реализации диалектического подхода у дошкольников развивается устойчивое понимание, что любой предмет, явление, событие имеют своё прошлое, настоящее и будущее.
Яркий пример тому имеет работа в ДОО по ознакомлению детей с событиями Великой Отечественной войны. Погружение детей в события ВОВ способствуют ориентированию детей во взаимосвязи современных событий с событиями прошлого. Такой подход формирует у ребёнка особый взгляд на мир. Ребёнок начинает наделять окружающий мир гипотетическими свойствами.
Культурологический подход – подчёркивается ценность уникальности пути развития каждого региона (своего родного края) на основе не противопоставления естественных (природных) факторов и искусственных (культуры), а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния[10].
Важность этого подхода в работе по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников неоспорима.
Приглашая ветеранов Великой Отечественной войны, знакомя с тружениками тыла своего родного города, мы помогаем детям осознавать неразрывную связь между настоящим и прошлым. Осознать реальность событий прошлого через знакомство с реальными героями, которые живут рядом (Рис.1), быть может, не только в одном городе с ними, а на одной улице, в одном доме и даже в одной квартире.
Рис. 1. – Тематический вечер, посвящённый годовщине Победы в Великой Отечественной войне
Неоценима помощь родителей, которые помогают воссоздавать события прошлого через такие формы как чтение книг, беседы с детьми, просмотр фильмов, посещение музеев города, а также помощь родителей в пополнении развивающей предметно – пространственной среды группы и дошкольной организации в целом – создание выставок, мини-музеев (Рис.2).
В педагогике выделяются исторически устоявшиеся, фундаментальные принципы воспитания. При разработке содержания, технологии работы по нравственно – патриотическому воспитанию хотелось бы выделить некоторые конкретные принципы, на которые мы опираемся в своей работе.
Принцип ценностных ориентаций, который требует от педагога наполнения взаимодействия с детьми определённым ценностным содержанием, ориентированным на такие высшие общечеловеческие ценности, какими являются человек, жизнь, природа, труд, общение и познание [9].
Принцип гуманизации основан на отношении к человеку как к высшей ценности; на признании права ребёнка на свободное развитие и проявление
Рис. 2. – Обогащение развивающей предметно – пространственной среды при активной помощи родителей
своих способностей [2, 3].
Принцип уникальности места – является выразителем краеведческого подхода в социокультурном аспекте. Территория региона рассматривается как универсальная ценность для людей, которые считают её своей родиной.
Изучение природной, культурной, социально – экономической уникальности края, связи с предшествующими поколениями (народные традиции, творчество) является важным условием формирования культуры личности[10].
Принцип комплексности – содержание концентрируется в темах – комплексах[10].
Принцип динамики преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при этом учитывается специфика изменения социального опыта детей разного дошкольного опыта[10].
Принцип интеграции знаний - установление соотношения между информацией ... отбор наиболее значимых для ребенка актуальных знаний для понимания детьми целостной картины мира[23].
А также, опираемся на концепцию народности в воспитании, которая была обозначена Константином Дмитриевичем Ушинским как основа всей педагогической системы[25, 26].
Хотелось бы остановиться на тех формах работы по нравственно – патриотическому воспитанию с дошкольниками, в которых активное участие могут принимать родители (законные представители).
Одной из эффективных форм по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников при участии родителей являются тематические вечера, приуроченные к государственным праздникам. Такая форма особенно актуальна в свете приближения семидесяти пятой годовщины Победы советского народа над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Когда на такие вечера приходят ветераны ВОВ в форме и труженики тыла в орденах (Рис.3), дети начинают по- другому смотреть на этих пожилых людей и слова, произносимые в их адрес, приобретают особый смысл.
Рис. 3. – Поздравление ветеранов и тружеников тыла с праздником
Родители являются активными участниками в насыщении развивающей предметно – пространственной среды группы: приносят предметы времён ВОВ, ордена, фотографии, помогают оформить помещение к этим праздникам, готовят музыкальные номера и подарки для ветеранов вместе с детьми.
Хотелось бы остановиться ещё на одной форме эффективного взаимодействия ДОО и родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания дошкольников – организации тематических мини – музеев.
Накопленный опыт работы по музейной педагогике показывает, что создание музея также способствует установлению эмоциональной близости в детско-родительских отношениях [16].
