Внеурочное мероприятие по экологии с презентацией для школьников 6-7 класса
Познавательная программа «Сбережем воды Земли» с презентацией
Автор сценарной разработки: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь. Актуальность
Дефицит пресной питьевой воды в мире знаком человечеству с древнейших времён, и с последнего десятилетия двадцатого века он постоянно рассматривается как одна из глобальных проблем современности. При этом, по мере роста населения нашей планеты, значительно увеличивались масштабы водопотребления, и, соответственно, вододефицита, что впоследствии стало приводить к ухудшающимся условиям жизни и замедлило экономическое развитие стран, испытывающих дефицит.
В сложившихся условиях установлено, что уже каждый шестой человек на планете испытывает нехватку пресной питьевой воды. И ситуация по мере развития урбанизации, роста населения, увеличения промышленных потребностей в воде и ускорения глобальных изменений климата, ведущих к опустыниванию и снижению водообеспеченности, будет только усугубляться. Недостаток воды вскоре может привести к развитию и усугублению уже существующих глобальных проблем.
Поэтому одной из задач подрастающего поколения является экономия и сохранение чистой (пресной) воды. Состав группы: возраст детей: 12-15 лет, количество учащихся: 8-12 Цель: развитие бережного отношения к водным ресурсам. Задачи:
Образовательная – расширить знания учащихся о важности экономии водных ресурсов.
Воспитательная – воспитывать экологическую культуру, а также бережное отношение к природе.
Развивающая – развивать память, а также логическое мышление у учащихся. Планируемый результат: учащиеся буду знать основные правила экономии водных ресурсов, уметь рационально расходовать воду в течении дня, научатся экономить воду в своих домах. Форма организации мероприятия: познавательная программа. Методы обучения: словесный (объяснение, беседа), наглядный (упражнение «Аквариум», презентация), практический (расчет личного водного следа), игровой (викторина). Педагогические технологии:
- личностно-ориентированные: применяются на протяжении всего занятия; создают условия для раскрытия личности учащегося, проявления познавательной активности учащегося [2];
- информационно-коммуникативные: используются на основных этапах занятия для улучшения качества и эффективности обучения, стимулирования познавательной активности учащихся;
- игровые: применяются при первичном закреплении новых знаний и рефлексии [1].
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, компьютер с доступом в сеть интернет, 3 литровая банка, пищевые отходы (заварка, кофе, крошки, кожура), бытовая химия, стенд «Водный след продуктов и вещей».
Продолжительность мероприятия: 1 час
План мероприятия
1. Вступительное слово педагога.
2. Мини-беседа «Воды Земли» (с демонстрацией презентации).
3. Упражнение «Аквариум».
4. Беседа «Водный след продуктов и вещей».
5. Викторина «Сохрани воду».
6. Рефлексия.
7. Заключительное слово педагога.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ 1. Вступительное слово педагога.
Педагог:
Вода ничего не стоит, потому что бесценна. Она служит всему миру, потому что свободна. Ее сила в мягкости, ее совершенство в простоте. У нее одно имя, но много обликов.
(Плиний Старший)
Педагог: Здравствуйте, ребята, как вы уже догадались, сегодня мы с вами будем говорить о воде. Вода окружает нас на протяжении всей нашей жизни, пользуемся мы водой постоянно, и утром и днем, и вечером. Без воды мы не сможем прожить и дня. Но не каждый из нас задумывается, а много ли воды мы потребляем? И сегодня мы с вами попробуем разобраться куда утекает вода, на что мы ее тратим, а также узнаем во что превратиться чистая вода в течении целого дня. А начнем мы с того, что вспомним, сколько же воды на планете.
2. Мини-беседа «Воды Земли» (с демонстрацией презентации) (на протяжении беседы демонстрируется презентация приложение 1) Педагог: Вода — ресурс, вода — энергоноситель, вода — транспортная система, вода — основа жизни. Поэтому подсчет запасов воды ведется давно. Давайте вспомним, сколько же воды на нашей планете?
