Творческий конкурс для педагогов «Осенний листопад»

 

Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Конспект занятия «Растения в геральдике белорусов»

Внеурочное занятие о растениям на символике государства.
Автор: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Возраст детей: 12-15 лет
Цель занятия: способствовать расширению знаний учащихся о растениях на символике государства.
Задачи:
Обучающая – расширить знания о растениях в государственной символике.
Развивающая – сформировать коммуникативные навыки в ходе интерактивных игр.
Воспитывающая – воспитывать культуру общения.
Специфика занятия: учебно-развивающее занятие.
Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный метод (объяснение, беседа, лекция);
- наглядный метод (демонстрация иллюстраций);
- игровой (викторина, дидактические игры).
Материально-техническое обеспечение учебного занятия: бумага, ручки, цветные карандаши, иллюстрация герба государства, иллюстрация гербов государства на протяжении веков, цветная бумага, скотч, клей, картон, иллюстрации гербов городов Беларуси.
Литература
1. Цiтоу А., Гербы беларускiх гарадоу, Мiнск, 1983 .
2. Цiтоу А., Наш сiмвал - Пагоня, Мiнск, 1993
3. Рассадин С., Михалченка В.,Гербы i сцягi гарадоу i раёнау Беларусi 1991-2004, Мiнск, 2005
4. Государственные символы Белоруссии.
5. Адамушко В.И., Елинская М.И., Гербы и флаги Беларуси, Мiнск, 2006

Структура занятия:
1. Организационный этап
Приветствие. Сообщение темы, цели занятия.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
Игра «На гербах каких стран есть растения»
3. Операционно-познавательный этап
3.1. Лекция «Геральдика Беларуси» с иллюстрациями гербов различных времен;
3.2. Игра «Верно не верно»;
3.3. Физкультминутка «А часы идут, идут»;
3.4. Беседа «Что символизируют растения на гербах городов Беларуси»;
3.5. Конкурс кроссвордов.
4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. Изготовление льна в технике «Айрис фолдинг».
5. Рефлексия
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Светофор».

Содержание занятия.
1. Организационный этап
Здравствуйте ребята. Тема нашего сегодняшнего занятия: «Растения в геральдике белорусов», мы с вами рассмотрим наш герб, изучим все растения, которые изображены на нем изображены и узнаем, что они символизируют.

2. Ориентировочно-мотивационный этап
Игра «На гербах каких стран есть растения?»
Ребятам предлагается вспомнить станы, на гербах которых изображены растения.
(Тот, кто называет страну и что за растение изображено на гербе получает одну звезду. Побеждает тот участник, который наберет большее количество звезд).
Аргентина – лавровый венок, Болгария – дубовые листья, Гаити – кокосовая пальма, Италия – оливковая ветвь, дубовая ветвь, Сенегала – дуб, Таджикистан – колосья пшеницы.

3. Операционно-познавательный этап
3.1. Лекция «Геральдика Беларуси» с иллюстрациями гербов различных времен.
В старину родовитые люди, мещане, мастеровые люди имели свой гербы. Герб - это отличительный знак, на котором были изображены разные предметы, символы, указывающие на род, сословие, город, страну. Слово "герб" имеет свои корни в немецком языке, в котором имеет значение "наследство". К нам это слово пришло через посредство польского языка. Герб передавался по наследству и свидетельствовал всем потомкам о том, что это за род, откуда, какие имел занятия в прошлом. Изучением старинных гербов занимается геральдика. Иногда герб может рассказать многое о старине, о людях, живших в давние времена.
На протяжении многих веков наша страна менялась и развивалась, и вместе с ней менялся её герб. Первый известный герб датирован 16 веком, когда Беларусь была в составе ВКЛ. Герб «Погоня» — всадник с поднятым мечом на белом коне, изображенный на красном поле. В качестве государственного герба Княжества Литовского, древнего белорусского государства, его начал использовать великий князь Витень в конце XIII века.
«Витень нача княжити над Литвою измысли себе герб и всему князству Литовскому печать: рыцерь збройный на коне з мечем, еже ныне наричут Погоня», — пишет Густынская летопись.