Организация такого мини – музея в детском саду, как «Русская изба», знакомит детей с семейными ценностями, традициями, бытом, позволяет прикоснуться к истокам русской народной культуры, позволяет проводить работу по нравственно – патриотическому воспитанию не только со старшими дошкольниками (Рис. 5), но и с детьми младшего дошкольного возраста (Рис. 4).
Рис. 4. – Знакомство младших дошкольников с предметами народного быта в мини – музее «Русская изба»
Организация различных мини – музеев: «Музей хлеба», «Моя Родина -Россия», «Музей ВОВ» помогает успешно реализовывать идеи нравственно – патриотического воспитания. Участвуя в экскурсиях, музейных праздниках, развлечениях, рисуя свои рисунки, рассматривая экспозиции, дети тем самым усваивают опыт социальных взаимоотношений, учатся считаться с интересами и мнением других людей, приобретают умение выражать личное отношение к событиям и фактам, учатся эмоционально оценивать собственную деятельность и деятельность окружающих, развивают речь, как связующую нить в общении со сверстниками, взрослыми, с предметным миром [21].
Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.
Рис. 5. – Работа старших дошкольников с предметами народного быта в мини – музее «Русская изба»
Но в обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей.
Роль мини-музея в патриотическом воспитании велика:
- помогает приобщать детей к истокам народной и национальной культуры;
- способствует сохранению народных традиций, воспитанию чувства патриотизма и духовности;
- позволяет развивать у дошкольников способности к эстетическому созерцанию и сопереживанию, потребность и способность самостоятельно осваивать окружающий мир.
В условиях пандемии короновирусной инфекции актуальным становится проведение онлайн: занятий, мастер-классов, дидактических игр. Такая форма работы с дошкольниками может использоваться для занятий с детьми, не посещающими детский сад независимо от пандемии, а также, с детьми с ограниченными возможностями. Эта форма позволяет приступить к занятиям в любое удобное для ребёнка и родителей время. Для проведения таких онлайн занятий используются различные платформы и социальные сети: ZOOM, Skype, ВКонтакте и т. д. При разработке цифровых занятий, как и при разработке обычных занятий, обязательно учитываются возрастные особенности детей, временные рамки и особенности здоровья детей с ОВЗ.
Такая форма расширяет возможности воспитателей, реализуется возможность воспитателей в разработке интерактивных игр по различным темам. Сейчас значительно увеличилось количество сайтов, предлагающих различные шаблоны построения интерактивных игр по различным темам, в том числе и по нравственно – патриотическому воспитанию. Возможна разработка игр, знакомящих детей с правилами дорожного движения, этикета, событиями Великой Отечественной войны.
Эта форма работы даёт возможность сотрудникам детского сада проводить индивидуальные онлайн-консультации с родителями дошкольников, а также, проводить групповые родительские собрания.
Ещё одной интересной формой эффективного взаимодействия детского сада и родителей в работе с детьми по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников, являются социальные акции.
Всем известны экологические акции, которые успешно реализуются в ДОО (озеленение участков групп, помощь зимующим птицам, сбор отработанных ёлок для подкормки зверей в зоопарках и т. д.)
В настоящее время в современном обществе социальные акции приобретают большое значение. К сожалению, экономическая ситуация в стране приводит к тому, что некоторые слои населения оказываются в непростой ситуации. Речь идёт о пожилых людях. Но многие из них нуждаются не только в финансовой поддержке, но и во внимании, участии. Изготовление подарков для пожилых людей, поздравления с праздниками, общение с пожилыми людьми помогают детям формировать особое отношение к людям преклонного возраста (Рис. 6). Это направление работы способствует развитию духовно-эмоциональной связи между детьми и пожилыми людьми.
Рис. 6. – Музыкальное поздравление пожилых людей в Центре социального обслуживания населения Канавинского района города Нижнего Новгорода с Новым годом
В рамках этой формы работы с детьми приобретает особое значение участие детей с родителями в акции «Бессмертный полк». Эту акцию можно проводить как на базе ДОО, так и участвовать во всероссийской акции. Эта акция особенно актуальна в свете празднования 75-летия Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Объединяясь в проведении тематических праздников, досугов, акций с взрослыми, дети приобретают опыт взаимоотношений, учатся видеть и понимать эмоциональное состояние взрослых людей, у дошкольников формируется сфера личностных взаимоотношений.