Учащийся: Считается, что 70,8% поверхности земного шара покрыто водой. Педагог: Правильно. Но ведь не всю эту воду мы с вами можем ис-пользовать. Ведь большая часть воды – соленая. Она занимает 97 % от всей водной оболочки Земли. И эта вода для нас можно сказать, не доступна, так как из ее мы не можем приготовить обед, постирать вещи, сходить в душ. Все это мы можем сделать только в пресной воде. Так сколько же пресной воды остается на все эти нужды?
Учащийся: Всего 3 %. Педагог: Как видите, остается совсем немного, но ведь и эту воду не все можно использовать, так как 2/3 этой воды находится в ледниках. И получается для нас с вами остается только 1%, а нас с вами на планете проживает около 7,5 миллиардов. А вот теперь давайте задумаемся, как мы с вами расходуем воду в течении дня.
Сейчас мы вспомним, сколько раз в день мы с пользуемся во-дой (на доске рисуется цистерна, по мере ответов детей цистерна «заполняется»).
Педагог: Представите обычное утро, вы проснулись и собираетесь в школу, сколько раз за утро будете пользоваться водой?
Учащийся: 2 раза, когда пойдем в туалет и когда будем умываться. Педагог: Хорошо, но вы забыли, что с утра мы завтракаем, а для приготовления тоже используем воду, потом мы посуду моем, и опять-таки включаем воду. И получается, что только за утро мы включаем воду в среднем 4 раза. И так, идем дальше. Вот вы пришли в школу, водой в школе пользуетесь? Учащийся: Да. Перед столовой, когда ходим в туалет, после туалета. Получается примерно 3-4 раза пользуемся водой.
Педагог: Умнички. После школы приходите домой и опять-таки пользуемся водой, моем руки перед обедом, моем посуду, ходим в туалет, моем руки после туалета, готовим еду, ужинаем и т.д. Вот и получается, что за 1 день мы около 20 раз пользуемся водой. Как видите вся наша цистерна заполнилась.
Педагог: В течении дня мы пользуемся чистой водой, водой которую можно пить. Поэтому наша задача эту воду экономить, ведь ее не так уж и много на планете. И я хочу, чтобы каждый из вас запомнил простые правила экономии воды:
1. Используйте душ вместо ванны. Принимая душ в течение 5 ми-нут, вы расходуете до 50 л воды. А для того, чтобы наполнить ванну, необходимо воды больше - до 200 л.
2. При мытье посуды не держите кран постоянно открытым.
3. Закрывайте кран, когда чистите зубы. Таким образом, вы сэко-номите до 45 л воды - именно столько уйдет в канализацию че-рез открытый кран за 3 минуты.
Педагог: И так, надеюсь вы запомнили эти простые правила.
3. Упражнение «Аквариум»
Педагог: Ребята, а куда вода уходит после того как мы ей попользо-вались?
Учащийся: Вода уходит в канализацию.
Педагог: Верно, и сейчас наглядно посмотрим, как меняется наша вода.
Для этого упражнения нам понадобится 3-х литровая банка с чистой водой, любой желающий может выпить воды из этой банки. (далее педагог рассказывает распорядок дня и добавляет в банку то, что в течении дня попадает в воду) Педагог: Вспоминая наш распорядок дня, первое что мы делаем утром – идем в туалет и многие из вас в унитаз бросают бумагу, по-этому мы добавляем в банку бумагу. Далее идем умываться, на этом этапе в воду попадает паста, мыло. Вот мы умылись, идем кушать. Когда моем посуду в воду попадают остатки пищи, моющие средства, некоторые могут еще выбросить в унитаз заварку, остатки нерастворимого кофе. Тоже самое происходит и вечером. А теперь посмотрите, во что превратилась наша вода. Есть у кого ни будь желание сделать глоточек?
4. Беседа «Водный след продуктов и вещей» (с расче-том водного следа на сайте) Педагог: На протяжении всей жизни мы пользуемся различными продуктами, вещами, техникой, различными ресурсами, но самый главный ресурс — это вода. Без воды не может функционировать не одно производство, а значит у каждой вещи есть свой водный след.
Обратите внимание на стенд (стенд от ЦЭР (приложение 2)), как вы видите, возле каждого продукта есть численно значение. Именно столько воды необходимо для производства того или иного товара. Педагог: Ребята, давайте сейчас попробуем проследить на каких этапах производства молока используется вода.
