Творческий конкурс для педагогов «Чудесная Весна»

 

Конкурс для педагогов «Лучший конспект урока (занятия)»

 

Конкурсы на нашем сайте ped-kopilka.ru

Экологическая игра для школьников 6-8 класса

Экологическая игра для детей 12-15 лет «Мы в будущем»

Аннотация. Современная техногенная цивилизация, помимо увеличения степени бытового комфорта, привела к стремительному ухудшению экологической ситуации в мире. Со временем испорченная цивилизацией окружающая среда может привести к катастрофическим последствиям.
В данном занятии учащиеся сталкиваются с различными экологическими проблемами и стараются с ними справиться на личном уровне.

Автор сценарной разработки: Новикова Екатерина Михайловна, заведующий отделом по основной деятельности ГУО «Слуцкий эколого-биологический центр учащихся», г.Слуцк, Минская область, Республика Беларусь.
Цель: обобщить, закрепить и углубить экологические зна¬ния учащихся;
Задачи:
– расширить знания учащихся об экологических катастрофах современности и их последствиях;
– воспитывать уважительное, внимательное отношение к природе;
– развить познавательную деятельность учащихся.
Форма организации мероприятия: экологическая игра.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Материально-техническое обеспечение мероприятия: мультимедийная установка, альбомные листы, цветные карандаши.
Продолжительность мероприятия: 1 час
Состав группы: возраст детей: 12-15 лет, количество учащихся: 8-12

План мероприятия
1. Вступительное слово педагога.
2. Беседа «Экологические проблемы современности».
3. Экологическая игра «Мы в будущем».
3.1. Тур 1 «Выбор экологической проблемы»
3.2. Тур 2 «Последствия»
3.3. Тур 3 «Ликвидация последствий»
3.4. Подведение итогов
4. Заключительное слово педагога.
Ход мероприятия
1. Вступительное слово педагога
Кажется, что, по мере того как человечество подчиняет себе природу, человек становится рабом других людей либо же рабом своей собственной подлости.
(Маркс К.)

Педагог: Здравствуйте ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о том, как мы влияем на окружающую среду. Чтобы привести планету к концу света, нам не нужны ни метеориты, ни инопланетные вторженцы. Мы и сами справимся. Почему? Всё просто – достаточно посмотреть на хронику экологических катастроф современности. Абсолютное большинство из них случились по вине человека. Желание потратить меньше средств, халатность, непрофессионализм, укрывание правдивых сведений – вот те причины, из-за которых происходили экологические катастрофы и из-за которых существуют многие экологические проблемы современности.
Сегодня вы выступите в роли экспертов по решению экологических проблем. Но для начала, я немного расскажу вам о самых глобальных экологических проблемах современности.
2. Беседа «Экологические проблемы современности»
Педагог: Ребята, говоря об экологических проблемах, какая проблема приходит первая на ум?
Учащийся: Самая большая катастрофа, о которой вспоминаешь, это катастрофа на Чернобыльской атомной станции.
Педагог: Правильно. Но помимо Чернобыльской катастрофы есть ряд других, о которых мы должны знать, поэтому сейчас я прошу вас обратить внимание на экран.
(Демонстрируется презентация «Экологические проблемы современности» приложение 1)
Педагог: Каждый из вас каждый день выбрасывает множество мусора, но кто мне скажет, куда этот мусор уходит?
Учащийся: В урну, а оттуда на свалку.
Педагог: Да, но многие годы человек выбрасывал в океан мусор, часть его опускалась на дно, часть разлагалась, часть осталась на поверхности океана. Так обрадовался Мусорный остров в Тихом океане.

Источники загрязнения
По оценке Чарльза Мура, 80 % мусора происходит из наземных источников, 20 % выбрасывается с палуб кораблей, находящихся в открытом море. Мур утверждает, что отходы с западного побережья Северной Америки перемещаются к центру водоворота примерно за пять лет, а с восточного побережья Азии — за год или меньше.

Педагог: У каждого из нас есть мобильные телефоны, ноутбуки, телевизоры и другие гаджеты. Но многие ли из вас задумывались, где и как утилизируется старая электроника.
В мире существует несколько мест, куда свозят электронный мусор со всего мира. «Столицей» таких мест является город Гуйю, Китай.