Библиографический список
1. Агапова И. А., Давыдова М. А. Детям о памятных датах и культурных ценностях России. – М.: АРКТИ, 2013. – 160 с
2. Амонашвили Ш. А. Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе. – М., 2013
3. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка Отметка. М., 1930; Созидание человека. М., 1982; Здравствуйте, дети! М., 1983; Размышление о гуманной педагогике. М:. Просвещение, 2011. - 245 с
4. Акопова М. А. Теория и методика реализации личностно – ориентированного подхода в условиях выбора дополнительных образовательных программ [Текст]: Автореф. Дис….докт. пед. Наук / М. А. Акопова / СПбГПУ. – СПб.,2004 г. – 42 стр
5. Веракса Н.Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии. 1990. № 4. C. 135–139.
6. Дошкольное учреждение и семья — единое пространство детского развития / Т. Н. Доронова, Е. В. Соловьева, А. Е. Жичкина и др. — М.: Линка — Пресс. – 2001 г. — с. 25-26.
7. Васильченко Н.Р. Нравственно-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики / Н.Р.Васильченко - Дошкольная педагогика, №5, 2009. стр.6-7
8. Виниченко В. Ребенок в пространстве музея / В.Виниченко - Дошкольное воспитание, 2003, № 5. стр.38-41
9. Голубков В. О. Ценностные ориентации детей старшего дошкольного возраста как фактор нравственного воспитания / В. О. Голубков, А. В.Кузнецова, М. Ю. Ушков. – Текст: непосредственный электронный// Вопросы дошкольной педагогики. – 2016
10. Камратова Н. Г., Грибова Л. Ф. Патриотическое воспитание детей: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 208 с.
11. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия / Под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
12. Нестеренко Н. Мини-музеи в ДОУ/ Н.Нестеренко - Обруч, № 6, 2000. стр.30-31.
13. Пантелееева Л. Хочу в музей / Л.Пантелеева - Дошкольное воспитание, 2006, № 9. стр.115
14. Поддьяков Н.Н. Особенности ориентировочной деятельности у дошкольников при формировании и автоматизации практических действий: дис. … канд. психол. наук. – М., 1961.
15. Поддьяков Н. Н. Мышление дошкольника. Педагогика (1977) 272 стр.
16. Попова И.А. О диалоге музейной и семейной педагогики в практике дополнительного образования дошкольников / И.А.Попова - Управление ДОУ, 2006, № 5. стр.84.
17. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду / Н.А.Рыжова, Л.В. Логинова, А.И.Данюкова - М.: Линка-Пресс, 2008.
18. Рыжова Н.А. Развивающая среда детского сада / Н.А.Рыжова - М.: Линка-Пресс, 2003.
19. Сенновская И. Дошкольники и музеи / И.Сенновская - Дошкольное воспитание, 2002, № 5. стр.98.
20. Столяров Б. Педагогическая деятельность музея / Б.Столяров -Дошкольное воспитание, 2002, № 11. стр.66
21. Тихонова М.В. Красна изба… Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада / М.В.Тихонова, Н.С.Смирнова. - Спб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
22. Тихонова О.Г Дошкольнику о музейной культуре: Методическое пособие для воспитателей, педагогов ДОУ и родителей / О.Г.Тихонова. - М.: АРКТИ, 2006.
23. Третьяк Н.В. Методические рекомендaции по принятию мер по рaзвитию дошкольного обрaзовaния в 2007 – 2010 годaх. – 2007. - №11. – с. 6 -8.
24. Трунова М. Секреты музейной педагогики / М.Трунова - Дошкольное воспитание, 2006, № 4. стр.38
25. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения в 6т. Т.2. Сост. С.Ф.Егоров / К.Д.Ушинский. - М.: Педагогика, 1988.
26. Ушинский К. Д. Работа «О народности в общественном воспитании» – 1857г.
27. Фаткуллина Э. Этнографический музей «Родник истории» / Э.Фаткуллина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.126
28. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержден Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандартадошкольного образования"
29. Цепина Т. Музей в детском саду / Т.Цепина - Дошкольное воспитание, 2007, № 5. стр.124
30. Чумалова Т. Основные принципы музейной педагогики / Т.Чумалова -Дошкольное воспитание,2008, №3.
31. Чумалова Т. Музейная педагогика для дошкольников / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2007, № 10. стр.44-50
32. Чумалова Т. Историческое познание и музей / Т.Чумалова - Дошкольное воспитание, 2008, № 5. стр.61
Рекомендуем посмотреть:
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в детском саду
Конспект интегрированной НОД детей подготовительной группы. Камчатка и её коренные жители
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Мой город Ржев
Работа с родителями в детском саду. Нравственно-патриотическое воспитание детей