Творческий конкурс для педагогов «Самая лучшая Зима»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Внеклассное мероприятие по экологии в библиотеке, 6-8 класс

Библиотечный урок для школьников 6-8 класс «Через красоту природы – к красоте души»
Автор: Соколовская Инна Владиславовна - педагог – библиотекарь, учитель ОПК МБОУ Тацинская СОШ № 3 Ростовская область
Описание материала: Нам предстоит путешествие по самым загадочным, самым недоступным и, возможно, самым красивым местам нашей планеты. Мы посетим весьма любопытные и далеко не всегда известные вам даже из учебника географии территории, которые принято назвать заповедниками. Вы почувствуете прелесть всех этих мест. Библиотечный урок для учащихся 6 – 8 классов. Использовать материал можно в самой разнообразной форме. На выбор учителя.
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
Оборудование: Выставка книг о заповедниках
Библиотечный урок «Через красоту природы – к красоте души»

Человечество слишком долго вело себя на планете как неразумный хозяин. Создавая удобства для комфортной жизни, мы напрочь забыли о том, что ресурсы природы, увы, далеко не безграничны, что жить в городах, где воздух грязен и отравлен, придется нашим детям. Настало время вспомнить о том, что природа не прощает ошибок. Человек должен позаботиться о природе, вспомнить, что он и сам – часть этой природы. Разумно ли пилить сук, на котором сидишь?
В. Г. Распутин


Созданные заповедники – это своеобразное «покаяние» людей перед природой. В поисках пропитания (а то и просто забавы) человек истребил множество животных и растений. Только за последние 300 лет с лица Земли исчезли 36 видов млекопитающих, 94 вида птиц и несколько сотен беспозвоночных и растений. В Нью- йоркском зоопарке есть символическое кладбище, где установлены около 200 памятников исчезнувшим животным. По подсчетам ученых, к середине нашего века исчезнет еще около 20 тыс. видов растений и не менее 50 видов животных. Так, может быть, именно заповедники помогут нам сохранить хотя бы часть «лица» нашей планеты.

В заповедниках лес и трава,
И животные бродят свободно.
Это зоны, где вечно жива
Наша Родина, наша природа.
Черные Земли

Этот любопытный заповедник – один из самых южных заповедников России. Находится он на территории Прикайспийской низменности, в Калмыкии, в междуречье Волги и Кумы. Это волнистая равнина, которую много раз за ее историю затапливали (и потом отступали) воды Каспия.
Места здесь суровые – практически пустыня или, во всяком случае, полупустыня. Летом – очень жарко, а зимой морозы достигают -30 – 35 градусов, снега бывает мало. Именно поэтому здешняя земля и получила название «черная» (бесснежная), а цвет сильно просоленной морем почвы буроватый, песчанистый. Это единственный в стране заповедник для изучения и охраны степных, полупустынных и пустынных ландшафтов. Ведь пустыню тоже нужно охранять. Еще одна задача заповедника – охрана сайгаков, удивительных животных, которых очень любят преследовать жадные до добычи охотники.
Растительность в этой местности, по меркам жителей Средней полосы или, к примеру, Приморья, бедная – что требовать от полупустынь? Но она есть: многие растения ухитряются жить и на этих бедных почвах, при практически полном отсутствии влаги и мощных ветрах. Что это за растения? Ковыль – волосатик, полынь нескольких видов, а на тех участках, где господствуют пески, - верблюжья колючка, колосняк и некоторые другие неприхотливые растения.

ковыль – волосатик

полынь

верблюжья колючка

колосняк

Кроме особо охраняемых сайгаков здесь живут ушастый еж, тушканчик, зайцы и др.

сайгаки

ушастый еж

тушканчик

зайцы

Заповедник образован в 1990 году, а спустя три года он получил статус биосферического заповедника ЮНЕСКО, что очень почетно. В 1996 году заповеднику передали еще одну территорию, которая требовала строгой охраны.

Маныч – Гудило

Это участок озера Маныч – Гудило, который хоть и находится недалеко от Черных земель, но разительно отличается от них по природным условиям. Когда – то здесь был пролив, соединяющий Азовское и Каспийское моря, но за десятки тысяч лет облик Земли сильно изменился, и теперь здесь суша.

