Библиотечный урок для школьников 6-8 класс «Через красоту природы – к красоте души»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест. Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках
Библиотечный урок «Через красоту природы – к красоте души»
Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?
В. Г. Распутин
Созданные заповедники – это своеобразное «покаяние» людей перед природой. В поисках пропитания (а то и просто забавы) человек истребил множество животных и растений. Только за последние 300 лет с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц и несколько сотен беспозвоночных и растений. В Нью- йоркском зоопарке есть символическое кладбище, где установлены около 200 памятников исчезнувшим животным. По подсчетам ученых, к середине нашего века исчезнет еще около 20 тыс. видов растений и не менее 50 видов животных. Так, может быть, именно заповедники помогут нам сохранить хотя бы часть «лица» нашей планеты.
В заповедниках лес и трава,
И животные бродят свободно.
Это зоны, где вечно жива
Наша Родина, наша природа.Черные Земли
Этот любопытный заповедник – один из самых южных заповедников России. Находится он на территории Прикайспийской низменности, в Калмыкии, в междуречье Волги и Кумы. Это волнистая равнина, которую много раз за ее историю затапливали (и потом отступали) воды Каспия.
Места здесь суровые – практически пустыня или, во всяком случае, полупустыня. Летом – очень жарко, а зимой морозы достигают -30 – 35 градусов, снега бывает мало. Именно поэтому здешняя земля и получила название «черная» (бесснежная), а цвет сильно просоленной морем почвы буроватый, песчанистый. Это единственный в стране заповедник для изучения и охраны степных, полупустынных и пустынных ландшафтов. Ведь пустыню тоже нужно охранять. Еще одна задача заповедника – охрана сайгаков, удивительных животных, которых очень любят преследовать жадные до добычи охотники.
Растительность в этой местности, по меркам жителей Средней полосы или, к примеру, Приморья, бедная – что требовать от полупустынь? Но она есть: многие растения ухитряются жить и на этих бедных почвах, при практически полном отсутствии влаги и мощных ветрах. Что это за растения? Ковыль – волосатик, полынь нескольких видов, а на тех участках, где господствуют пески, - верблюжья колючка, колосняк и некоторые другие неприхотливые растения.
ковыль – волосатик
полынь
верблюжья колючка
колосняк
Кроме особо охраняемых сайгаков здесь живут ушастый еж, тушканчик, зайцы и др.
сайгаки
ушастый еж
тушканчик
зайцы
Заповедник образован в 1990 году, а спустя три года он получил статус биосферического заповедника ЮНЕСКО, что очень почетно. В 1996 году заповеднику передали еще одну территорию, которая требовала строгой охраны.
Маныч – Гудило
Это участок озера Маныч – Гудило, который хоть и находится недалеко от Черных земель, но разительно отличается от них по природным условиям. Когда – то здесь был пролив, соединяющий Азовское и Каспийское моря, но за десятки тысяч лет облик Земли сильно изменился, и теперь здесь суша.
Это водно – болотные угодья, где находятся многочисленные гнездовья и места зимовки многих водоплавающих и так называемых околоводных птиц. Здесь и зима помягче, и влажность больше, и зимой – снег, а летом – дождичек. Для птиц – раздолье. А главное, чтобы им люди не мешали. Эта задача и стоит и стоит перед заповедником. Какие птицы здесь обитают? Лебедь – шипун, серый гусь, розовый и кудрявый пеликан, краснозобая казарка, шилохвость, серая утка, нырок, и многие другие.
Лебедь – шипун
серый гусь
краснозобая казарка
шилохвость
Охотников здесь нет, но птицам нужно быть внимательными: здесь живут хищники – степной орел и курганник,
курганник
а они зазевавшейся утке спуску не дадут. А еще в здешнем небе всю весну слышится песня жаворонка.
Есть место в крае нашем -
Живой природы островок,
Оберегаемый законом, любимый глазу уголок.
В нём звери редкие живут
И не боятся пуль свинцовых,
Что жизнь их ценную прервут.
Здесь реки рыбою полны,
Им не грозит попасться в сети.
Весной распустятся цветы,
Их не сорвут от скуки дети.
Там пенье птиц раздастся трелью,
И защемит в душе моей.
Как я хочу, чтоб больше было
Природных мест, не тронутых людьми.
Анастасия ДяговецДальневосточный морской заповедник
Мы с вами уже посетили уже не один заповедник, а сейчас давайте заглянем в морской заповедник. Ведь, около 98% территории Дальневосточного морского биосферического заповедника – это море, а точнее, часть залива Петра Великого, принадлежащего к акватории Японского моря. Он создан в 1978 году в близости от города Владивостока, потому что море тоже нужно защищать.
В этом уникальном морском заповеднике обитает более 5 тыс. видов растений
и животных.
Признанием заслуг заповедника по охране животных и растений, а так же ландшафтов и природных феноменов стало присвоение ему в 2003 году ЮНЕСКО международного статуса «биосферный заповедник». Это говорит о многом.
В заповеднике несколько зон (участков). Есть зоны строгой охраны, посещение которых запрещено. Есть и такие, где по специальному разрешению дирекции заповедника может вестись фото и киносъемка. А есть и специальная просветительская зона, где построена гостиница и проводятся экскурсии как для взрослых, так и для школьников. Что же так строго охраняют в этом заповеднике?
Прежде всего, уникальные особенности Японского моря. Есть участки акватории, где температура воды с глубиной резко падает, что позволяет на разных морских «этажах» существовать самым разным видам животных и растений.
Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника
Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника
Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника
Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника
Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника
Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника
Помогает и климат этих мест. Зимой воды заповедника напоминают воды Северного Ледовитого океана, а летом – обстановку в морях субтропиков. Эти особенности и делают местное морское сообщество такими разнообразным. Тут по соседству живут и не мешают друг другу как тепловодные виды организмов, так и холодноводные, субарктические.
Неповторим и животный мир заповедника. Когда – то он был в значительной части уничтожен охотниками, рыбаками, обитателями военных баз, туристами. Но за годы существования заповедника выросла численность уссурийского баклана, серой цапли, чернохвостой чайки;
уссурийские бакланы
серая цапля
чернохвостая чайка
здесь начали гнездится и редчайшие птицы – желтоклювая цапля и малая колпица,
желтоклювая цапля
малая колпица
обитающие в России только здесь и занесенные в Красную книгу. Постепенно восстанавливается и растительный мир здешних островов – природа (с помощью человека) лечит саму себя.
Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.
Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.
Тайна записной книжки
Охраняют уникальную природузаповедников не только люди, там работающие, но и законы Российской Федераци. Многие из них приняты недавно. Сегодня закон предусматривает очень большие штрафы для тех, кто нарушает границы заповедника, самовольно проводит сбор растений и отлов животных. Это серьезное предупреждение для браконьеров.
Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви»
В.Г. Распутин
Рекомендуем посмотреть:
Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов с презентацией. Озеро Байкал
Экологическая экскурсия на водоём с детьми 6-9 класса. Конспект
Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 6-8 класса «Жемчужина природы - заповедники»
Внеклассное мероприятие по экологии для 7-8 класса в библиотеке. Заповедники
Похожие статьи:
Ролевая игра по экологии для школьников 7-9 класса