Учащийся: Корова на ферме пьет воду, перед дойкой коровам моют вымя. Педагог: Хорошо, но это не все, ведь молоко продается в бутылках, а значит нужно учитывать и воду которая тратится на изготовление бутылок. Вот и получается, что на производство одного литра молока тратится примерно 1000 литров воды.
А сейчас я предлагаю вам рассчитать свой водный след. (расчет водного следа на примере одного из учащихся) Педагог: Вот видите какой огромный водный след. Каждый из нас должен задуматься о том, что он может сделать для того чтобы сни-зить этот показатель.
5. Викторина «Сохрани воду» Педагог: Вот и подходит к концу наше занятие, и для того чтобы узнать все ли вы запомнили, мы немного поиграем. Я попрошу вас объединиться в две команды.
Правила викторины:
Командам задаются вопросы, какая команда первой подняла руку, той и переходит право ответа, за каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Побеждает команда, которая наберет больше баллов. Вопросы викторины:
1. Сколько процентов суши покрыто водой? (70,8%)
2. Сколько на земле пресной воды? (3%)
3. Где сосредоточена большая часть пресной воды? (в ледниках)
4. Сколько в среднем раз за день мы пользуемся водой? (около 20 раз)
5. Сколько необходимо воды что бы наполнить ванну? (более 200 литров)
6. Сколько вы сэкономите воды, если будите закрывать воду, когда чистите зубы? (около 45 литров)
7. А сколько воды нужно для производства 1 литра молока? (1000 литров)
8. На сколько процентов человек состоит из воды? (70%)
9. Сколько необходимо воды человеку в день? (2 литра)
10. Что случится с нами, если мы 5 дней не будем пить жидкости? (мы погибнем)
Подведении итогов викторины. Награждение победителей памятными сувенирами.
6. Рефлексия Педагог: Наше занятие подходит к концу, поэтому я попрошу каждого из вас по очереди поделиться своими впечатлениями, рассказать что вы запомнили и с какими трудностями столкнулись. Сегодня я запомнил…
Мне понравилось…
Я узнал…
Для меня было сложно…
Мне не понравилось..
Я буду стараться…
Мне хотелось больше узнать о…
7. Заключительное слово педагога. Педагог: Хотелось бы закончить наше занятия стихотворением неизвестного автора.
Что такое вода?
Что такое вода — интересно ребятам,
Это то, без чего нам, друзья, не прожить.
Человечеству послана она во благо,
И водой мы, конечно, должны дорожить.
Что такое вода? Это реки и море,
Это лед Антарктиды, это снег или град.
Это синее озеро там, на просторе,
И красивый и громкой речной водопад.
И весенний ручей, и осенняя лужа,
Что такое вод? — Я отвечу легко.
Это то, что, бесспорно, нам жизненно нужно,
Что в судьбу человека вошло глубоко.
Педагог: Спасибо ребята, за внимание. До новых встреч.
Литература
1. Кашлев C.С. Современные технологии педагогического процесса: Пособие для педагогов. – Мн.: Университетское, 2000. – 95с.
2. Сивашинская, Е. Ф. Педагогические системы и технологии : курс лекций для студетов педагогических специальностей вузов / Е. Ф. Сивашинская, В. Н. Пунчик ; под. общ. ред. Е. Ф. Сивашинской. — Минск : Экоперспектива, 2010. — 196 с.
Здравствуйте, Екатерина Михайловна, в своей работе Вы учите детей рациональному использованию воды.Вся Ваша беседа построена с позиции -" на равных".Вы объясняете на конкретных примерах, почему так ответственно мы, люди, должны относиться к этой бесценной жидкости. Это важная и нужная тема.
Логунова Елена Андреевна #15 апреля 2018 в 10:18+1
очень интересный материал, весьма доступный для детей, экологическое состояние наших водных ресурсов тема очень октуальна и данную проблему просто необходимо донисть подрастающему покалению. Ваш метариал возьмём обязательно на вооружение адаптировав его на дошкольников стрших и подготовительных групп. спасибо Вам за данную методическую разработку.