Следующим известным гербом был герб Речи Пасполитой, символ унии Королевства Польского и Великого княжества Литовского. Представлял собой объединённый герб обеих держав в четверочастном щите, в 1 первой и 4 частях польский белый орёл, во 2 и 3 литовская «Погоня». В малом щитке обычно располагался герб правящего монарха.



С 1850х годах Беларусь входила в состав Российской империи, которая была разделена на множество губерний, и у каждой была своя символика.



Перед вами гербы витебской и виленской губерний, как видите различий между ними мало. Описание герба:
"В червленном щите серебряный всадник в вооружении, с поднятым мечом и круглым щитом; седло на серебряном коне червленое, покрытое трехконечным золотым, с лазуревой каймою, ковром. Щит увенчан Императорскою короною и окружен золотыми дубовыми листьями, соединенными Андреевскою лентою".

После Февральской революции национально настроенная интеллигенция стала добиваться автономии на территории с преобладанием белорусов. 25 марта 1918 года представители нескольких национальных движений в условиях немецкой оккупации объявили о создании независимой Белорусской Народной Республики (БНР): «Ад гэтаго часу Беларуская Народная Рэспубліка абвешчаецца Нізалежнай і Вольнай Дзяржавай». Изображение «Погони» утверждено как государственный символ. Правда «наши крестьяне на съездах высказывались в том смысле, что им не нужна автономия, но делали они это по неразумению и темноте своей… Народ — вещь хорошая, но ему необходимо рассказать, разъяснить, его необходимо сначала просветить, научить, и только потом уже звать к себе на совет» (Я.Лёсік. Аўтаномія Беларусі. Мн. 1917). БНР просуществовала несколько месяцев.



В 1922 году БССР вошла в состав СССР. В 1926 г. был принят новый герб, который незначительно менялся, давайте посмотрим таблицу (приложение 1).

В 1995 году был принят нынешний герб республики, в котором в 2012 годы были небольшие дизайнерские изменения.
Государственный герб Республики Беларусь может воспроизводиться в многоцветном, двухцветном и одноцветном (в том числе золотом) изображении в графическом или объемном варианте.



В основу современного Государственного геральдического символа Беларуси был положен герб, существовавший до осени 1991 г., который, в соответствии с новыми политическими реалиями, претерпел некоторые изменения. Это, в первую очередь, касается одного из центральных элементов всех гербов, которые имели республики Советского Союза – перекрещенных серпа и молота – основополагающей фигуры советской эпохи. Герб венчала красная пятиконечная звезда.
После 1991 г. в изображение Государственного герба были внесены определенные изменения. В центре гербового изображения появился контур Республики Беларусь зеленого цвета, красная лента была заменена на ленту с цветами государственного флага, в центре появилась надпись с официальным названием государства: «Рэспубліка Беларусь». Претерпели незначительные изографические усовершенствования и дру­гие элементы герба: колосья, пятилепестковые цветки льна, цветы клевера, земной шар. С точки зрения специалистов, они приобрели более совершенные очертания, отвечая современным дизайнерским требованиям.
Герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему. Элементы герба хорошо продуманы, несут глубокую смысловую нагрузку и тесно взаимосвязаны между собой.
Основной конструкцией композиции являются изображения земли и восходящего солнца. Это два слоя символов жизни. Первый – Земля – основа всего живого. Второй – Солнце – древний космический символ, использовавшийся многими народами на протяжении тысячелетий и означавший божество, источник жизни, жизненную силу.
Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Республики Беларусь, как бы согревают ее, несут тепло, жизнь, радость. Очертания границ Беларуси, наложенные на солнечные лучи, составляют центр композиции герба.
Солнечные лучи являются одновременно связующим звеном между изображением Беларуси и земного шара. Здесь также заложен глубокий смысл. С одной стороны, Беларусь не нивелируется, не растворяется, а проявляется как самостоятельное, суверенное государство – вынесенные вверх контуры Республики как бы выделяют ее в мировом сообществе и этим подчеркивают ее значимость. С другой стороны, лучи символизируют связь Беларуси с мировым сообществом, указывают, что наша республика не возвышается над мировым объединением народов, а органически вливается в него.
Контур Беларуси в центре символизирует суверенитет, территориальную целостность страны в ее международно признанных границах. В этом находят отображение самостоятельность нашего народа и его мирный характер. В то же время контур подчеркивает индивидуальность герба, его национальную особенность.
Пятиконечная звезда – пентаграмма на гербе – один из древнейших символов человечества – выступает как символ вечности, счастья, лучшей жизни, верного пути и высоких стремлений, а также является символом охраны, безопасности. Таким образом, звезда в вершине герба символизирует гуманизм и одновременно защиту, оборону нашего Отечества, соответствуя менталитету Беларуси. Кроме того, пятиконечные лучи звездочки на гербе символизируют связь, дружбу людей всех пяти континентов Земли. Это еще раз подчеркивает дружелюбный характер нашего народа.
Изображения земли и солнца отражают древние традиции белорусов, а также несут глубоко современный смысл, отражая надежды на расцвет Беларуси на основе прочной связи с родной землей-кормилицей и с мудростью энергичного народа, который трудится на этой земле.
Эти ценности дополняет идея неистощимого плодородия и щедрого изобилия. Она нашла воплощение в обрамлении герба – венке из спелых и ржаных колосьев, украшенном цветами клевера и льна, обвитом лентой цветов Государственного флага.
Венок издревле использовался народами как награда победителю и олицетворял победу. Венок из колосьев, переплетающийся цветками клевера и льна, – это символ памяти и нерасторжимой связи современников с предками. Венок, образованный из пучка ржи, с древних времен имел священный смысл для всех славянских народов, создавших на протяжении веков свою особую культуру. Славяне верили, что пучок или иной хлебный посыл – самый достойный способ обращения к божественным силам с просьбой о ниспослании или даровании нового урожая и процветания. До сего дня многие жители наших деревень ставят в доме сноп или пучок колосьев из нового урожая как залог трудовой удачи в будущем. Клевер – символ связи с созидательным миром животных, для которых клевер – лучший корм. Древние считали, что человек – часть всего мира живых существ, способный сохранить себе жизнь и обеспечить процветание только при условии сохранения и процветании остального животного мира. Лен – это хлопок севера, лен – символ преобразующей мощи труда, знак добра и достатка. Ниже контура границы Республики Беларусь помещен земной шар с восходящим над ним солнцем и золотыми лучами.