Как вы думаете, для чего этот мусор туда свозится?
Учащийся: Для переработки.
Педагог: Верно. В городе Гуйю работает множество заводов по переработке электронного мусора. В общей сложности на заводах трудится около 150000 человек. Однако такие масштабы не позволяют перерабатывать весь поступающий мусор. Из-за этого здесь появились стихийные рынки электроники и подпольные заводы по переработке.
Как вы уже поняли, состояние окружающей среды в городе Гуйю оставляет желать лучшего. Вода и воздух в городе не безопасны для человека.
Согласно исследованиями «Гринпис», в Гуйю нет собственных запасов воды, которые безопасны для человека. В почве ученые обнаружили более 10 ядовитых веществ, в основном это были ртуть, свинец, кадмий и алюминий. По статистике, беременность в 6 раз чаще заканчивается выкидышем. 7 из 10 родившихся здесь детей имеют повышенный уровень свинца в крови (в среднем, на 50% выше, чем у детей из других стран).
Педагог: Есть еще одна очень масштабная проблема – это Газовый кратер в Туркменистане

В 1971 году возле деревни Дарваза в Туркменистане советские геологи обнаружили скопление подземного газа. В результате раскопок и бурения разведочной скважины геологи наткнулись на подземную каверну (пустоту), из-за чего земля провалилась и образовалась большая дыра, наполненная газом. Буровая вышка со всем оборудованием и транспортом провалилась в образовавшуюся дыру, люди при этом инциденте не пострадали. Чтобы вредные для людей и скота газы не выходили наружу, их решили поджечь. Геологи предполагали, что пожар через несколько дней потухнет, но ошиблись. С 1971 года природный газ, выходящий из кратера, непрерывно горит днём и ночью.
Это 3 экологические проблемы о которых мало кто знает, но это те катастрофы о которых нужно знать!

3. Экологическая игра «Мы в будущем».
Цель: способствовать развитию логического мышления, умения делать выводы, обобщить знания.
3.1. Правила игры
Педагог: Ребята, сейчас мы с вами сыграем в игру «Мы в будущем». Для этого вам необходимо объединиться в 3 команды. Так же у каждой команды будет свой эксперт. В роли экспертов будут учащиеся объединения по интересам «Человек и цветы», они будут вам помогать в решении вопросов. И конечно, каждой команде необходимо выбрать капитана.
Капитаны выбраны, эксперты готовы, а мы начинаем.
3.2. Задание 1 «Выбор катастрофы»
Педагог: Сейчас я попрошу капитанов каждой команды подойти ко мне, и выбрать карточку с написанной катастрофой. К этой карточке вы так же получаете брошюру (приложение 2) с вспомогательной информацией. Ваша задача, ознакомить членов команды с информацией, написанной в брошюре (5 минут), и сделать вывод, что стало причиной возникновения данной катастрофы.
Педагог: И так время вышло, попрошу выйти капитанов команд и озвучить свои ответы.
Капитан 1 команды: Мы вытянули карточку с такой экологической проблемой как свалка электроники. Причиной данной катастрофы стал человек. Так кат он очень много производит и потребляет электронных приборов.
Капитан 2 команды: Мы вытянули карточку с такой экологической проблемой как мусорный остров в тихом океане. Причиной данной катастрофы так же является человек. Он на протяжении многих лет необдуманно выбрасывал мусор в океан.
Капитан 3 команды: Мы вытянули карточку с такой экологической проблемой как газовый кратер. А причиной возникновения так же является человек, его жажда денег и необдуманность поступков.
Педагог: Правильно ребята, человек главная причина всех бед планеты. Хорошо, все справились с заданием. А мы двигаемся дальше.
3.3. Задание 2 «Последствия»
Педагог: Как всем известно, у каждой катастрофы есть последствия. Поэтому, каждой команде необходимо сопоставить, какие последствия могут быть от их катастроф (приложение 3).



3.4. Задание 3 «Ликвидация катастрофы»
Педагог: Теперь вам необходимо разработать, как можно ликвидировать эти последствия, что бы в будущем у нас с вами была чистая окружающая среда. Для этого каждая команда в течение 5 минут должна придумать, как можно ликвидировать эту проблему (ответ записывают на листок).
Капитан 1 команды: Мы считаем что, для ликвидации последствий необходимо в первую снизить количество электронного мусора для этого необходимо уменьшить потребление. Следующий шаг – закрытие нелегальных рынков, улучшение условий труда.
Капитан 2 команды: Для ликвидации мусорного острова в Тихом океане необходимо провести акцию «Чистый океан», цель которой заключается в вылавливании мусора, множеством волонтёров.
Капитан 3 команды: Нам было очень сложно разработать концепцию ликвидации последствий. Мы решили, что от человека на данный момент ничего не зависит, необходимо ждать пока не выгорит весь газ.
3.5. Подведение итогов[/i]
Педагог: Подведем итоги, все команды отлично справились с заданиями, проявили находчивость и сообразительность, поэтому поздравляю всех участников игры!

4. Заключительное слово педагога.
Педагог: Уважаемые ребята, спасибо Вам за посильную помощь в решении экологических проблем. Природа была и всегда будет сильнее человека, ибо она его породила. Он лишь миг в ее жизни. Она же вечна и бесконечна. Человек для нее деталь. Она для него все. А потому: не вреди!

