План саморазвития воспитателя по теме «Воспитание познавательной активности старших дошкольников средствами краеведения»
Самообразование воспитателя ДОУ. Воспитание познавательной активности у дошкольников 5-7 лет средствами краеведения
Средь множества пытливых глаз
Попробуй заслужить признанье.
Ребенок - главный среди нас
Всегда он требует вниманья.
Сумей всех лаской обаять,
Встречая каждый день улыбкой.
И много знать, и не солгать,
Не совершать сумей ошибки.
Ребенок, словно чистый лист бумаги
Неосторожно не сомни его судьбу,
Ты помоги ему, придай отваги
И научи выигрывать борьбу.
Тема: «Воспитание познавательной активности у старших дошкольников средствами краеведения.» Автор: Воспитатель подготовительной группы МБДОУ №3 детский сад «Сказка» Правдина Нина Николаевна Специальность: воспитатель, Среднее специальное образование
Стаж педагогической работы 27 лет, 1 квалификационная категория
2016 год (курсы повышения квалификации)
Начало работы: сентябрь 2016 год
(дата начала работы над темой)
Окончания работы : май 2017
(предполагаемая дата окончания работы)
Тема: «Воспитание познавательной активности старших дошкольников средствами краеведения». Актуальность выбранной темы. “Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К. Симонов.
Суть моей работы состоит в том, чтобы посеять и вырастить в душе ребенка семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре родного края и страны.
Если внимательно взглянуть на окружающий нас мир, на уклад жизни современных людей, и проанализировать, то можно увидеть, как быстро развиваются возможности нашего общества, что накладывает определённый отпечаток на жизнедеятельность и взрослых людей и их детей. Родители понимают в какое не простое время придётся жить их детям, они заботятся о развитии своего ребенка. Стоит только включить телевизор, как тут же слышишь: уникальный ребёнок, суперспособный мальчик, талантливая девочка и т.д. Папы и мамы стремятся развить в ребёнке уникальные способности: знание многих иностранных языков, умение профессионально танцевать и петь и т.д. Но порой современные дети, живя на улице прославленного генерала А.Я. Веденина, не знают, кто он такой и почему одна из улиц небольшого города Шахунья, носит его имя , да и сами родители, не всегда ответят на этот вопрос правильно. Одним из источников обогащения знаний дошкольников о родном крае, формирования у них нравственных качеств является краеведение Надо помнить, что дошкольник воспринимает окружающую его действительность эмоционально, поэтому чувство к родному городу, к родной стране у него проявляется в чувстве восхищения своим городом, своей страной. Именно эти чувства необходимо вызывать в процессе работы по ознакомлению детей с родным городом и своей страной. Воспитание чувства патриотизма – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, детскому саду, родному городу и стране играет огромную роль в становлении личности ребенка. Цель:
«Воспитание познавательной активности старших дошкольников путём приобщения к культуре родного края.» Задачи:
- проанализировать педагогическую и методическую литературу по данному вопросу, изучить передовой педагогический опыт по теме исследования;
- воспитывать у детей любовь и привязанность к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- расширять представления о родном городе, его истории и его особенностях, познакомить детей с достопримечательностями родного края.
1.Провести консультацию для педагогов на тему:
«Краеведческая деятельность, как средство приобщения детей к истории и культуре родного края»
2.Выступление на педагогическом совете №2 по теме: «Метод проектирования. Как средство ознакомления старших дошкольников с родным краем»;
3.Принять участие в семинаре «Организация исследовательской деятельности дошкольников по краеведению.»;
4.Провести мастер-класс для педагогов по теме: «Плетение из полосок бумаги «Делаем поздравительную открытку». Формы работы и отметка о выполнении.
С детьми.
+-
С педагогами .
+-
С родителями.
+-
Викторины «Растительный и животный мир», «Конкурс знатоков родного края».
Экскурсии по городу, в краеведческий музей, к памятникам города Шахунья, на художественную ткацкую фабрику «Тканые узоры» Цикл занятий по краеведению.
Рассматривание фотографий родного города и беседа о том, что на них изображено
Составление творческих рассказов о городе.
Знакомство с творчеством Шахунских писателей и поэтов
Выставка рисунков и поделок детей по теме «Мой родной край – Шахунья», «Моя дружная семья»
Подвижные игры родного края «Редька», «Челнок», «Домовой» т.д.
Проведение осеннего праздника « Капустник» весеннего праздника "Широкая Масленица". Участие семинарах
в ДОУ
«Организация
исследовательской
деятельности
дошкольников по
краеведению»
(Октябрь)
Участие в работе
муниципальных
педагогических
чтениях. (Февраль)
Проведение
мастер-классов для
педагогов.
Тема: ««Плетение
из полосок бумаги
«Делаем
поздравительную
открытку»(март)
Выступления с
распространением
опыта работы на
пед. советах. (Май)
Проведение осеннего праздника «Капустник»
(Октябрь)
Беседы с родителями о важности данной проблемы
(В течении всего года)
Оформление папки – передвижки «Люби и знай
свой край родной».(Ноябрь)
Привлечение родителей к пополнению уголков краеведения предметами русского быта(В течении
всего года)
Консультации «Ребенок и окружающий мир»(Октябрь), «Расскажите детям о своем любимом месте города»(Декабрь), «Куда
пойти с ребенком в
выходной день»(Январь).
Изготовление фотогазеты «Бравые
солдаты – молодцы,
бравые солдаты- удальцы»(февраль),
«При солнышке тепло –
при матери добро»(март);
Организация и
проведение весеннего праздника "Широкая Масленица"»(март).
Практические выходы:
1.Пополнение предметно-пространственной среды .
2.Открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности. Тема: праздник «Мы правнуки твои, Победа!»;
3. Подготовка и принятие участия в муниципальных педагогических чтениях Тема: «Познавательно – исследовательский проект «Хлеб - всему голова! »;
4. Проведение мастер-классов для педагогов.
Тема: ««Плетение из полосок бумаги «Делаем поздравительную открытку»»;
5. Оформление папки-передвижки.
Тема: «Люби и знай свой край родной»;
6. Выставка рисунков детей .
Тема: «Мой родной край – Шахунья», «Моя дружная семья»
7. Оформление сборника консультаций для родителей.
Тема: «Куда пойти с ребенком в выходной день», «Расскажите детям о своем любимом месте города», «Расскажите детям о своих предках»,
8. Проект.
Тема: «Люби и знай родной свой край»
9. Отчёт о проделанной работе за учебный год на педагогическом совете в конце учебного года.
Литература:
1. Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. «Взаимодействие педагогов дошкольных образовательных учреждений с семьями воспитанников».
2. Виноградова Н.Ф., Козлова С.А. «Наша Родина» М.Просвещение.1984г.
3. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы"
4. Дыбина О.В. «Ознакомление с предметным и социальным окружением» М. Мозаика-Синтез 2012г.
5. Князева О. Л., Маханёва М. Д. Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры».
6. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2013. — С. 41-42.
7.Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина» М.Сфера 200312. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
8. Маханёва М.Д. «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста» М. Мозаика-Синтез 2004г.
9. ООП МБДОУ «Детский сад «Сказка».
10. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.А., Комаровой Т.С., Василевой М.А. М. Мозаика-Синтез 2011г.
11. Программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад «Сказка».
12. Образовательный портал "Слово". / Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Методические рекомендации.Указ Президента Российской Федерации от 20 октября 2012 года № 1416«О совершенствовании государственной политики в области патриотического воспитания»