Это водно – болотные угодья, где находятся многочисленные гнездовья и места зимовки многих водоплавающих и так называемых околоводных птиц. Здесь и зима помягче, и влажность больше, и зимой – снег, а летом – дождичек. Для птиц – раздолье. А главное, чтобы им люди не мешали. Эта задача и стоит и стоит перед заповедником. Какие птицы здесь обитают? Лебедь – шипун, серый гусь, розовый и кудрявый пеликан, краснозобая казарка, шилохвость, серая утка, нырок, и многие другие.

Лебедь – шипун

серый гусь

краснозобая казарка

шилохвость

Охотников здесь нет, но птицам нужно быть внимательными: здесь живут хищники – степной орел и курганник,

курганник

а они зазевавшейся утке спуску не дадут. А еще в здешнем небе всю весну слышится песня жаворонка.

Есть место в крае нашем -
Живой природы островок,
Оберегаемый законом, любимый глазу уголок.
В нём звери редкие живут
И не боятся пуль свинцовых,
Что жизнь их ценную прервут.
Здесь реки рыбою полны,
Им не грозит попасться в сети.
Весной распустятся цветы,
Их не сорвут от скуки дети.
Там пенье птиц раздастся трелью,
И защемит в душе моей.
Как я хочу, чтоб больше было
Природных мест, не тронутых людьми.
Анастасия Дяговец
Дальневосточный морской заповедник

Мы с вами уже посетили уже не один заповедник, а сейчас давайте заглянем в морской заповедник. Ведь, около 98% территории Дальневосточного морского биосферического заповедника – это море, а точнее, часть залива Петра Великого, принадлежащего к акватории Японского моря. Он создан в 1978 году в близости от города Владивостока, потому что море тоже нужно защищать.
В этом уникальном морском заповеднике обитает более 5 тыс. видов растений



и животных.

Признанием заслуг заповедника по охране животных и растений, а так же ландшафтов и природных феноменов стало присвоение ему в 2003 году ЮНЕСКО международного статуса «биосферный заповедник». Это говорит о многом.
В заповеднике несколько зон (участков). Есть зоны строгой охраны, посещение которых запрещено. Есть и такие, где по специальному разрешению дирекции заповедника может вестись фото и киносъемка. А есть и специальная просветительская зона, где построена гостиница и проводятся экскурсии как для взрослых, так и для школьников. Что же так строго охраняют в этом заповеднике?
Прежде всего, уникальные особенности Японского моря. Есть участки акватории, где температура воды с глубиной резко падает, что позволяет на разных морских «этажах» существовать самым разным видам животных и растений.

Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника

Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника

Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника

Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника

Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника

Обитатели Дальневосточного морского биосферного заповедника

Помогает и климат этих мест. Зимой воды заповедника напоминают воды Северного Ледовитого океана, а летом – обстановку в морях субтропиков. Эти особенности и делают местное морское сообщество такими разнообразным. Тут по соседству живут и не мешают друг другу как тепловодные виды организмов, так и холодноводные, субарктические.
Неповторим и животный мир заповедника. Когда – то он был в значительной части уничтожен охотниками, рыбаками, обитателями военных баз, туристами. Но за годы существования заповедника выросла численность уссурийского баклана, серой цапли, чернохвостой чайки;

уссурийские бакланы

серая цапля

чернохвостая чайка
здесь начали гнездится и редчайшие птицы – желтоклювая цапля и малая колпица,

желтоклювая цапля

малая колпица

обитающие в России только здесь и занесенные в Красную книгу. Постепенно восстанавливается и растительный мир здешних островов – природа (с помощью человека) лечит саму себя.

Сберечь природу — долг и мой и твой,
Не дать погибнуть ей в пожаре дней.
Природа сердце раскрывает пред тобой,
Скорей же ты его согрей.
Не рви цветок, а лучше клумбу посади,
Не мучай листик, он живой как ты,
Ты лучше дерево взрасти,
Для птиц, смотрящих с высоты.


Тайна записной книжки
Охраняют уникальную природузаповедников не только люди, там работающие, но и законы Российской Федераци. Многие из них приняты недавно. Сегодня закон предусматривает очень большие штрафы для тех, кто нарушает границы заповедника, самовольно проводит сбор растений и отлов животных. Это серьезное предупреждение для браконьеров.

Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это и мать, родившая, вскормившая, воспитавшая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью нравственной любви»
В.Г. Распутин


Рекомендуем посмотреть:

Разработка внеклассного мероприятия для учащихся 6-7 классов с презентацией. Озеро Байкал Экологическая экскурсия на водоём с детьми 6-9 класса. Конспект Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 6-8 класса «Жемчужина природы - заповедники» Внеклассное мероприятие по экологии для 7-8 класса в библиотеке. Заповедники

Похожие статьи:

Ролевая игра по экологии для школьников 7-9 класса

Внеклассное мероприятие по экологии для учащихся 6-8 класса «Жемчужина природы - заповедники» | Внеклассное мероприятие по экологии для 7-8 класса в библиотеке. Заповедники
Опубликовано: 2850 дней назад (4 марта 2017)
Просмотров: 5148
+51
Голосов: 51
Татьяна Юрьевна Суховерша # 4 марта 2017 в 21:17 +6
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение. Вы знакомите школьников с книгами и журналами, в которых можно почерпнуть интересный материал о заповедниках нашей страны, их географии, особенностях климата, многообразии флоры и фауны. Особое внимание уделяете рассказу о деятельности человека по охране природы, ее результативности. Восхищают прекрасные фотографии, передающие красоту суровых полупустынных Черных земель и щедрость красок природных ландшафтов и акватории Японского моря. Замечательный библиотечный урок! Голосую с пожеланием успеха!
С уважением, Татьяна Суховерша
Надежда Владимировна Герасимова # 4 марта 2017 в 22:06 +5
Инна Владиславовна, ваш материал познавательный и интересный. Вы передаёте подрастающему поколению многообразие и красоту окружающего мира, учите ценить и любить природу. Данный урок будет очень полезен не только школьникам, но и некоторым взрослым!!!! СПАСИБО. Отдаю вам свой голос.
Зинаида Аркадьевна Старцева # 4 марта 2017 в 22:27 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна, Благодарю за приглашение в путешествие по удивительно красивым местам одного из самых южных заповедников России и знакомство с обитателями уникального морского заповедника. Интересный познавательный библиотечный урок, в ходе которого детям предоставляется возможность познакомиться с хрупким равновесием природы в заповедниках, оценить очарование природных объектов, восстановленных и бережно охраняемых специалистами. Красочный иллюстративный материал способствует глубокому погружению в живой мир природы; красота, богатство и неповторимые особенности обитателей заповедников вызывают восхищение. Пронзительно звучат слова Валентина Григорьевича Распутина о взаимоотношениях человека и природы... Благодарю за предоставленную возможность полюбоваться красотами природы, думаю Ваш материал в каждой живой душе найдёт отклик. «Через красоту природы – к красоте души» - точное название публикации. Примите голос № 2 и пожелание Успехов! С Вашего позволения материал возьму в закладки, нужная ценная информация, Благодарю!
Ирина Викторовна Ануфриева # 4 марта 2017 в 23:28 +3
Инна Владиславовна, получила удовольствие, путешествуя в мир природы. Не сомневаюсь, что и детям будет интересно на вашем внеклассном мероприятии, на котором затрагиваете очень интересные темы. Замечательный фотоматериал. Мероприятие практически значимое и актуальное в год экологии, многие педагоги с удовольствием возьмут его себе в методкопилку...
Голосую и желаю удачи!
Наталья Викторовна Борисова # 5 марта 2017 в 15:17 +1
Как приятно узнавать, что такие занятия проводит педагог-библиотекарь ! Детям повезло с таким творческим педагогом!
Ирина Александровна Церт # 5 марта 2017 в 20:00 +1
Здравствуйте, Инна Владиславовна! У Вас получилось интересное, познавательное путешествие по загадочным и красивым местам нашей планеты. Примите мой голос!
Анастасия Александровна Гордеева # 5 марта 2017 в 20:23 +5
Спасибо за приглашение Инна Владиславовна! Очень интересное и познавательное занятие
«Через красоту природы – к красоте души» завораживающие картинки о природе, заповедниках,
растениях, животных. О том, что человек должен беречь природу. Это является первостепенным
в воспитании нового поколения. С удовольствием ставлю голос и желаю дальнейших творческих
Вам успехов!
Ольга Васильевна Яковлева # 5 марта 2017 в 20:53 +5