3.2. Игра «Вено не верно»
Теперь ребята проверим как вы запомнили историю нашего герба. Сыграем в игру «Верю не верю».
Правила игры: участвуют все учащиеся. участникам задаются вопросы, ответы на которые могут быть да или нет, за каждый верный ответ участник получает один балл.
1. Верно ли что слово "герб" имеет свои корни в немецком языке, в котором имеет значение "наследство"? (верно)
2. Верно ли что герб — это отличительный знак, на котором были изображены разные предметы, символы, указывающие на род, сословие, город, страну? (верно)
3. Верно ли что герб нашей страны никогда не менялся? (не верно, на протяжении веков герб нашей страны менялся)
4. Верно ли что геральдика занимается изучением флагов? (не верно, геральдика занимается изучением гербов)
5. Верно ли что на гербе погоня изображен рыцарь с опущенным вниз мечем на черном коне? (не верно, меч поднят и рыцарь на белом коне)
6. Верно ли что герб Речи Пасполитой объединял в себе гербы двух держав? (верно)
7. Верно ли что с 1845 Беларусь была в составе Российской Империи? (не верно с 1850г.)
8. Верно ли что у всех губерний был одинаковый флаг? (не верно, у каждой губернии был свой герб)
9. Верно ли что герб Виленской губернии был украшен дубовыми листьями? (верно)
10. Верно ли что В 1922 году БССР вошла в состав СССР. В 1926 г. был принят новый герб? (верно)
11. Верно ли что герб Белорусской ССР был скопирован с герба РСФСР 1920 г? (верно)
12. Верно ли что в 1927г на гербе был изображён всадник? (не верно, серпа и молота, помещенных крест на крест рукоятками к низу и окруженных венком, состоящим слева из ржаных колосьев, переплетенных клевером, и справа – из дубовой ветки; внизу между обоими половинами венка находится часть земного шара)
13. Верно ли что в 1995 году был принят нынешний герб республики? (верно)
14. Верно ли что герб отражает лучшие качества и черты национального характера белоруса: трудолюбие, доброжелательность, устремленность к лучшему? (верно)
15. Верно ли что на гербе Лучи солнца, восходящего из-за земного шара, проецируются на контуры территории Российской Империи? (не верно, на контур Республики Беларусь)
Давайте подведем итог нашей игры и поздравим победителей.