Всё меньше нетронутых мест на планете.
По тундре разлиты озёра из нефти.
И вихри враждебные вьются из труб...
Живая природа – уже полутруп.

Поставил её человек на колени.
Всё дальше на север уходят олени...
Мы денег побольше хотим огрести.
А что после нас?
ХОТЬ ТРАВА НЕ РАСТИ.
(А. Усачёв)
Приложение 1

Приложение 2
Свалка электроники в Гуйю
В нынешний век интенсивного потребления различной техники и электроники всё большую долю в бытовых отходах стала занимать старая аппаратура, телефоны, бытовая техника. Каждый год на мировые свалки попадает до 55 млн. тонн этого «добра» Свалка техники и электроники в Гуйю (Китай) собирает более семидесяти процентов всего электротехнического мусора в мире. То есть, если верить статистике, согласно которой ежегодно выбрасывается более 55 миллионов тонн вышедшей из строя бытовой техники, свалка в Гуйю каждый год увеличивается на более чем 38 миллионов тонн.
Кто-то удивится этой цифре. Китай, конечно, большая страна, но могут же они производить столько мусора? Однако на свалку в Гуйю прибывает мусор не только изнутри страны. Многие развитые страны, не желающие утилизировать собственные отходы (так как дело это весьма дорогостоящее), предпочитают заплатить чуть меньше, чтобы вывести мусор куда-нибудь подальше (с глаз долой).
Одним из таких мест стала свалка близ китайского города Гуйю.
Газовый кратер в Туркменистане
В Интернете большой популярностью пользуются фотографии и видео с таинственным названием «Ворота в ад», на которых видно, как посреди пустыни из-под земли извергается огонь. Вид пламени, горящего среди желтых песков пустыни, завораживает и интригует даже бывалых путешественников. Но немногие знают, как именно возникло это чудо природы, расположенное в 266 километрах к северу от города Ашхабад.
В 1971 году в пустыне Каракум, недалеко от небольшого селения Дарваза, название которого в переводе с туркменского означает «ворота», начали бурить разведочную скважину на наличие газа. В ходе бурения произошел инцидент: геологи случайно вскрыли подземную полость, в которую провалилось всё оборудование вместе с буровой вышкой и транспортом. Люди не пострадали, но из полости вырвался природный газ. Чтобы не доставлять проблем местным жителям из той самой деревни Дарваза, геологи приняли решение поджечь газ, надеясь, что он полностью выгорит за несколько дней. Шли недели, месяцы и годы, а огонь всё горел, не утихая. В 2004 году по приказу Туркменбаши селение было перенесено в другое место, а газовый кратер Дарваза продолжал пылать.
Мусорный остров в Тихом океане
Загрязнение началось с тех времен, когда изобрели пластик. С одной стороны, незаменимая вещь, которая неимоверно облегчила жизнь людей. Облегчила до тех пор пока пластиковое изделие не выбросят: пластик разлагается более ста лет, и благодаря океанским течениям сбивается в огромные острова. Один такой остров размером более американского штата Техас плавает между Калифорнией, Гавайями и Аляской — миллионы тонн мусора. Остров быстро растёт, ежедневно в океан со всех материков сбрасывается ~2.5 миллиона кусочков пластика и прочего мусора, на этом участке находится более ста миллионов тонн мусора.
По оценке Чарльза Мура, 80 % мусора происходит из наземных источников, 20 % выбрасывается с палуб кораблей, находящихся в открытом море. Мур утверждает, что отходы с западного побережья Северной Америки перемещаются к центру водоворота примерно за пять лет, а с восточного побережья Азии — за год или меньше.
Приложение 3
Последствия Свалка электронного мусора
(перепутанное)

Газовый кратер в Туркменистане
(перепутанное)

Мусорный остров в Тихом океане
(перепутанное)

Рекомендуем посмотреть:

Экологическая игра-путешествие для детей 6-9 лет Конкурсная программа по биологии для 5-7 класса Эко-квест для детей. Сценарий Дидактическая игра по экологии для школьников 5-8 класса

Похожие статьи:

Экологические игры для школьников

Экологическая игра по станциям для летнего лагеря

Игра по экологии «Что? Где? Когда?» для детей начальной школы

Игра по станциям по экологии для школьников 8 класса

Экологическое лото. Сценарий

Внеурочное мероприятие по экологии с презентацией для школьников 6-7 класса
Опубликовано: 2204 дня назад (14 апреля 2018)
Просмотров: 11343
Рубрика: Без рубрики
+5
Голосов: 5

Нет комментариев. Ваш будет первым!