Здравствуйте, Инна Владиславовна. Спасибо за приглашение. Прекрасный, богатый, познавательный материал! Иллюстрации великолепны! Тема затронута актуальная, нужная. Дальнейших творческих успехов! голос
Ольга Вячеславовна Варламова # 5 марта 2017 в 22:16 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Интересный, полезный, познавательный материал о заповедниках нашей страны. Красивые, яркие фотографии, передающие красоту полупустынных Черных земель. Большое Вам спасибо за чудесное мероприятие! Голос!
Наталья Ивановна Маркина # 6 марта 2017 в 15:55 +1
Добрый день,Инна Владиславовна. Спасибо за интересную, красочную публикацию. Получила огромное удовольствие от виртуального путешествия по самым красивым местам нашей планеты.Примите голос!
Людмила Юрьевна Дьячкова # 6 марта 2017 в 16:51 +3
Доброго времени суток!Я, хоть и учитель физкультуры, ваша разработка красочная, привлекательная...такие пейзажи , природа, просто великолепно.Ну, как такую матушку природу не полюбить, а прививать любовь и бережливость только через такие мероприятия в самый раз. Спасибо. Благодарю.
Елена Викторовна Багрова # 6 марта 2017 в 19:00 +4
Здравствуйте, Инна Владиславовна!
Благодарю за приглашение в увлекательное путешествие по заповедным местам России и знакомство с обитателями уникального морского заповедника.
Удивительная красота!!!
Ваши публикации дают подробную информацию о жизни животных, о красоте окружающего нас мира.
Спасибо за Ваши уроки! Примите голос! Успехов!
С уважением!!!
Оксана Михайловна Жидикина # 6 марта 2017 в 20:17 +3
Здравствуйте, Инна Владиславовна.
В очередной раз хочется сказать Вам спасибо за ознакомление с особенностями природы, её красотой и богатством. А красочные иллюстрации дополняют и помогают восприятию. Примите голос и обязательно победы в конкурсе.
Наталия Валентиновна Кузнецова # 8 марта 2017 в 11:43 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Выражаю вам огромную благодарность за вашу работу. Очень интересно и увлекательно посетить заповедные места нашей России. Наша страна огромна, но в ней всё меньше и меньше остаётся укромных, не тронутых человеком уголков природы.Наша задача сохранить всё красоту природных зон. С помощью таких мероприятий у детей формируется бережное отношение к природе. Спасибо.Конечно голосую!
Лариса Анатольевна Маслиенко # 8 марта 2017 в 19:22 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение на вашу страничку. Прекрасный, интересный материал, хорошо иллюстрирован. Многие педагоги с удовольствием возьмут материал себе на заметку. Примите мой голос.
Оксана Анатольевна Данильченко # 9 марта 2017 в 10:06 +2
Спасибо за приглашение!
Очень интересная публикация!
Вы поставили цель и задачи
Цель: Формирование общекультурной компетентности учащихся через восприятие литературы о природе.
Задачи:
1. Образовательная: расширить представление о книгах и журналах, прочитав которые дети могут узнать о заповедниках, как выглядят эти прекрасные места, какую роль играют в жизни человека. Углубить знания учащихся.
2. Развивающая: развивать индивидуальные творческие способности учащихся, образное и логическое мышление, воображение, умение мыслить нестандартно.
3. Воспитательная: прививать интерес к книгам и журналам. Познакомить учащихся с особенностями природы, её красотой, богатством и неповторимостью.
И полностью их выполнили!
Голос!
Удачи в творчестве!
Светлана Владимировна Иванова # 10 марта 2017 в 17:40 +2
Здравствуйте, Инна Владиславовна! Спасибо за приглашение. Прекрасный материал Вы предоставили нашему вниманию. Думаю, многие педагоги с удовольствием используют подобранный Вами материал и фото в своей работе. Примите мой голос.
Мира Симеунович # 11 марта 2017 в 16:15 +3
Инна Владиславовна, здравствуйте. Какой интересный материал Вы предоставили! Сначала Чёрные земли, с удивительным живым миром, богатством пород животных. Затем Дальневосточный морской заповедник, в котором тысячи растений, уникальные особенности Японского моря… Знакомя учащихся с красотой природы, вы заставляете их думать об отношении человека к природе – о том, как это отношение можно улучшить в пользу природы. Одновременно в пользу человека, потому что здоровье человека обусловлено здоровьем природы и её ресурсов: воздуха, воды, растений, животных. Спасибо Вам, что развиваете интерес учащихся к охране природных богатств. С большим удовольствием голосую!