3.3. Физкультминутка «А часы идут, идут».
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

3.4. Беседа «Что символизируют растения на гербах городов Беларуси».
Педагог: – Давайте более подробно поговорим о растениях, которые изображены на гербах городов нашей страны. Ребята, на гербах каких городов Беларуси есть растения?
Учащиеся: – Витебск, Новополоцк, Островец, Держинск, Вилейка, Березено, Горки, Костюковичи.
Педагог: – Хорошо, а теперь давайте посмотрим на гербы этих городов (демонстрация гербов городов Беларуси), (приложение 2).
Педагог: – Мы с вами рассмотрели гербы, на гербе Витебска изображены лавровые ветви, они символизирует силу, славу и мир. Будучи вечнозеленым растением, он символизирует постоянство, вечность и бессмертие. В древнегреческой культуре лавр олицетворял победу и мир и был посвящен Аполлону и Дионису. Согласно мифу, Аполлон преследовал нимфу Дафну, давшую слово сохранить целомудрие. Дафна взмолилась о помощи, и боги превратили ее в лавровое дерево, которое тщетно обнимал Аполлон. Отныне лавр стал его священным растением. Вот почему в Греции музыкантов, поэтов, танцоров, покровителем которых был Аполлон, награждали именно лавровыми венками, в то время как спортсменов, атлетов увенчивали оливковыми или сельдерейными венками.
Педагог: – Следующий город Новополоцк, что изображено на гербе?
Учащиеся: – Белая кувшинка с двумя белыми развернутыми стилизованными лепестками, это воплощение древней легенды Полоцкой земли о Белом городе, к которому из древнего Полоцка ведет подземный ход под рекой. У древних славян кувшинку белую называли одолень-травой, использовали в качестве оберега, наделяли защитной силой, приписывали ей таинственные свойства
Педагог: – Обратите внимание на гербы городов Островец и Березино. Что за могучее растение изображено?
Учащиеся: – На гербах изображен дуб.
Педагог: – Вглядись в него: он важен и спокоен
Среди своих безжизненных равнин.
Кто говорит, что в поле он не воин?
Он воин в поле, даже и один.
Издавна дуб символизирует мудрость и стойкость. В старину у славян было распространено верование, что в дубах обитают души умерших предков. Это представление подтверждается реальным фактом древних захоронений в лесах, в частности, дубовых, — на деревьях и под деревьями. В легендах и сказках древних славян дуб зачастую является сакральным местом, с которым связана судьба человека и возле которого совершаются решающие для героев события. Дуб почитали и как дерево плодородия; сохранился обычай садить дубок при рождении ребенка.
Педагог: – Перейдем к очень интересному гербу города Держинск. Обратите внимание на гербе этого города изображено не одно растение а несколько, назовите их.
Учащиеся: – На гербе изображены: черная дубовая ветвь с золотыми желудями и листьями и золотая оливковая ветвь с семью черными плодами.
Педагогь: – Очень часто на гербах изображают колосья ржи, пшеницы, они символизируют обновление жизни, плодородие (земли), оберег от порчи. 3ерно наделялось функцией защиты людей и скота от нечистой силы, болезней:
• в дни, когда особенно активизировалась нечистая сила, обсыпали весь двор зерном, закапывали под порогом дома освященную в Сочельник пшеницу (восточные славяне),
• разбрасывали зерно по углам комнаты (гуцулы).
• Зерном пшеницы, сбереженным с Сочельника, можно было спастись от ведьмы, положив его под язык (украинцы восточной Словакии).
И на гербах каких городов Беларуси изображены колосья?
Учащиеся: – Вилейка – два серебряных тюка с золотым ржаным колосом, Горки – 3 зеленых колоса, Костюковичи – два золотых перекрещенных ржаных колоса.

3.5. Конкурс кроссвордов.

Учащиеся делятся на 2 команды, отгадывают кроссворд по теме занятия.
Вопросы:
1. У каждой страны есть флаг, гимн и …? (герб)
2. Как называется наука, которая изучает гербы? (геральдика)
3. Как называется флаг и изображенным всадником? (погоня)
4. Что символизирует дуб? (мудрость)
5. Какое растение изображено на гербе Витебска? (лавр)
6. На гербе БССР 1920г. изображены колосья чего? (шеница)
7. На гербе Виленской губернии какое растение изображено? (дуб)



4. Контрольно-коррекционный этап
4.1. изготовление василька в технике «Айрис фолдинг».
Для изготовления цветка льна нам понадобится: цветная бумага (синяя для цветка любой другой цвет для фона), скотч, клей, схема.
Берем готовую схему и переводим рисунок на цветную бумагу.



Теперь нужно вырезать силуэт нашего цветочка и зафиксировать его на трафарете.
Далее следует нарезать полоски цветной бумаги ширенной 3 сантиметра и сложить каждую полоску пополам.



Теперь начинаем наклеивать полоски начиная я первой, каждую полоску фиксируем скотчем с двух сторон, центр заклеиваем квадратом.



Наш цветочек почти готов. Осталось снять скрепки, перевернуть и наклеить сзади картон.



И вот наш цветочек готов.



5. Рефлексия.
Подведение итогов занятия. Интерактивная игра «Светофор».
Вот и подошло к концу наше занятие. На ваших столах лежат карточки: красная, желтая и зеленая. Поднимите одну карточку которая соответствует вашему настроению.
Дети сигналят карточками:
Зелёной – побольше таких дел, поучительно,
Жёлтой – понравилось, но не всё, интересно,
Красной – дело не понравилось, скучно.

Предполагаемый результат занятия
Знать:
- растения в геральдике белорусов;
- символизм растений;
Уметь:
- работать в команде;
- использовать, полученные ранее знания;
- разгадывать кроссворды.


ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Изменение герба с 1922г.по 1991г.





Приложение 2
Гербы городов Беларуси.



Рекомендуем посмотреть:

Внеурочные занятия по истории для 4 класса Урок-игра в 5 классе. Герои народных и литературных сказок разных стран мира День семьи в начальной школе, 4 класс Внеклассное мероприятие «Скоро лето», 4 класс

Похожие статьи:

Ролевая игра для младших школьников. Свойства растений

Внеурочное занятие в 4 классе. Наш родной русский язык

Уроки о вредных для здоровья привычках, 4 класс

Участник №58 профессионального конкурса для педагогов на лучшую методическую разработку с 20 февраля по 20 мая 2018 года
Внеурочное мероприятие по экологии с презентацией для школьников 6-7 класса | Занятие «Виртуальная экскурсия по зоопарку» с учащимися начальной школы
Опубликовано: 2410 дней назад (17 апреля 2018)
Просмотров: 5152
Рубрика: Без рубрики
+6
Голосов: 6
Ольга Станиславовна Средина # 17 апреля 2018 в 16:15 +3
Екатерина Михайловна, как много интересной информации вы предоставили. И фотографии замечательные!
ГОЛОС!
Галина Викторовна Языкова # 17 апреля 2018 в 20:00 +3
Екатерина Михайловна, интересное познавательное занятие. Весьма богато историческими сведениями,и все это логически связано с растениями, которые присутствуют на геральдике белорусов.Для себя тоже почерпнула много новых исторических фактов. Спасибо!
Елена Васильевна Бычкова # 17 апреля 2018 в 20:07 +2
Уважаемая Екатерина Михайловна, внимательно прочитала Ваш материал. Хочу отметить качество составления конспекта: продуманность цели и задач, информативность, качественные иллюстрации. К сожалению, Вы не указали возраст детей, на который рассчитано занятие.
Ирина Николаевна Ступченко # 18 апреля 2018 в 09:55 0
Потрясающая публикация. Так интересно. С огромным удовольствием читала Вашу публикацию. Голосую!
Ирина Николаевна Кириллова # 22 апреля 2018 в 21:38 +1
Екатерина Михайловна, с удовольствием прочитала Ваше занятие. Хорошее мероприятие: динамичное, с разными формами деятельности, продуманы все этапы занятия, материал содержательныйи познавательный. Примите голос! Удачи!